Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
    статья на тему

    Бабченко Татьяна

    Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значительной для участников проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx20.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации  ФГО НОО

    Начальное образование – первая ступень общего образования.  В связи с введением ФГОС НОО актуальным на сегодняшний день становится использование методов и методических приемов, которые формируют у младших школьников навыки самостоятельного добывания  новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Формированию всех этих умений способствует проектно-исследовательская деятельность. Исходя из вышесказанного, цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для проектно-исследовательской деятельности младшего школьника, раскрытие его задатков и способностей.

    Эта цель определяет следующие задачи:

    - развивать умения и навыки планирования и  организации проектно-исследовательской   деятельности;

    - развивать  творческие способности учащихся;

    - регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;

    - формировать навыки самоконтроля;

    - развивать коммуникативные навыки в процессе  проектной  деятельности;

    - повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

    - развивать рефлексию в процессе  проектно-исследовательской учебной  деятельности;

    - формировать положительную «Я – концепцию».

    Для решения поставленных задач я опираюсь на основные принципы развивающего обучения Л.В. Занкова. Опыт работы  по развивающему обучению дает мне право утверждать, что   именно развивающее обучение дает возможность преодолеть механическое усвоение знаний, активизирует мыслительную деятельность учащихся, знакомит детей с методами научного исследования, к которым относится метод проектов.

    Организуя педагогический процесс, за основу беру следующие положения:

    1. всегда на стороне ребенка;
    2. развитие личности за счет ее собственной активности;
    3. ориентация на субъект – субъектное  взаимодействие; открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
    4. создание ситуации успеха.

    Свою педагогическую деятельность в этом направлении выстраиваю с учетом:

    - целенаправленности и систематичности (проходит в урочной так  и во внеурочной деятельности)

    -мотивированности (учу видеть смысл их творческой деятельности)

    -творческой среды (создаю творческую рабочую атмосферу, поддерживаю интерес к исследовательской работе) /таблица 8, 9,10/

    -учета возрастных особенностей (само исследование посильное, интересное и полезное) /приложение11/

    Так как,  по мнению Бухаркина Н.Ю.   «Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значительной для участников проекта», свою  задачу    вижу в создании  условий для освоения таких способов действия учащихся, которые окажутся необходимыми в будущей жизни, помощи детям  сделать этот выбор правильно, то есть объективно оценить свои силы и  возможности, способности, интересы и склонности.

    Все эти качества формируются при выполнении учебных проектов.  Поэтому свою педагогическую деятельность стараюсь строить на основе уважения и веры в детей, стремлении внушить им, что они   творцы и исследователи.    

     Опыт работы в классах развивающего обучения позволил   выстроить свою систему проектно-исследовательского обучения младшего школьника и успешно использовать ее в обучении учащихся /приложение 22, 29/.

    В ее основе положены следующие принципы:

    1) ориентация     на зону ближайшего развития – заметить малейший успех, закрепить и развить его дальше;

    2) ориентация на успех – каждый учащийся умный, грамотный, необыкновенный;

    3) учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;

    1. учет результатов знаний;
    2. учитель + ученик = содружество и диалог.

    Данные принципы реализуются при отборе материала и тематическом планировании системы занятий проектно-исследовательской деятельности, где предлагаю  задания разного уровня: репродуктивного, поискового и эвристического, которые  помогают самореализации ученика. На своих уроках   использую разнообразные методы и приемы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,  моделирование, визуализацию, драматизацию,   что способствует  развитию личности    ребенка, формируют у них стремление к самопознанию и самообразованию. А это ведет к исследованию окружающего мира.

          При проектировании учебной деятельности младших школьников учитываю смену ведущих видов деятельности и целостность ее компонентов, так как это основные характеристики развивающего обучения Л.В. Занкова.

    При работе над проектом в начальных классах  я  использую следующие формы: творческая работа (оформление иллюстраций, написание мини-сочинений, стихотворений, сказок); сообщения, доклады; исследовательские проекты решение конкретной проблемы  /приложение 18, 20/.

    Проектно-исследовательскую деятельность учащиеся осваивают     с 1 класса.  Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и показывать окружающим. Это способ самовыражения и желание что-то создать. В период разработки проекта учащиеся читают книги, обращаются к   справочной и специальной литературе. Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в классе. У детей, родителей и учителя появляется ощущение коллектива, формируется благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учатся уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.  Использую различные приемы: самостоятельный поиск учащихся, добывание знаний из разных источников; дети не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей. В результате дети на уроках не «зажаты», а работают, развиваются, самореализуются.  На уроке ученику предлагается идея, а для ее реализации он раскрыл лучшие стороны своего интеллекта, получил новые полезные знания, умения и навыки. Испытав вместе чувство успеха, победы над трудностями в поисках нового, дети проявляют желание и готовность решать все более трудные задачи.  В процессе обучения провожу дискуссии или коллективный диалог. Дети учатся общаться друг с другом, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения: Деловые игры; решение творческих задач; викторины, решение и составление кроссвордов: работа в парах помогает самореализации и развитию  личности.  Прием драматизации помогает упражнять детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Стремление посредством игры побывать в роли другого, тем самым, расширив границы бытия, воспитывает  милосердие, дружеское отношение к другим (толерантность).  Прием визуализации помогает научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире через слушание  музыки, работе над картиной художника; написание сочинений и изложений, экскурсии, походы.   При изучении нового материала использую прием моделирования. Создание  графических и динамических таблиц помогает систематизировать знания детей.  Все эти приемы помогают мне организовать  проектно-исследовательскую учебную деятельность, как особую форму активности ребенка, направленную на изменение самого себя как субъекта учения.     В своей работе я использовала   учебно-методический комплект А. И. Савенкова и рабочая тетрадь  «Я – исследователь»,   а так же, методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших школьников».   В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. Самым первым нашим исследованием, было наблюдение за камнем и семенем растения, по теме: «Живая и неживая природа». Когда дети посадили камень и семя, и наблюдали, что с ними происходит. Выводы: камень не изменился, а семя фасоли проросло. Для знакомства с методикой проведения учебных исследований  использую    карточки: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.    Дети учатся работать с  необходимой литературой,   работать с компьютером,     красиво оформлять  работу /приложение 15/. Применение в учебном процессе метода проектирования проявляется в высокой активности детей, пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки /таблица 12, 13/.  Мы  вместе открываем для себя новый мир, учимся добывать знания не только из учебников, но и из других источников: из окружающей жизни, из сообщений товарищей. Учащимся я предлагаю различные методы, которые помогают проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Результатами  нашей проектной деятельности, по различным направлениям, являются: альбом, газета, гербарий,  книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, наглядные пособия,  реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом. Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали.   Один из последних наших проектов «В гостях у сказки», который проводила студентка 5 курса Дульцева Дина, результаты которого были представлены на семинаре учителей начальных классов Татарского района /приложение 19/.

    При проведении   проектно-исследовательской деятельности  большая роль принадлежит родителям, всей  учебной и воспитательной работе в классе. Дети в младшем школьном возрасте  тяготеют к черно-белому оцениванию себя. И я учу детей видеть свои сильные и слабые стороны,  начиная с самых первых встреч, привлекая родителей.   Учащиеся вместе с родителями становятся  участниками исследовательских конференций, помогают в оформлении проектов, исследовательских работ, принимают участие в классных часах, конкурсах, играх, помогают шить костюмы, выполнять творческие задания.

    Результат  нашей  работы виден в  усилении желания  учащихся принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе, а также  в участии большинства детей в конкурсах,  проектах, исследовательских работах на школьном, районном, региональном и всероссийском уровне, что говорит о сформированности почти у всех детей моего класса умений и навыков:  

    1. ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкции, планировать свои действия по их выполнению, выявлять  непонятное. Обращаться за помощью к учителю и сверстникам, дополнительной литературе);
    2. полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; во фронтальной работе с классом;
    3. произвольно регулировать свое внимание при смене видов работы;
    4. соотносить полученный результат с планируемым результатом и адекватно его оценивать, осуществлять самоконтроль;
    5. осознавать свои сильные и слабые стороны, осваивать «технологию успеха и достижений» \таблица 11, 12/.

    Мои ребята легко включаются    в проектную,  исследовательскую, творческую  деятельность и делают ее с большим  удовольствием /таблица 13, приложение 49/. Результатом этой деятельности можно считать самовыражение учащихся через создание проектов  на  общешкольном, районном, областном  и всероссийском уровне /приложение 9, 10, 11,  17,  14,  16, 40, 43/.  

    Оглядываясь  на опыт по реализации данной проблемы, не могу сказать, что все мои дети готовы к  самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, но ведь начальная школа это только первая ступенька в жизни младшего школьника. А далее моим детям помогут педагоги из среднего звена. Ведь цель проектной деятельности: общее развитие и формирование творческой, самореализующейся  личности, а это  одна из целей  педагогического процесса на современном этапе воспитания и развития ребенка.

    Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей  жизни. В жизни мои дети  самореализуются: оканчивают колледжи и институты, работают на любимой работе, строят свои семьи на основе уважения и любви.

    Ориентиром своей профессиональной деятельности вижу слова великого гуманиста  педагога, врача и писателя Януша Корчака «Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали хорошими. Нам не выиграть тяжбы с грузом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы они стали хлебами».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

    Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

    Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

    «Исследовательская деятельность младших школьников как условие формирования учебно-познавательной компетентности»

    Статья об организации исследовательской работы в начальной школе, которая просто необходима в современном образовательном пространстве....

    Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

    Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания заним...

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

    Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

    С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....