Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
методическая разработка (логопедия, 1 класс) по теме
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике.
Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т.е. психологически ориентированное обучение. Необходимым условием эффективной коррекционной работы является создание условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Именно поэтому на логопедических занятиях необходимы дидактические, ролевые игры, цель которых:
- развивать произвольность (умение следовать правилам), речь, воображение, пространственные и временные представления, восприятие, мышление, память,
Игровая форма занятия делает его привлекательным, интересным, что в целом повышает эффективность логопедического занятия.
Игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.
Распространённая игра « Минутка » даёт возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания, запомнить определённое количество слов, текст, записать его.
«День и ночь» дает возможность логопеду преобразовать записанное на доске или наглядный материал детям - быстро оценить ситуацию, запомнить текст.
« Заблудился». Задание: спишите, исправив ошибки.
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
Методика проведения таких игр-упражнений достаточна известна.
Игры, развивающие творческие способности учащихся- разыгрывание диалогов, стихов в лицах, сочинение рифмовок,
Занимательные тексты.
1. Продолжите разговор, чтобы мальчики помирились, не забудьте про вежливые слова. Разыграйте ситуацию.
-Кто кого обидел первый? - Вы же раньше так дружили!
-Он меня. - Я дружил.
-Нет, он меня. - И я дружил.
-Кто кого ударил первый? - Что же вы не поделили?
- Он меня. - Я забыл.
-Нет, он меня. - И я забыл.
Нёс медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной.
На продажу мёду крынку. Мог ли в ярость он не впасть,
Вдруг на мишку – вот напасть - Если осы лезли в пасть,
Осы вздумали напасть. Жалили куда попало,
Мишка с армией осиной Им за это и попало.
Задания: прочесть выразительно, выучить наизусть, разыграть диалог, найти слова , одинаковые по звучанию, объяснить их смысл.
Упражнение способствует развитию памяти, внимания, мышления, отработке навыка выразительного чтения, коммуникативных навыков при разыгрывании театрализованной сценки.
- Жук и вол. ( П. Воронько ) 5 . Мыши. ( Г. Лагздынь)
Жук жужжал в густой осоке Мышь как мышь, сама с вершок
Вол лежал на солнцепёке. Влезла мышка на мешок.
Жук жужжал, жужжал, жужжал, Позвала к себе мышат!
Вол лежал, лежал, лежал. Пусть крупою пошуршат.
А потом спросил: Скажите, Пошуршать бы пошуршали,
Для чего вы так жужжите? Только кошки помешали.
Жук волу ответил с жаром:
-Ясно, я жужжу недаром.
Я живу и не тужу,
Потому что я жужжу.
« Игры-соревнования»
« Предмет или действие?» Каждому игроку даётся карточка с подчеркнутыми словами, определить, в каком случае это слово обозначает предмет, в каком случае действие.
- Затопили печь, чтобы пироги печь.
- Снежное покрывало все поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
Доказать часть речи поставленным к словам вопросом..
Также сейчас среди логопедов популярны различные игры-лото, игры-домино, самостоятельно изготовленные лексические лото.
Дидактические игры
1.Кто лучше считает?
У каждого ученика 2 сигнальные карточки: = и >.Все знаки равенства одного цвета, знаки неравенства - другого. Ведущий называет слова: лом, конь, рысь, весна, пальто, угол, письмо, стол, соль, мост. Дети должны сосчитать, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания. По цвету карточек ведущий определяет число ошибок у каждого ученика и отмечает на доске. Выигрывает тот, кто допустил наименьшее количество ошибок.
2.Рыцарский турнир. 2 команды. Команды готовят своё « оружие»- по 5 слов на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, например: кошка, ложка, гриб, дедка, репка. По жеребьёвке перед началом игры одна из команд получает право первого удара и выставляет своего « рыцаря». Тот вызывает «рыцаря» из другой команды и нападает на него, то есть читает заранее подобранные слова. Противник защищается, то есть говорит, какую согласную нужно писать в слове и подтверждает проверочным словом. Если все ответы правильные, первый поединок заканчивается счётом 0:0.затем выставляет « рыцаря» вторая команда и игра продолжается. В конце игры подводятся итоги, определяется команда- победитель и лучший «рыцарь».
