Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (2 класс):
    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»

    Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.

    Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

    Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя.

    Вместо понятия  «обучение на всю жизнь» появилось другое – «образование через всю  жизнь». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnoy_deyatelnost_mladshih_shkolnikov_bazhenova.docx30.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Баженова Татьяна Александровна

    ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний».

    Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду.

    Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

    Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя.

    Вместо понятия  «обучение на всю жизнь» появилось другое – «образование через всю  жизнь».

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими, реализовывать.

     Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать  метод учебных проектов как технологии развития умений учиться.

    Под словом « проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ – продукта.

    Такими творческими работами могут быть: рисунок, поделка, рассказ, считалка, загадка, газета, модель, макет, викторина и т.д.

    Понятие  «тема» в проектной деятельности определяется как составляющее в области знаний, выделяемую на основе наблюдения и интересов детей, реализуемую через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, безопасность.

    Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

    - расширять кругозор в интересующих их областях знаний;

    - находить источники информации;

    - извлекать информацию, относящуюся к теме;

    - планировать  работу над проектами;

    - сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

    - доводить начатое дело до конца.

    В комплекте « Планета знаний» проектная деятельность организована  в виде 2 взаимосвязанных блоков работы:

              1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

    2)  работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

    В сентябре 2011года  начальная школа перешла на учебно – методический комплект «Планета знаний», где проектная деятельность является неотъемлемой частью урочной и внеурочной  деятельности.

    На примере урока  я расскажу вам об организации проектной деятельности в 1классе. После изучения раздела «Природа в жизни человека» по теме урока «Как развивается растение» мы с учащимися выполнили проект «Витаминная грядка»

    Я свой урок построила следующим образом: заранее  ребята принесли в класс землю, луковицы, емкость для посадки растения. На уроке ребята работали парами -производили посадку лука в горшочки, в течение 2 недель мы ухаживали за растениями, рыхлили почву, поливали. Вели дневник наблюдений, в котором отмечали – дату всходов, дату полива, наблюдали за ростом растения, сбор стрелок лука, обсуждали какие факторы влияют на развитие растений, какую пользу приносит зеленый лук.

    В раздела «Природа в жизни человека» по теме урока «Дикие и домашние животные»  С ребятами выполнили проект «Покормите птиц зимой!» .

     Этот проект выполняли в 3 этапа:

    1.На уроке изобразительного искусства рисовали зимующих птиц.

    2.На  уроке технологии изготавливали кормушки. Родители учащихся стали активными участниками проекта.

    3. На уроке окружающего мира рассказывали о зимующих птицах.

     В течение зимних месяцев подкармливали птичек и вели наблюдение.

     Изучая в 1 классе раздел «Природа в жизни человека» по теме «Зима» учащиеся выполнили творческий проект школьная газета «Зимушка-зима»». 

    Разделила детей на 5 групп, выбрали капитанов групп, каждый капитан набрал свою творческую группу. Родители помогли подготовить заготовки к газете

    - стихи, загадки, иллюстрации. На уроке технологии ребята оформляли газету-вырезали, наклеивали, раскрашивали. На уроке оружающего мира происходила защита проектов. Цель моего урока была следующей:  показать детям работу с проектами,  научить  презентовать свой продукт детям, уметь держаться во время выступления.

    Проект по окружающему миру мы выполняли  во 2 классе в разделе «Как люди познают мир» по теме урока «Осень».

    Универсальные учебные действия, формируемые на данном уроке

    коммуникативные

    регулятивные

    личностные

    познавательные

    Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе

    Чёткое выполнение   действий, согласно структуре   урока

    Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь  и поддержку

    Знакомиться  сезонными изменениями в природе. Находить информацию в разных источниках.

    1. Организационный момент

    Итак, мы отправляемся в путешествие по  стране знаний, а помогать нам будет сказочный герой Муравьишка.

    2.Актуализация опорных  знаний универсальных учебных действий

    Перед вами на интерактивной доске иллюстрация времени года-осень

    Кокое время года изображено?

     - Осень

     Цель нашего урока - узнать какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени, какие изменения происходят в жизни растений, как готовятся к зиме насекомые, птицы, звери.

