План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».
методическая разработка (1 класс) по теме

Замуруева Ольга Александровна

Дата проведения собрания – начало учебного года.

Цели и задачи:

- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,

-  дать характеристику основным трудностями при обучении письму,

- дать характеристику основными проблемами при формировании навыка чтения,

- определить перспективы совместной работы учителя и родителей в данном направлении,

- предложить практическую помощь родителям в виде словесных рекомендаций, памяток,

- повышать педагогическую культуру родителей.

Вопросы для обсуждения:


1. Причины трудностей обучения письму  и чтению в начальной школе.

2. Виды трудностей в процессе обучения.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
4. Родительский практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект родительского собрания

по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.

Цели и задачи:

- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,

-  дать характеристику основным трудностями при обучении письму,

- дать характеристику основными проблемами при формировании навыка чтения,

- определить перспективы совместной работы учителя и родителей в данном направлении,

- предложить практическую помощь родителям в виде словесных рекомендаций, памяток,

- повышать педагогическую культуру родителей.

Вопросы для обсуждения
1. Причины трудностей обучения письму  и чтению в начальной школе.

2. Виды трудностей в процессе обучения.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
4. Родительский практикум.

ХОД СОБРАНИЯ:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые родители.  Спасибо, что вы нашли время, чтобы посетить родительское собрание.

2. Сообщение темы собрания.

- Тема сегодняшнего собрания « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» актуальна , так как практически каждый из вас в той или иной степени сталкивается с определёнными трудностями при формировании навыков письма и чтения у ребёнка. Сегодня я постараюсь дать вам ответы на все ваши вопросы , связанные с этой темой, и наметить дальнейшие этапы работы для решения этой проблемы.

3. Лекция по теме собрания.

А) Письмо и чтение как базовые навыки.

- Письмо и чтение – базовые навыки, без  эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление.

Б) Причины возникновения трудностей.

- Многие родители и учителя считают, что причины трудностей в формировании этих навыков является нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать, его «неспособность», «плохую подготовленность». От того, как мы, взрослые, будем относиться к возникающим у ребёнка трудностям, понимать их причины возникновения, зависит помощь и дальнейшее успешное обучение ребёнка. Очень часто трудности обучения приводят к огромному внутреннему напряжению, что сказывается на «внезапном» ухудшении здоровья учащихся.  Результатом невнимания к школьным трудностям является так же нарушение нерно – психической сферы – ощущение неудач, напряжение, постоянная тревожность, микрострессы, страх унижения и наказания.

В) Существующая терминология для обозначения трудностей и основные причины их возникновения:

- Психологи, неврологи и другие специалисты порой ставят ребёнку «диагнозы», которые зачастую пугают родителей. Давайте разберёмся. Что же означают наиболее часто встречающиеся:

= «дисграфия» -  нарушении письма,

= «дислексия» - комплексное нарушение письма и чтения,

= «зрительная дислексия» - нарушение чтения при несформированности зрительной памяти и пространственного всприятия,

= «речевая дислексия» - нарушение и несформированность речевых функций,

= «зрительно – моторная дислексия» - нарушение или несформированность зрительно   моторной координации,

=»!дислексия развития» - возрастная несформированность тех познавательных функций, которые обеспечивают формирование навыка.

- Поэтому нам необходимо знать причины и факторы, которые являются основными причинами возникновения этих трудностей. Давайте рассмотрим их подробно, пользуясь схемами:

Причины трудностей

Внешние факторы:

  1. Экологические
  2. Социальные
  3. Социокультурные
  4. Школьные факторы риска:

- стресс

- интенсивность учебного процесса

- неадекватность требований и методик

- нерациональная организация учебного процесса

- ограничение во времени в процессе деятельности

Смешанные факторы

  1. Первичная неграмотность
  2. Функциональная неграмотность
  3. Особые группы риска:
  1. часто болеющие дети
  2. медлительные дети
  3. гиперактивные дети
  4. леворукие дети
  5. дети из социально неблагополучных семей

Внутренние факторы

  1. Генетические
  2. Нарушения пре - и постнатального развития
  3. Нарушения нейросенсорного развития
  4. дисфункции мозга
  5. несформированность коры головного мозга
  6. возрастная несформированность познавательного развития

( Опираясь на материалы лекций, учитель  раскрывает каждый из факторов).

- Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с различными причинами: с условиями жизни, организации обучения, индивидуальными, возрастными особенностями, состоянием здоровья ребёнка. Чаще всего влияние это комплексное. Важно уметь различать их для оказания эффективной и своевременной помощи ребёнку.

Г) Виды трудностей в процессе обучения.

- Письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Давайте ознакомимся с основными этапами формирования навыка письма .

( Используя материалы лекций, учитель раскрывает каждый элемент схемы)

Анализ

звука

 

                   

                   

Написание

буквы

автомати-зация

аналитический этап

синтетический этап

- Многие ученики «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически правильное письмо затруднено, а письменная речь остаётся несформированной. Фактически эффективность формирования первого этапа обучения письму и чтению определяет успешность освоения этих навыков. Именно поэтому так важно знать и понимать, отчего возникают трудности на всех этапах .

- Не стоит требовать от ребёнка безотрывного письма с первых дней обучения, так как это уже второй этап формирования навыка.

- Можно выделить3 уровня формирования навыка письма:

1 уровень – уровень элементарного письма.

2 уровень – грамотного письма

             

3 уровень – грамотной письменной речи.

Д) Формирование навыка чтения.

-  В формировании навыка чтения  выделяют такие же  3 этапа : аналитический, синтетический и этап автоматизации.  Далеко не все учащиеся к окончанию начальной школы переходят к 3 этапу формирования навыка. Причины этого – такие же, как и при письме.

- Выделяются 4 уровня сформированности навыка чтения :

1) – уровень элементарного чтения.

2) – уровень грамотного чтения вслух.

3) - уровень грамотного чтения про себя.

4) -уровень грамотного чтения .

- Для того, чтобы знать, с чем связаны трудности в обучении чтению, учащиеся должны пройти специальный тест.

Е) Леворукие дети.

- Особые внимание сегодня мы уделим проблеме «леворукости», так как в нашем классе обучаются 4 леворуких ребёнка.

- Далее, опираясь на материалы лекции, учитель рассказывает о :

= двух противоположные точки зрения на леворукость,

= возможные причины возникновения леворукости,

= виды леворукости.

- Из сказанного выше можно сделать вывод, что леворукость не является патологией, у таких детей нет «особых» проблем. Рекомендации по работе с такими детьми вы получите в конце собрания.

Ж) Медлительные дети.

- Встречаются дети  медлительные, проблемы их связаны с медленным темпом деятельности. Медлительный ребёнок – это особенность организации  высшей нервной деятельности, определяющие темп и скорость движений, письма, чтения.

  1. Торопить, подгонять такого ребёнка не   только бесполезно, но и вредно.
  2. Отрицательно сказывается ограничение времени на отдых, поскольку не успевает сделать задания на уроках.
  3. Свойственна трудность быстрого переключения на новый вид деятельности.

- Медлительность – это ОСОБЕННОСТЬ  ребёнка, с которой необходимо считаться. Таких детей нельзя заставлять работать быстрее. С возрастом скорость работы увеличится. Рекомендации в виде памятки будут также даны в конце собрания.

З)  Гиперактивные дети – дети, которым присуща импульсивность, нарушения в поведении и концентрации внимания. Это серьёзная проблема, которая выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья – «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).  Это значит, что ребёнок не не хочет, а не не может изменить своё поведение по желанию взрослых, поэтому необходима специальная тактика работы, подход к такому ребёнку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемой.

- Чаще всего этот сидром встречается у мальчиков. Для того, чтобы вы имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность, импульсивность, представляю вам классические описания этих симптомов.

Симптомы невнимательности:

  1. недостаточно внимателен к деталям;
  2. с трудом удерживает внимание;
  3. как бы не слушает говорящего;
  4. не может довести дело до конца;
  5. с трудом организует свою деятельность;
  6. избегает выполнения задания;
  7. теряет предметы;
  8. отвлекается на внешние раздражители;
  9. всё забывает.

Симптомы гиперактивности:

  1. дрыгает руками или ногами, крутится;
  2. не может усидеть на месте, когда это требуется;
  3. чрезмерно разговорчив;
  4. носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;
  5. с трудом может тихо играть;
  6. всегда «заведён», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

  1. выпаливает ответы;
  2. чрезмерно разговорчив;
  3. с трудом дожидается своей очереди;
  4. прерывает других;
  5. вмешивается в чужой разговор.

-Вот симптомы, которые должны привлечь ваше внимание, если не менее восьми из них проявляются в поведении ребёнка в течение полугода. У детей с СДВГ они постоянны. Такой диагноз может поставить только врач, он же выделит форму этого расстройства. Нарушения концентрации внимания является причиной труднос -тей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.

  1. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.
  2. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.
  3. Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.

Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?

  1. Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.
  2. Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубость, унижение, злость.
  3.  Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.
  4.  Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.
  5. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
  6. Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.
  7. Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.
  8.  Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».
  9.  Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче,    он должен быть уверен, что успех возможен.
  10.  Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.

И) Общие принципы работы с детьми, имеющими школьные проблемы.

- Итак, сегодня на собрании мы разобрали основные проблемы, связанные с трудностями формирования у детей навыка письма и чтения, разобрались в причинах их возникновения и выделили группы детей, которые нуждаются в особой помощи педагога и родителей.

- Сейчас я хочу дать вам общие рекомендации при работе с такими учащимися.

В чём должна выражаться помощь родителей? Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы, заключается в следующем:

- Помощь не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком. Этому поможет соблюдение следующих правил:

  1. Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
  2. Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.
  3. Начинать занятия следует с 10 - 15 минут.
  4. Начинать занятия с игровых упражнений.
  5. Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.
  6. В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.
  7. Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.
  8. Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители

- Предлагаю так же вашему вниманию  несколько вариантов организации коррекционной помощи, которые рекомендует доктор биологических наук, профессор, действительный член Российской Академии, образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования Безруких М. М.

Вот эти принципы :

Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу «больше писать». Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). Естественно, методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;
– консультации специалистов;
– четкое определение целей и конкретных задач помощи;
– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);
– составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);
– опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);
– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;
– переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);
– регулярное повторение пройденного материала;
– независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

Подведение итогов.

- На этом наша лекция подошла к концу. Надеюсь, вы узнали сегодня много нового и интересного. Если у вас остались вопросы, вам необходима индивидуальная консультация, останьтесь после собрания. А для родителей, дети которых имеют определённые проблемы,  у меня приготовлены памятки, подойдите за ними. Спасибо вам за внимание!

Литература:

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь.-М.:ЭКСМО, 2009
  2. Безруких М.М.Трудности в обучении письму и чтению младших школьников , лекции.:

 Педагогический университет 1 сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

Тема родительского собрания: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе". 2 класс

Работа представлена в виде конспекта с разработанными рекомендациями для родителей по оказанию помощи детям со школьными трудностями....

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Родительское собрание (1 класс)Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.

В рамках родительского собрания рассматриваются основные трудности обучения детей письму и чтению в начальной школе. Определяются основные причины. Подробно рассматривается работа в данном направлении...

Родительское собрание по теме "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе или зачем нужны логопедические занятия"

Представлен план - конспект родительского собрания, в ходе которого логопед знакомит родителей с возможными трудностями при обучении письму и чтению, определяет перспективы совместной работы учителя и...