Игра эффективна для развития коммуникативных навыков, закрепления орфограммы и преодоления нерешительности, застенчивости детей.
3.Скажите наоборот. Ведущий называет глаголы и бросает мяч по очереди игрокам. Игрок ловит мяч и называет глагол с противоположным значением. За каждый неправильный ответ игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Слова для игроков: открыть, лечь, плакать, уходить, налить, говорить, прилететь, найти, принести, худеть, брать, зажечь, обуваться, войти.
4.Замени одним словом .Фразеологические обороты заменить одним словом: совать нос, клевать носом, зарубить на носу, унести ноги, надуть губы, заговаривать зубы, дать стрекача, выходить из себя, чесать языки, бить баклуши, ломать голову, водить за нос.
5.Кто больше? На доске вывешивается сюжетная картина из серии картин по развитию речи. Нужно найти на картине как можно больше слов на заданный вопрос: слова, в которых есть нужный звук, орфограмма, слова заданной части речи, ответ на верно или не верно построенное предложение по сюжету картинки ; условие: как можно больше привлечь детей к участию в игре.
6.Образуй новые слова. Нужно за отведённое время сказать как можно больше существительных, состоящих только из корня: корня и приставки; корня, суффикса и приставки.
7.Кто такой? На карточках написаны слова, обозначающие признаки предметов в одном столбике и слова, обозначающие предметы – во втором, записать словосочетания, составить предложения, короткий рассказ, придумать рифму к заданному слову
8.«Будь внимательным»
Запомни слова, одинаковые по звучанию.
Нёс медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной.
На продажу мёду крынку. Мог ли в ярость он не впасть,
Вдруг на мишку – вот напасть - Если осы лезли в пасть,
Осы вздумали напасть. Жалили куда попало,
Мишка с армией осиной Им за это и попало.
Объяснить правописание и смысл этих слов.
Коммуникативно-творческие игры.
Описание любого предмета. Например, опиши карандаш с помощью 5 прилагательных, тетрадь с помощью 5 существительных, линейку- 5 глаголов. Очень хороший результат будет достигнут, если ребёнок начнёт описывать предмет по различным модальностям ( карандаш- простой, острый, ребристый, длинный, лёгкий). Характеристика явления природы, праздника, времяпровождения. Перед началом игры оговаривается, что слова хороший, плохой употреблять не рекомендуется.
Составление рассказа по картинкам. Используется разрезная азбука. Карточки переворачиваются рубашкой вверх. Оговариваем тему и условия (рассказ должен быть фантастическим или реалистическим, смешным или серьёзным), по очереди вытягиваем картинки и по принципу «снежного кома» составляем рассказ. Затем усложняем задание: перемешиваем карточки и просим снова сложить рассказ, поменять несколько карточек местами и попросить расставить их по сюжету рассказа..
Игра «Где галчонок? » Отработка умения употреблять предлоги и словоформы после них. Набор картинок: галчонок, деревья различных пород, скамейка, дорожка. Логопед рассказывает, что в парке живёт галчонок, он ещё маленький и ему хочется играть. Он всё время перепрыгивает и перелетает с места на место, другие отвечают, где находится галчонок. Игру можно оживить, если кому-нибудь из детей предложить быть галчонком. Такой вариант поможет в вовлечение детей в коммуникативную деятельность.
Эстафета. Ведущий сообщает, что Незнайка нуждается в срочной помощи: ему задано написать слова с двойными согласными, а он их забыл и не может вспомнить ни одного слова. Игроки получают листки бумаги, каждый записывает слова с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний ученик снова передаёт вперёд, слова повторять нельзя. Затем можно с данными словами составить предложения или целый рассказ. Разнообразить игру можно, предложив отгадать слово по фразе, например: предмет для принятия водных процедур (ванна). После эту работу могут выполнить и остальные ребята.
