Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
статья на тему

Яруллина Ольга Николаевна

“Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность”, - писал Б.Шоу.

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Что такое проект?

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Джордж Пойа

Проект – это “специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Яруллина О.Н. , учитель начальных классов

“Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность”, - писал Б.Шоу.

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Что такое проект?

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому».

Джордж Пойа

Проект – это “специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации”.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Начинать вовлекать в проектную деятельность нужно с 1 класса. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Этапы реализации проектов в рамках внеурочной деятельности.

Первый этап.

Учитель выбирает проблему и ставит задачи проектирования обучающимся.

Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Второй этап.
Реализация проекта через совместную деятельность обучающихся.

Наш опыт включает развитие универсальных учебных действий. В начальной школе проект можно рассматривать через совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров. Общая цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы – всё это значимо для участников проекта, от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. 

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности.

Третий этап.
Представление обучающимися продуктов проектной деятельности.

После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Успешность важна для каждого ребенка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя,  и для родителей. Так, выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретать навыки работы с книгой и другими источниками информации. Ребята проявляют инициативу, мыслят творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация.

 У ребят есть интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время. А также в районных, городских и международных конкурсах.

В презентации результатов проектной деятельности должны быть отражены:

  • актуальность продукта (где можно использовать);
  • технология создания (как создать подобный продукт);
  • значимость продукта (индивидуальная, коллективная )

Результатом проекта может быть: видеофильм, газета, журнал, коллекция, костюм, макет, наглядные пособия, плакаты, публикация, книга, викторина, поделка, праздник, спектакль, творческая игра.

Публичная защита проекта проводится во время ежегодных ученических научно-практических конференций, проводимых в стенах лицея, а также на уровне города. Высокие оценки и награды учащихся на научно-практических конференциях говорят о высоком качестве выполняемых работ и позволяют сделать вывод о важности использования проектной деятельности в учебной деятельности учащихся, которая способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса.

    Выводы: Проекты в начальной школе являются первой ступенькой для     более серьезной исследовательской работы в будущем, ведь они связывают теорию и практику, учат проблемно мыслить и помогают реализовать свои способности и интересы. Это повышает мотивацию ребят к учебной деятельности. Метод проектов помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности. 

Мы планируем продолжать приобретать опыт по данному вопросу.

Школа будущего – школа проектов! “Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади”, писал Дж. Герберт. Я всем желаю смотреть смело только вперед. В будущем только блестящих перспектив, творческих идей  и побед. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС на уроках окружающего мира УМК « Планета знаний»Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут ...