Использование модели наставничества учитель-ученик при организации проектной деятельности.
статья

Примак Виктория Викторовна

Взаимодействие наставника и наставляемого в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование модели наставничества учитель-ученик при организации проектной деятельности.

Форма наставничества «учитель – ученик»
    Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала
каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у
обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
     Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих
или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
     Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
     Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри
класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с
реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после
окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного
процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и
способах действия;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
     Портрет участников
Наставник. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
     Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет
комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска
индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии
потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
     В качестве наставника могут выступать педагоги: классный руководитель,
учитель-предметник, методист, социальный педагог, психолог.
Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для
успешного выполнения своей программы наставничества.
Наставляемый:
     Вариант 1. Неуспевающий ученик. Демонстрирует низкую мотивацию к
учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе.
     Вариант 2. Пассивный ученик. Социально или ценностно
дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
     Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий
высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных
олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий
активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому
сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной
программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с
особыми образовательными потребностями, имеющий низкую
информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностей.
     Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.
Возможные варианты программы
     Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут
различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов
наставника:
● взаимодействие «учитель – неуспевающий ученик», классический
вариант педагогической и психологической поддержки обучающегося для
достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом;
● взаимодействие «учитель – пассивный ученик», психоэмоциональная
поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,
творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося,
формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве
наставника выступает классный руководитель.
● взаимодействие «учитель – одаренный ученик», в процессе которого
происходит психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого
потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника         может выступать классный руководитель или        учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой

творческий потенциал;

● взаимодействие «учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид», в

процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка
такого ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной
образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение
образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и
коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве
наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном
контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом,
методистом.
Область применения в рамках образовательной программы
     Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме
внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и
навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определенным
темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и
олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа,
подготовка к мероприятиям школьного сообщества, совместные походы на
спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства
сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач
адаптации) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Презентация "Модель организации проектной деятельности в школе"

quot;Модель организации проектной деятельности в школе"...

Модель наставничества "Учитель-ученик"

Модель наставничества "Учитель-ученик"...