Данное задание не только обогащает словарный запас, закрепляет работу с данной орфограммой, но и развивает коммуникативные навыки, желание самому проявить инициативу.
«Запоминай-ка». 2 команды, на доске записаны 2 рифмовки с непроизносимыми согласными:
Солнце, чувство, праздник, Злостный, неизвестный,
Сердце и проказник, Местный, устный, честный,
Лестница и звёздный, Грустный и ненастный,
Здравствуйте и поздний. Радостный, несчастный.
Кто больше запомнит слов , тот и выиграл (слова предварительно закрываются ).
Игровые технологии широко применяются логопедами, их большое разнообразие, нужно только четко для себя разграничивать, где игра, а где просто тренировочное упражнение.
Условия игры:
-наличие определенных правил и их соблюдение, распределение ролей, взаимодействие друг с другом, выявление лучшего игрока, подведение итогов.
Активизации учебного процесса помогает внедрение поискового метода и проблемного обучения. Проблемное обучение - такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 -х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д Дьюи ( 1859-1952 ), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью
.В современной педагогике различают 2 вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Психологические касаются деятельности учеников, педагогические затрагивают организацию учебного процесса .Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания .Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации- проблемной.
Цели проблемного изучения материала :
- Активизация мышления учащихся;
- Формирование интереса к изучаемому материалу.
Проблемный метод, или озадачивание, сводится к следующему: педагог ставит перед учащимися проблему. Это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов, вопрос может касаться какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.д.). Проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда, рисунков, фотографий. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Учащиеся помнят саму реакцию на проблему.
Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы .Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для ученика, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер .Не возникает проблемной ситуации и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или , наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.
По степени проблемности различают три уровня проблемного обучения:
- Проблемное изложение, при котором учитель ставит проблему и сам её разрешает;
- Проблемное обучение , при котором учитель ставит проблему, а поиск её решения осуществляется совместно с учащимися;
- Творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формировании проблемы и ее поиске её решения
Проблемное обучение возможно на всех этапах урока, при объяснении, закреплении, контроле знаний .Главный метод - поисковый.
Оптимальность применения проблемной ситуации на логопедическом занятии:
Примерная структура логопедического занятия по коррекции дисграфии.
Цели этапа | Содержание | Продолжительность |
1.Организация группы детей к началу занятия | ||
Создать рабочее настроение Учить правильно организовать своё рабочее место | Короткие упражнения на развитие внимания ,элементарных форм фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. | 1-3 мин. |
2.Разминка | ||
Развивать и совершенствовать психологические предпосылки навыка письма( память, внимание, темп деятельности, пространственные представления) | Упражнения на умение воспринимать словесную или письменную инструкцию, умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности; умение общаться в учебной ситуации | 10 мин.( заканчивается упражнением, проводимым стоя, чтобы дети могли сменить позу и отдохнуть) |
3. Разрешение проблемной ситуации по теме занятия | ||
Показать детям, что каждое учебное занятие требует осмысленного подхода. Учить отличать новое от известного. Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться | 3-5 мин. | |
4.Устные и письменные упражнения | ||
Выработать навыки списывания, письма под диктовку. Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения. Учить планировать свою учебную деятельность. Прививать и развивать навыки самоконтроля. Формировать адекватно-позитивную самооценку | Работа в тетрадях с перфокартами, индивидуальными карточками, памятками, пособиями - фронтально, индивидуально, в парах, в группах | 10-15 мин. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. Обратная связь. | ||
Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы. Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность. его деятельностив ходе занятия Стимулировать учебную мотивацию. | Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности | 3-5 мин. |
Примеры проблемных ситуаций на логопедических занятиях:
Самый простой способ проверки безударной гласной .
Упражнение: поставить в словах ударение и найти в каждом ещё одно маленькое слово, например - котелок, ворона, рисование.
Найденные слова выделяются цветным мелом. Вопрос: являются ли родственными большое и маленькое слово? Детям предлагается выполнить ту же работу с другой группой слов.
