План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Кузнецова Надежда Павловна

 

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки. Объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.

   К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения –« неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь  ребёнку, зависит успех любой помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya____rabota.docx57.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИТОГОВАЯ    РАБОТА

Кузнецовой Надежды Павловны,

СЛУШАТЕЛЬНИЦЫ КУРСОВ  ED-12-008

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки. Объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.

   К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения –« неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь  ребёнку, зависит успех любой помощи.

   Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Широкий спектр причин способствует возникновению школьных трудностей: от генетической предрасположенности до социальной депривации. При анализе причин трудностей обучения чтению и письму, как правило, выделяются внешние и внутренние причины. (Рис.1)

        Рис.1.                ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ

      Мы уже говорили о том, что письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Известный отечественный психолог А.Р.Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал «… для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».

   Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать их в слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. То есть ребёнок на первых порах формирования навыка письма и чтения  как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма.

   Можно выделить несколько уровней формирования навыка письма(см. схему 2).

 

Схема 2.Уровни формирования  навыка письма

   Выделяются следующие виды трудностей на начальных этапах обучения письму: трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента),трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, неспособность скопировать  элемент, букву( неровные штрихи, тремор);ошибки в пространственном расположении букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо); не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в-д), пишет лишние элементы:(и-ш, л-м) или наоборот недописывает; неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор); сильный нажим, нестабильность графических форм; ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв; замены согласных букв близких по звучанию; недописывание  букв, слогов; не использует правила; ухудшение почерка,пропуски, замены и т.п. при письме под  диктовку; ухудшение почерка, замены при списывании; очень медленный темп  письма. Возможными причинами трудностей могут быть: недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно- моторных координаций, моторных функций; несформированность фонетико-фонематического восприятия; трудности звуко-буквенного анализа; несформированность механизмов организации деятельности; индивидуальные особенности темпа деятельности.

    В формировании навыка  чтения  выделяется несколько уровней:

 

                                          Схема 3. Уровни формирования навыка чтения

  Ещё   Я.А.Каменский  писал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».Далеко не все учащиеся к окончанию начальной  школы переходят  на 3-4 уровень грамотного чтения. По результатам исследований, навыки грамотного  читателя сформированы лишь у 45-60% учеников старших классов. Для того чтобы знать, с чем связаны основные трудности обучения чтению на начальных этапах, проанализируем виды трудностей и возможные причины (родители делятся на пары, получают карточки с описанием трудностей, зачитывают, анализируют чтение собственного ребёнка):

  1. Плохо запоминает конфигурацию букв (недостаточная сформированность зрительно – пространственного  восприятия; зрительной памяти);
  2. Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п-н, в-а, г-т  путает буквы при чтении). Причины те же.
  3. Перестановка букв при чтении (рак –кар, нос-сон) (недостаточная сформированность  зрительного восприятия;
  4. Замена букв, неправильное произношение при чтении ( недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа; нарушение произношения; тудности артикуляции; несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания));
  5. Трудность слияния букв при чтении (недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки; трудности концентрации внимания);
  6. Пропуски слов, букв (трудности концентрации внимания; выраженное напряжение, утомление, неустойчивая работоспособность);
  7. Пропуски букв, слогов, угадывание, возвратные движения глаз (форсирование скорости чтения, выраженное напряжение, утомление);
  8. Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного ( форсирование скорости чтения);
  9. Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) (недостаточная сформированность зрительного восприятия, звуко-буквенного анализа, артикуляции; трудности концентрации внимания);
  10. Медленный темп чтения(есть продвижение в течении года) (индивидуальные особенности темпа деятельности).

Рекомендации родителям:

  1. Создавать спокойную обстановку при выполнении домашних заданий,отсутствие отвлекающих моментов.
  2. Не допускать грубость, злость. Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извёл», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день, бессмысленны.
  3. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что ребёнок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. (« Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всём поговорим»).
  4. Научите ребёнка обращаться за помощью. Часто дети просто не знают, как это сделать, и стесняются обращаться к учителю.
  5. Говорите с ребёнком спокойно, без раздражения. Речь должна быть чёткой ,неторопливой.
  6. При выполнении   ребёнком графических заданий (копирование, списывание букв. Цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
  7. Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы.
  8. Категорически противопоказаны форсирование скорости письма и чтения ( чтение и письмо должно быть медленным).
  9. Рекомендуется проговаривание  при письме для усиления контроля к звуко -буквенному анализу.
  10. Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото).
  11. Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.

Литература : Безруких М .М Трудности обучения чтению и письму в начальной школе: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 72с.