Формирование оценочной деятельности младших школьников.
статья на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

В статье представлен опыт работы по формированию оценочной деятельности, даны рекомендации, приемы и способы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование оценочной деятельности младших школьников.

Бердникова Ольга Владиславовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№6», г. Нижневартовска, olenka-66-66-1966@mail.ru

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС, она устанавливает следующие факторы:

а) оценивание является постоянным  и критериальным процессом, причём, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учителю и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

б) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в оценочную деятельность, приобретая навыки контроля и самооценки;

в) описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе — подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.

Следовательно, основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Обратимся к толковому словарю, что же такое оценка и отметка?

Оценка - это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего - либо или кого – либо.

Отметка - это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика.

Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной работе конкретного ученика. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков.

Действие оценки - это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.

Отметка как основной инструмент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития умений самооценивания, поэтому необходима замена отметки развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок.

В системе оценивания в начальной школе используются:

  • внутренняя оценка — оценка, осуществляемая педагогами, администрацией;
  • субъективные (наблюдения, самооценка) и объективизированные (основанные на анализе письменных работ) методы оценивания;
  • оценивание достигаемых результатов, процесса их формирования у каждого учащегося в отдельности;
  • разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется текущими учебными задачами, целью получения информации;
  • интегральная оценка – портфолио, презентации;
  • самоанализ и самооценка обучающихся.

Важным этапом в начальном обучении является формирование общеучебных умений:

  • анализировать и понимать новую информацию;
  • вписывать новые идеи в имеющиеся у учащихся контексты;
  • оценивание своих результатов и результаты одноклассников, соотнеся их с учебными целями.

Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, может рассматриваться как инструментальное ядро ФГОС общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов формирования универсальных учебных действий и освоения учебных программ по отдельным предметам.

Среди отличительных особенностей новой системы оценки следует особо выделить:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений учащихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников выделяются:

  • интеллектуальные модули,  где  организуется работа  по ознакомлению  учеников с основными понятиями и способами оценивания;
  • урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;
  • внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

Объектами контроля при этом являются:

  • компоненты учебной деятельности;
  • желание и умение учиться;
  • способы достижения знаний.

Механизм представлен несколькими этапами, которые выявлены в зависимости от ведущей деятельности учащихся.

В современной педагогической литературе вопросы, связанные с обучением школьников самоконтролю и оценке своих действий рассматривают многие авторы такие, как Репкин В.В., Селезнёв Н.В., Цукерман Г.А., Пинская М.А., И.М. Улановская и др. Рассмотрим, какие методы и приёмы формирования оценочных действий они предлагают.

Для того, чтобы вовлечь учащихся в оценочную деятельность, можно использовать:

Вопросы: -Как ты можешь доказать, что…?

                 -Что ты думаешь по поводу…?

Наблюдение за ответами и деятельностью одноклассников.

Дискуссия – обсуждение материала, этапов деятельности, выяснение причин затруднения, оценивание работу каждого по решению проблемы.

Анализ – работ, выявление ошибок, подбор способов их устранения.

Рефлексия – обратная связь между учителем и классом, в ходе которой определяется направление, в котором надо двигаться, планируется дальнейшая деятельность.

Система Л.В. Занкова,  по которой я работаю, имеет все основания для формирования самоконтроля и самооценки:

Во-первых, ставит своей задачей формирование у учащихся учебной деятельности. Контроль и оценка являются отдельными учебными действиями, составляющими структуру этой деятельности. Сформированность этих действий у школьников на начальном этапе обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.

Во-вторых, решить проблему содействия становлению человека, способного учить самого себя, изменять себя и окружающий мир, невозможно внесением лишь отдельных приёмов в область контрольно-оценочной деятельности. Достичь целей образования можно, создав целостную систему, целостный механизм в которой будут определены место, содержание, формы контрольно-оценочной деятельности ученика и учителя.

Любое выполненное действие на первом этапе требует оценки. Ребенок должен знать, что он умеет, над чем предстоит поработать. Его надо вооружить такими умениями, как выделять критерии оценки и их фиксировать, проводить пооперационный контроль, задавать «умные» вопросы, проводить самостоятельную коррекцию выявленных недостатков, высказывать свою точку зрения при оценке сверстников.

Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:

  • урок с преобладающей целью выработать способы оценки;
  • урок, где оценивание является только этапом урока;
  • обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый  контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.

На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, полученные на интеллектуальных модулях, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем я проверяю работы, но не указываю на ошибки. На следующем уроке организую проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.

На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой или индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы.

На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он  составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.

Начиная с 1 класса, ввожу приёмы оценки деятельности товарищей и самооценку своей работы.   Использую на уроках предложенные Цукерманом Г.А.  и другими педагогами и психологами методики безотметочного оценивания:

  • линеечки;
  • цветовые дорожки;
  • «Светофор»;
  • «умные» вопросы;
  • карточки согласия и несогласия «+» и «-»;
  • прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание;
  • комплекс упражнений «Экология души» (Н.Горячева).

«Светофор» - Предлагаю оценить свою работу, используя три цвета: красный – не могу, не получилось; жёлтый – испытывал затруднение; зелёный – справился легко. Цель данных методик: научить детей оценивать свои знания, сверять свою оценку за работу с той, что поставил учитель, таким образом лучше видеть ошибки, допущенные в работе.

«Линеечка» - Договариваемся с учащимися об оценивании по пятиуровневой шкале:

  • высокий
  • выше среднего
  • средний
  • ниже среднего
  • низкий уровень.

Дети ставят крестик или другой знак, возле уровня своей работы или вклада в общую деятельность. Можно заменить уровни, словами: правильно, аккуратно, без ошибок, 1-2 ошибки и т.д.

Если оценка работы ученика совпадает с той, что поставил учитель, значит у обучающегося сформирована оценочная деятельность.

Например: Для отработки навыков контроля процесса решения учебной задачи и результатов деятельности на уроках обучения грамоте я использую следующее задание:

«Соотнесите картинки, схемы слов и слова: «Ваня, Оля, Антон, Алёна»; сделайте вывод о наличии одинаковых звуках в словах».

Дети анализируют слова и схемы к ним. Предлагаю им проверить, как ученик выполнил задание: «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернитесь к звуковой записи слов».

Другое задание, используется при изучении темы «Парные согласные звуки»: «Маша сказала, что каждому твёрдому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй  для этого звуковой столбик».

На втором этапе формируются способы действий учащихся, где оценки достижений каждого ученика должны рассматриваться в динамике по отношению к собственным достижениям на предыдущей стадии обучения.

С этой целью мною используются карты индивидуального развития личности, оценочные листы по предметам, позволяющие учащихся самостоятельно выделять и классифицировать ошибку, отслеживать развитие и динамику качества обученности.

Например: «Оценочный лист» или «Свидетельство», в котором используются цветные значки для обозначения уровня усвоения темы.  Например, по литературному чтению:

          Что необходимо уметь

                       ученик

                  родители

           учитель

Читать текст: плавно

                      правильно (без ошибок)

                      осознанно  (осмысленно)

                     выразительно

                     целыми словами (до 70 слов в минуту)

Работать с книгой:

объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием

ставить вопросы к тексту и пересказывать его

составлять план произведения, рассказы о героях

определять тему и главную мысль текста

выявлять авторское отношение к персонажам

сопоставлять разных героев

определять своё отношение к произведению и героям

представлять книгу по титульному листу, оглавлению, предисловию

различать малые фольклорные жанры

находить сравнения, метафоры, олицетворения

различать сказку, рассказ, басню

выделять портрет героя, его поступки, описание природы

Творческая деятельность:

создавать словесные иллюстрации к тексту

вести рассказ от лица героя

читать текст по ролям, участвовать в инсценировках

  Что необходимо знать: наизусть 12-15 произведений

Рассмотрим, как формируется оценочная деятельность на уроках технологии во 2 классе при изучении темы «Орнамент, узоры» в технике аппликация. Для работы я использовала методику «Ковёр» (Овчаровой Р.)

Цель данной работы: предметная – составление орнамента из геометрических форм; метапредметная – изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. 

Оцениваемые УУД: коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение функций участников, способов работы, учитывая разные мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценка деятельности одноклассников, самооценка своего вклада в общую деятельность.

Я делю учащихся на произвольные группы, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагаю изготовить один, общий ковёр. При этом демонстрирую образцы готовых ковров, знакомлю с народным творчеством. На основе анализа этих образцов устанавливаем общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

Учащиеся получают инструкцию: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело, дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуем выставку ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводим групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

На последнем этапе, у выпускника начальной школы:

  • должно быть завершено формирование механизмов самоконтроля и самооценки;
  • сформирован устойчивый познавательный интерес к учению;
  • апробирован коллективный инструмент оценивания учебной деятельности.

На рассматриваемой стадии обучения наиболее эффективным средством обучения является «Портфолио достижений», который ведется самими учащимися. Это способ анализа способностей ученика, основанный на подборке его работ:

  • способствует интеграции преподавания и оценки;
  • снабжает всех субъектов образовательного процесса необходимой информацией о прогрессе ребёнка в различных областях работы в классе;
  • учитывает результаты, достигнутые ребёнком в различных видах деятельности (учебной, творческой, индивидуальной);
  • способствует участию детей в оценке своей собственной работы;
  • закладывает основу для многосторонней оценки общей работы ребёнка.

Совместно с учащимися мы создали персональный портфолио, который  имеет следующие блоки:

•        1 блок «Я и моя семья»;

•        2 блок «Портфолио достижений учащегося» - контрольно-оценочный, план по преодолению трудностей;

•        3 блок «Мои достижения» - грамоты, дипломы.

В конце 4 класса проводим урок-презентацию «Мои достижения», где учащиеся представляют свои достижения за время обучения в начальной школе, используя свои «Портфолио».

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть.

Типовые задачи формирования оценочной деятельности предлагаются в разных пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя», под редакцией А.Г. Асмолова.

Отслеживать уровень сформированности оценочной деятельности можно через самостоятельное выполнение упражнений учебником или в групповых формах работы, для этого существуют ряд методик, которые выбираются коллективом образовательного учреждения.

 Таким образом, формируя навыки контроля и оценивания в начальной школе, учителя осуществляют развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2010.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт. -htt://standart.edu.ru/catalog.aspx.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /Под. редакцией Асмолова А.Г. –М: Просвещение, 2008.
  • Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
  • Цукерман Г.А. Оценка без отметки. /Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания заним...

Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Данный материал может быть полезен при проведении уроков. В материале даны методические указания по формированию оценки и самооценки школьников в условиях реализации ФГОС...

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Формирование оценочной деятельности младших школьников...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Ребёнок, не познавший радости труда в учении,не переживший гордости от того, что трудностипреодолены, глубоко несчастен…Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, ро...