Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
статья по теме
Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые внедряют ФГОС.
В связи с этим я уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Эта работа является одной из наиболее сложной по формированию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ocenochnoy_deyatelnosti.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Лицей № 20 г. Междуреченск |
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС |
Деева Тамара Юрьевна, учитель начальных классов |
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её. Поэтому, по словам Ш.А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой».
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.
В нашей школе второй год осуществляется введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.
В организации формирования оценочной деятельности младших школьников мы выделяем следующие места:
- интеллектуальные модули, где организуется работа по ознакомлению учеников с основными понятиями и способами оценивания;
- урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектульных модулей;
- внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности.
В первом классе на интеллектуальных модулях дети узнают о необходимости оценивать результаты деятельности исходя из цели, на которую ориентирована деятельность. Кроме того, ребята на собственном опыте убеждаются о возможности субъективности в оценках, поэтому появляется необходимость в критериях оценивания. Критерии постепенно усложняются и расширяются. В процессе интеллектуальных модулей организуется оценивание результатов групповой деятельности своих одноклассников. В результате ребята получают опыт оценивания, который затем переносится в учебную деятельность.
Во втором классе на интеллектуальных модулях дети знакомятся с бальной системой оценки и рассматривают возможности использования такого оценивания на различном материале. Организуется работа по оцениванию в различных бальных диапазонах: 10 баллов, 6, 8, 5 и т.д. Нами была установлена 8-бальная система оценивания (от 0 до 7). Во втором классе также продолжается работа с критериями, организуется деятельность по определению критериев к различным видам работ: списывание, диктант, математические диктанты, решение задач, пересказ, чтение наизусть …
Особенностью интеллектуальных модулей является то, что организуется преимущественно коллективная и групповая работа, что позволяет достигать качественный результат, обеспечивать уверенность обучающихся.
В процессе урочной деятельности формируется умение оценивать исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей. В первом классе отрабатываются умения оценки по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме) с использованием смайликов. Постепенно смайлики заменялись «волшебными линейками», что позволяло дифференцировать процесс оценки.
Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:
- урок с преобладающей целью выработать способы оценки;
- урок, где оценивание является только этапом урока;
- обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.
На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, полученные на интеллектуальных модулях, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем я проверяю работы, но не указываю на ошибки. На следующем уроке организую проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.
На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы.
На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). В начале учебного года несоответствие отметки ученика и учителя составляло 35%. Сейчас данный процент снизился до 26%. На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». В таком случае в журнал заносится отметка, полученная при повторном написании проверочной работы, даже, если она ниже первичной. При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности. Об этом свидетельствуют итоги успеваемости за 1 четверть 2 класса.
Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. В процессе реализации программы «Хочу все знать», ученики выполняют различные интеллектуальные задания, а затем организуется проверка и оценка правильности выполнения, обсуждаются причины ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально. Кроме того, ученики оценивают результаты своей деятельности в процессе участия в различных конкурсах. Ребята сами принимают решение о том, что их работа сделана правильно и соответствует требованиям конкурса. После подведения итогов конкурса организуется работа по проверке правильности выполнения заданий. Ребята сравнивают свои результаты с правильными ответами и задумываются о причинах своих ошибок. В 2010-2011 учебном году все мои первоклассники приняли участие в различных заочных интеллектуальных конкурсах:
- «Фактор роста» - 20 участников, 4 призера;
- «Мир конкурсов» - 26 участников, 11 призеров;
- «Эрудит Марафон Учащихся» (ЭМУ) – 26 участников, 20 призеров;
- Марафон знаний «Покорители вершин» - 26 участников, 18 призеров;
- «Познание и творчество» - 15 участников, 3 победителя, 12 лауреатов.
28 учащихся 1 «Б» класса поучаствовали в конкурсах 113 раз, из них 68 раз становились победителями и призерами.
Таким образом, качество участия моих учеников в конкурсах подтверждает правильность их самооценки в процессе подготовки к конкурсам.
Реализую программу «Введение в исследовательскую деятельность» в процессе организации квазиисследования ребята оценивают как свои результаты, так и результаты своих одноклассников. При этом используются критерии, которые вырабатываются в совместном обсуждении. Критерии постепенно усложняются и расширяются. Например, в первом классе – это «проведено наблюдение», «проведен опыт», «сделаны выводы». Во втором классе вводятся дополнительные критерии: «новизна», «наличие цели и задач», «наличие источников работы».
Программа «Гражданин рождается в школе» предоставляет возможность формирования оценки своих действий и поступков. Это происходит во время бесед, дискуссий, реализации проектов. Например. В первом классе в процессе реализации проекта «Улица, на которой я живу» ученики вместе со своими родителями находили различные сведения и оформляли их в виде презентаций и стенгазет. Была организована оценка и самооценка результатов деятельности. Стоит отметить, что такое обсуждение было организовано в доброжелательной обстановке, где каждый ученик стремился к объективности, но старался, прежде всего, увидеть и отметить достоинства результатов деятельности учеников и родителей.
Особо стоит отметить мероприятия-события. В процессе таких мероприятий организуется как объективная, так и субъективная (эмоциональная) оценка деятельности учеников. Например, по окончанию игры-путешествия «Город, в котором я живу» ребята оценили по критериям свою деятельность в игре («правильно», «активно», «аккуратно»), а также свое отношение к ней (насколько понравилось, насколько было интересно).
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания заним...
Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...
Формирование оценочной деятельности младших школьников
Данный материал может быть полезен при проведении уроков. В материале даны методические указания по формированию оценки и самооценки школьников в условиях реализации ФГОС...
Формирование оценочной деятельности младших школьников.
В статье представлен опыт работы по формированию оценочной деятельности, даны рекомендации, приемы и способы работы....
Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...
Формирование оценочной деятельности младших школьников
Формирование оценочной деятельности младших школьников...
Формирование оценочной деятельности младших школьников
Ребёнок, не познавший радости труда в учении,не переживший гордости от того, что трудностипреодолены, глубоко несчастен…Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, ро...