Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС
статья на тему

Луценко Валентина Ивановна

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

                Луценко Валентина Ивановна

     учитель начальных классов МОУ «Ракитянская сош №1»

               Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать  с первого класса. Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, чаще получают отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Учителю необходимо стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Ни одного участника образовательного процесса традиционная система  не удовлетворяет. В условиях ЕГЭ потускнел и образ «5», отличная отметка в аттестате не котируется с результатами единого государственного экзамена. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её. Поэтому, по словам Ш.А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой».

            Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена.                                                                                                                                     Понимание  ФГОС как общественного договора  проявляется в согласованности потребностей и интересов государства, общества и личности. Проецируя  это положение на систему оценки, мы понимаем, что на всех уровнях должна быть согласована оценочная политика.                                                                                                                                     На уровне государства  интересы и потребности в достоверной и содержательной информации  о результатах школьников  сформулированы и зафиксированы в виде требований к планируемым результатам освоения ООП ООО и системе оценки их  достижения.                                                          На уровне образовательного учреждения оценочная политика должна быть согласована между всеми педагогами и администрацией школы. Преемственность подходов к оценке образовательных результатов школьников  играет важную роль в достижении единства требований, методов, форм, инструментария и других составляющих системы оценки. Содержание раздела ООП ООО «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО» должна рассматриваться как норма, регулирующая оценочную практику всего педагогического коллектива образовательногоучреждения.                                                                                      На уровне общественности оценочная политика должна быть понятна и социальным партнерам, заинтересованным в эффективной деятельности образовательного учреждения, и родителям обучающихся. Что оценивается? Как оценивается? По каким критериям? Ответы на эти и другие вопросы об оценке должны быть представлены школой и согласованы с общественностью.                                                                                                     На уровне личности обучающегося оценочная политика также должна быть согласована. Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности.            

         В нашей школе второй год осуществляется введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем  как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов. В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников мы выделяем следующие места:              - урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебнойдеятельности                                                                                                                        -  внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

В процессе урочной деятельности первоначально формируется  умение оценивать по критериям (правильно, аккуратно,  соответствует теме)

      Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:  

- урок с преобладающей целью выработать способы оценки;

 - урок, где оценивание является только этапом урока;

- обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.

На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем  проверяются работы учителем, но не указываются ошибки. На следующем уроке организуется проверка и оценка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.                                                         На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно  на уроке, и определяют оценку всей работы.                                                                      

На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). В начале учебного года несоответствие отметки ученика и учителя было заметным. Сейчас оно снижено. На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». В таком случае в журнал заносится отметка, полученная при повторном написании проверочной работы, даже, если она ниже первичной. При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности  самостоятельности.

       Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Ученики оценивают результаты своей деятельности  в процессе участия в различных конкурсах. Ребята сами  принимают решение о том, что их работа сделана правильно и  соответствует  требованиям конкурса. После подведения итогов конкурса организуется работа по проверке правильности выполнения заданий. Ребята сравнивают  свои результаты с правильными ответами и  задумываются  о причинах своих ошибок. Победы и даже просто участие в конкурсах, получение грамот, сертификатов, с помощью которых дети пополняют своё портфолио предрасполагают к ожиданию успеха в дальнейшем.

       В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.                                                

      Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Мы в основном учили ребят оценивать уже полученный результат: ответ, работу, а процесс получения, оценивание деятельности не планировали. И конечно, особая проблема – это подготовка всего педагогического коллектива к осознанию необходимости перехода на новую «философию  оценки».

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Данный материал может быть полезен при проведении уроков. В материале даны методические указания по формированию оценки и самооценки школьников в условиях реализации ФГОС...

Формирование оценочной деятельности младших школьников.

В статье представлен опыт работы по формированию оценочной деятельности, даны рекомендации, приемы и способы работы....

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Формирование оценочной деятельности младших школьников...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Ребёнок, не познавший радости труда в учении,не переживший гордости от того, что трудностипреодолены, глубоко несчастен…Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, ро...