    3.Первичное восприятие  и усвоение нового теоретического  учебного материала с использованием технологии - кластер

    Первую тему проекта « Неживая природа осенью» представляет 1 группа. Ребята приготовили стихи и небольшой рассказ (3-4 предложения) о неживой природе.

    Вторую тему проекта «Растения осенью» представляет 2 группа. Рассказывают о изменениях в жизни растений.

    Третья  тема проекта « Птицы осенью» представляет 3 группа. Рассказывает о кочующих , оседлых и перелетных птицах.

    Четвертая тема проекта « Звери осенью» представляет 4 группа.  Рассказывают о подготовке к зиме зверей.

    Пятая тема проекта «Насекомые и рыбы осенью» представляет 5 группа.  Рассказывают о том, как готовятся к зиме насекомые и рыбы.

    4. Закрепление  полученных знаний

     Работа  по изготовлению газеты. Работа в группах.

    5. Итог подводит учитель:

    - Итак, изменения в неживой природе  связаны с изменениями в жизни растений и животных с наступлением осени.

    6.   Закрепление изученного материала.

     Защита проектов .

    7 .  Итог урока.

    -   Что интересного вы сегодня узнали?

    -   Какие изменения происходят с наступлением осени ?

    Как готовятся к зиме животные?

    8.  Домашнее задание.

    Работа с дневниками наблюдений.

    Работа по Рабочей тетради нарисуй рисунок «Осень».

    Вывод:  Наблюдая за изменениями в неживой природе осенью происходят и  изменения в жизни растений и животных

    9. Рефлексия.

    А теперь давайте определим, с каким настроением вы заканчиваете урок. Нарисуйте в прямоугольнике небольшой смайлик, если он улыбается, значит, урок пошёл на пользу. Поднимите руки у кого хорошее настроение?Что на уроке вам понравилось больше всего? Что научились мы сегодня делать?

    Во втором классе проектная деятельность включена в вариативную часть, что ориентирует детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. В рабочих тетрадях для детей есть листы, где дети делают пометки в работе над проектом.  

     Ребята с удовольствием принимали участие в окружном конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер», а также становились участниками Российских очных  конкурсов. Так, за два  учебных года  6 лучших работ моих учеников  приняли участие в конференциях разного уровня, имеются призовые места.  

    Дата проведения мероприятия

    Полное наименование мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

    ФИО

    класс

    Тур

    мероприятия (очный / заочный)

    Февраль

    2015

    Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»

    секция «Технология»

    «Волшебное зернышко. Поделки из кофейных зерен»

    Исаева Ксения

    очный

     2 место

    призёр

    Март

    2016

    Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников секция «Технология»

    «Модульное оригами. Лебедь»

    Мухаммедова Юлия

    очный

        3 место

    призёр

    Март

    2017

    Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников секция «Технология»

    «Космос»

    Гусаров Илья

    очный

        3 место

    призёр

    Март 2017

    Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников секция «Технология»

    « Ваза из газетных трубочек»

    Рябова Екатерина

    очный

        3 место

    призёр

    М Март 2017арт

    2017

    Международный конкурс  Г. Москва

    «О правильном питании и здоровом образе жизни» в рамках программы «Здоровые дети»

    Видеоролик «Сказка о здоровом питании»

    Титова Мария

    Ханбиков Амир

    Мустакаева Алсу

     Мухаммедова Юля

    Попова Даша

    Зайнетдинова  А

    4 в

    1

    Победитель

    1 место

    М Март 2018арт

    2018

    Международный конкурс  Г. Москва

    «О правильном питании и здоровом образе жизни» в рамках программы «Здоровые Дети»

    Видеоролик «Веселая зарядка»

    28 учащихся

    1 в

    1

    Победитель

    1 место

          Подводя итоги,  следует отметить,  что именно в проектной деятельности  ребёнок раскрывается, максимально используя свои возможности, работает в группе, отстаивает свою точку зрения, заинтересовывает ребят продуктом. Принимая участие в исследовательских конкурсах, ребята получают различные сертификаты, дипломы, грамоты, что положительно влияет на их учебную мотивацию, добавляя при этом их в  портфолио, которое является обязательным в условиях реализации ФГОС.

              Как показывает опыт работы,  проектно – исследовательский метод  наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, делая обучение развивающим и интересным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

    Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

      Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...

    Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

    Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

    ldquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность”, - писал Б.Шоу.В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ...