" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
статья по теме

 

Если вы не представляете

, с какими ситуациями

 могут столкнуться ваши ученики

 в будущем, учите их тому,

 что они могут

применить в любых ситуациях.

 

 В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

" Использование  ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете

, с какими ситуациями

 могут столкнуться ваши ученики

 в будущем, учите их тому,

 что они могут

применить в любых ситуациях.

 В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

                   Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

         В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Применяя на своих уроках ИКТ, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей своим предметом, делает его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность- это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания,

объяснения нового материала,

закрепления темы, контроля за усвоением изученного,

обобщения и систематизации пройденных тем,

для уроков развития речи и т.д.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет нам, как учителям, не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, который каждый открывает для себя ежедневным кропотливым трудом.(показать дипломы)

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Существуют различные виды работ и действий в информационной деятельности: работа в различных программах, тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Остановимся на организации проектной деятельности младших школьников.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.

Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.

С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но для учёного главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт.

Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка.

Мы будем опираться на имеющийся личный опыт по организации проектной деятельности в начальных классах и опыт коллег, методистов, опубликованный в педагогической литературе, Интернете

Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер, который есть дома у 80 % учащихся наших классов. У детей сформированы первоначальные навыки работы с компьютером, Интернетом, так как они изучают предмет «Информатика», посещают занятия кружка «Занимательный мир информатики», При подготовке будущих первоклассников в рамках программы «Предшкола» ведётся курс «Информатика в играх» учителем информатики Полуэктовм Н.А.. В нашей  школе 2 компьютерных класса, есть возможность использования мультимедийного проектора на уроках и внеклассных мероприятиях. Многие дети уже имеют опыт по представлению собранной дополнительной информации по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку в виде медиа-сочинения (это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающей в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства).

Мы предположили, что теперь учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом обучение будет носить активно – деятельностный, проектный характер.

Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

  1. осваивает модели учебной деятельности;
  2. приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
  3. получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;
  4. развивает навыки общения.

Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного иливводного,поисково-исследовательского..Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность ученику самостоятельно скомпоновать собранный материал исходя из особенностей конкретного проекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  1. быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  2. вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  3. усиливает воздействие выступления.

Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации PowerPoint в этом случае помогают оптимизировать данный этап.

Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формулируется в тему нового проекта. Мы поощряем такое желание детей, и лучшие работы подготовлены к участию  в общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», который проводится Издательским домом «1 сентября». В районном конкурсе проектно –исследовательских работ младших школьников «Мир вокруг нас» обучающиеся нашей школы ежегодно принимают участие и занимают призовые места.(показать слайды)

Конечно, не у всех ребят получалось всё сразу, но они при работе над своим проектом познакомились с основными приёмами создания презентации PowerPoint, а вставка звука, анимирование слайдов вызвало у них ещё больший интерес. Как уже говорилось выше, ученики наших классов были в достаточной мере подготовлены к работе с использованием ИКТ, так как посещали занятия кружка «Занимательный мир информатики, именно на этих занятиях младшие школьники получили первый опыт создания собственных проектов  в универсальной учебной компьютерной среде ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.

ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования.
Целью является развитие у детей логического и алгоритмического мышления, творческих способностей, художественных возможностей.  Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир. Запуская программу, школьники открывают компьютерный альбом, состоящий из одной или нескольких листов, которые можно перебирать на экране, и в котором практически сразу можно заниматься содержательной работой: рисовать картинки, создавать мультфильмы, управлять черепашками - которые являются основными объектами, управляемыми с помощью языка команд. В своем альбоме дети создают собственные мелодии, вставляют музыкальные файлы.

На занятиях дети шаг за шагом создают собственный альбом, содержащий простой мультфильм, например, «Чудеса природы», «Лето в деревне», «Отдых на море» и так далее.

 Программное обеспечение предоставляет преподавателю и ученикам возможность использовать компьютер как инструмент для реализации собственных замыслов и идей.

Данная программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины, поэтому интересна для ознакомления и применения она будет и педагогам.

В основу обучения детей положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащённом современными персональными компьютерами, подключёнными к локальной сети. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. Идёт освоение детьми первоначальных навыков работы на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого, они учатся работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, обучаются основам алгоритмизации и программирования, приобщаются к проектно-творческой деятельности.(показать работы)

Подтвердились ожидаемые результаты обучения – умение учащимися самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого, так как на создание простейших мультимедийных проектов по заданной теме, создание собственных мультимедийных проектов и конкурс творческих проектов отводится достаточное количество учебного времени.

По результатам диагностики, проведённой психологом в классах, где дети занимаются проектной деятельностью, уровень школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой) имеет положительную динамику.

Организуя проектную деятельность детей таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение начальными навыками адаптации                           в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений              о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации,     а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера  ведёт  к  освоению  метапредметных   результатов. 

Литература:        

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33Журнал «Управление качеством образования», № 5, 2008

3.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

4.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru

5.Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

Выступление на методобъединении учителей начальных классов  МБОУ МПЛ №20...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...