Котёнок банкир грибной
кот банк гриб
Вопросы: являются ли теперь родственными большое и маленькое слово? Сравните, на какой гласный падает ударение в большом слове и в маленьком, как можно назвать все получившиеся маленькие слова? (корни). Логопед стирает гласные в корнях исходных слов и просит учеников проверить их написание, дети делают вывод, что подбирать проверочные слова здесь не нужно, достаточно выделить корень, он и будет проверочным словом.
Правописание безударных окончаний прилагательных.
Задание: написать слово весенние. Так как окончание безударное, то у детей могут быть варианты написания этого слова, выясняется, почему у всех получились слова с разным окончанием. Далее ученики делают вывод, что правописание окончания прилагательного зависит от того, к какому существительному оно относится.
Звуко-буквенный анализ слов.
Задание. Анализируем слово хор (демонстрируется картинка), каждый звук обозначается фишкой. Под каждым записывают букву.
-Сколько в слове хор звуков и сколько букв?
Далее анализ слова хорь ( показать изображение хоря ).
- Сколько в слове звуков и сколько букв? Почему букв больше, чем звуков? В чём сходство этих слов при произношении ?В чём различие? Чем они похожи друг на друга в написании? Чем отличаются?
Упражнения с проблемным содержанием.
1. Что объединяет данные слова и какое из них лишнее? Почему?
2. Корень мой находится в снегу,
В подставке я приставочку найду,
Суффикс мой вы в чайнике встречали.
Весь же я – в лесу и на поляне. (подснежник)
3.Выбрать предложение (побудительное) для концовки текста. Почему одно из них не подходит?
4. Разделить «слепленное» предложение на отдельные слова.
5.Назовите синонимы к данным словам. Можно ли их назвать родственными.
Бежать-…, отзывчивый-…, рынок-.., палец-…, горевать-…
6. Определите, какой строке даны родственные слова.
Докажите, почему они родственные. Докажите ,кто самый старший, а кто- самый младший.
Дедушка, отец, сын, внук.
Дедушка, прадед, дед, дедушкин.
7.Поставьте, где нужно, Ь. Запишите слова в алфавитном порядке.
Пал..ка, мис..ка, пал..то, л..дина, ран..ка. заин..ка, бол..шой, ден..ки.
8.Расположите глаголы по степени усиления обозначаемого ими действия. Составьте с ними словосочетания.
кричал, шептал, говорил
мчался, шагал, бежал
смеялся, улыбался, хохотал
рассвирепел, разозлился, рассердился.
Задание , в котором требуется мыслить, сопоставлять, анализировать, доказывать является проблемным и носит поисковый характер.
Способность к переносу, применению знаний в новой ситуации является показателем знаний и умений учащихся
Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение ( в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.
Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений об окружающем мире.
В основе данной технологии лежат идеи Д Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, т.е. метод учебного проекта.
Возможность реализации проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности рассматривается как вполне целесообразная и эффективная в работе с младшими школьниками.
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
- личностно-ориентированный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий ответственность, инициативность и творчество;
- интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
- здоровьесберегающий.
Этапы проектной деятельности:
Подготовительный этап (погружение в проект), исполнительский этап ( организация деятельности, осуществление деятельности ), итоговый этап (презентация ).
Погружение в проект : на данном этапе учитель организует и проводит беседу, какие темы, орфограммы в данный момент для них являются наиболее трудными, «ошибкоопасными» или интересными После педагогом формулируются проблемы: «Что надо делать, чтобы ошибки исчезли или уменьшилось их количество». Сделали вывод: надо тренироваться. После этого детям предлагается вспомнить, какие типы заданий им были наиболее интересны на занятиях . После этого выдвигается идея самостоятельной разработки заданий и упражнений по выдвинутой теме. Затем формулируется главная цель проекта, например: составление таких заданий по теме, которые всем были бы интересны и с помощью которых можно было бы закрепить знания по теме.
Организация деятельности : проект должен быть краткосрочным ( занимать 2-3 урока). Так как наши дети испытывают трудности в самоорганизации своей деятельности, учитель организует коллективное обсуждение и составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта. Алгоритм проекта:
- Выбор темы, по которой будет создаваться проект;
- Определение типа заданий;
- Разработка содержания заданий ;
- Оформление заданий;
- Подготовка презентации проекта;
- Самооценка и оценка процесса и результаты работы над проектом.
Основными критериями для оценки качества разработанных заданий после совместного анализа признаются следующие:
- Соответствие содержания задания или информации выбранной теме.
- Удобство применения заданий и возможность использования их для разных учеников;
- Оригинальность содержания и способа оформления заданий или информации.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, значит , личностно ориентирована на каждого ребёнка .Особое значение проектной деятельности в практике учителя-логопеда заключается в том, что она ( проектная деятельность) способствует компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию интереса к логопедическим занятиям.
Однако, могут возникнуть трудности объективного характера – недооценка педагогом возрастных, умственных и практических возможностей ,психологических особенностей детей, имеющих речевые отклонения, которые сопровождаются, как правило низкой самооценкой и недостаточным развитием психических процессов ( речь, мышление, память, внимание).
Любой проект – творческий, так как он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению и презентации. Деятельность младших школьников носит творческий поисковый и исследовательский характер. Количество участников варьируется на каждом этапе в зависимости от интереса детей.
Деятельность по созданию проектов создаёт ситуацию успеха, способствует созданию ситуации успеха, компенсации речевых недостатков, формированию коммуникативных навыков, повышению успеваемости в целом.
Работа над проектом с учащимися, посещающими логопедические занятия, трудоёмкая и сложная в первую очередь потому , что эти дети имеют свои психологические особенности, не говоря о том, что они часто из разных классов в группе и иногда не знакомы друг с другом.
Идея создать проект « Эти загадочные животные» возникла потому, что дети данной группы занимаются в ГПД и необходимо было заинтересовать их в посещении логопедических занятий. Работа началась с того, что я отобрала много картинок с животными и предложила им выбрать наиболее интересные . Объяснила свою идею – придумать загадки для первоклашек и позагадывать им в ГПД.. Чтобы придумать загадку о животном, нужно побольше узнать о нем .Договорились подготовить мини-презентацию, небольшой рассказ. На следующее занятие были готовы не все, кто соглашался найти информацию, хотя некоторые принесли книги, детскую энциклопедию, полистали нехотя. А когда по вопросам начали рифмовать, тут интерес появился и у других ребят. Рифмовок было так много, что мы стали отбирать наиболее интересные и корректировать не очень удавшиеся. Постепенно пришли к идее сделать книжку-малышку. Выбрали картинку для обложки.Страницы несколько раз добавляли, так оказалось интересно! Наклеивали картинки, тексты загадок, копировали на ксероксе. Распределили страницы, собрали их в книжку - малышку. Потом подарили по одной книжечке каждому первому классу ( четыре 1-х классов) и оставили на память себе. В работе участвовали 5 человек в течение двух недель. Считаю, что такую работу затягивать не следует, пропадает интерес.
В результате: повысился интерес к занятиям, психологическое состояние детей улучшилось, была совместная деятельность детей и взрослых, дети упражнялись в подборе слов разных частей речи, построении предложений рифмовке, словообразовании и это, конечно, поможет в компенсации речевых недостатков и отразится на повышении успеваемости, в частности, по русскому языку и литературному чтению.
Параллельно с группой учащихся 3 класса работали над проектом «Возвратные глаголы» по алгоритму создания проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Проблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практике
Содержание материала поможет учителям-логопедам в организации проблемного обучения и проектов на логопедических занятиях...
Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс "Использование элементов технологий проблемного обучения и проектной деятельности в начальной школе" был проведен с целью передачи опыта работы....
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...
« Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ»
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.П...
Использование модели наставничества учитель-ученик при организации проектной деятельности.
Взаимодействие наставника и наставляемого в урочной и внеурочной деятельности....
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССАХ ДДИ «БЕРЁЗКА»»
Деловая игра "Особенности работы с особенными детьми". С каждым годом в общеобразовательных школах появляется все больше ребят, которые требуют особого внимания учителя. Это могут быть как часто бол...
Комментарии
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организ