Интегрированный урок как средство познания окружающего мира в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Голева Лидия Михайловна

Интегрированный урок  как  средство познания окружающего мира          в условиях реализации ФГОС

Голева Л.М.

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goleva_l.m.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  как  средство познания окружающего мира          в условиях реализации ФГОС

Голева Л.М.

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

        Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования, поэтому современному учителю нужно современное педагогическое мировоззрение, способность работать в новых условиях.    ФГОС ставит новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.[1, с. 7]  Учитель должен помнить, что начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребёнка,  где он впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения с внешним миром определяются теперь новой социальной позицией – ролью ученика, школьника, поэтому процесс обучения   необходим для учащихся, так как обеспечивает возможность развития индивидуальных способностей, рост творческого потенциала.                                                           
         В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского  общества на основе толерантности, диалога культур, инновационной экономики; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся. Образовательный стандарт нового поколения обеспечивает преемственность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, гарантирует достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.  Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  Сегодня начальное образование должно решить главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.  Во-вторых, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее главную компетенцию – умение учиться и способность к обновлению компетенций.           В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями. В концепции  УМК «Школа России» ценностные ориентиры  формирования УУД  определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир, любящий родной край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой, доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
     Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин.

Особое место отводится интегрированным урокам . Потребность в проведении таких уроков объясняется тем, что  они развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения таких уроков нестандартна, использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников  на высоком уровне, даёт возможности для самореализации, самовыражения, способствует раскрытию способностей.

Закономерности интегрированных уроков:

-урок строит автор(ы);

-урок объединяется основной мыслью;

-урок составляет единое целое;

- этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

- урок способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, раскрытию индивидуальных педагогических возможностей.                                                                                                  Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве   линий интеграции рассматриваем такие положения: окружающий мир многогранен, прекрасен , постоянно изменяется –наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был, делай выводы; опыт человечества богат, может пригодиться каждому в жизни – уважай и изучай его, в том числе  на основе краеведческого материала; природа жизненно необходима всем людям и очень ранима – знай, помни об этом , береги её красоту и гармонию, наблюдай конкретные объекты своего родного края; знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук  - ключ к осмыслению личного опыта, который поможет определить своё место в ближайшем о окружении.                                                                                                                          При проведении интегрированных уроков организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Младшему школьнику создаются условия  для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, способность к рефлексии – важнейшее качество, направленное на саморазвитие.

     При проведении уроков в начальной школе мы используем материально-техническое обеспечение учебного процесса, что позволяет учащимся искать информацию в энциклопедиях, словарях, Интернет, работать  с популярными научными текстами, рисунками, таблицами. Даём  возможность школьникам научиться делать выводы, принимать ответственные решения на основе полученной информации, а  также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников, личным опытом .                                                                                                                         ФГОС  предъявляет серьёзные требования к начальной школе, современному уроку и учителю. Современные учителя , проводя интегрированные уроки способствуют формированию личностных качеств, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,  работа над повышением профессионального мастерства, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

                                                            Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Москва, «Просвещение» 2011.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, Москва ,«Просвещение», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»

Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут ...

Применение современных технологий на уроках окружающего мира и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...

Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...