Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников
статья на тему

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poslednee_vremya_my_vse_chashche_slyshim.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Зубова И.М.

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №136»

Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников

В последнее время мы все чаще слышим, что современному  российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать  с первого класса.

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена

В нашей школе второй год осуществляется введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы   рассматриваем  как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.

В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников мы выделяем следующие места:

- урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебной деятельности;

- внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

В первом классе на уроках дети узнают о необходимости оценивать результаты деятельности исходя из цели, на которую ориентирована деятельность. Кроме того, ребята на  собственном опыте убеждаются о возможности  субъективности в оценках, поэтому появляется необходимость в критериях  оценивания.

При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа  у доски перед всем классом или в паре,  выбираются совместно с учащимися следующие критерии:  громкость, последовательность, выразительность, темп.

Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.

В результатов индивидуальной и групповой  деятельности своих одноклассников,  ребята получают опыт оценивания.

В 1-м классе мы применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы, предлагаемые в дневниках ОС “Школа 2100”:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.

Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.

Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.

Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях, дневниках, разработанных авторами ОС “Школа 2100”.

Во втором классе дети знакомятся с бальной  системой оценки и рассматривают возможности использования  такого оценивания на различном материале.  

Во втором классе также продолжается работа с критериями, организуется деятельность по определению критериев к различным видам работ: списывание, диктант, математические диктанты, решение задач, пересказ, чтение наизусть …

Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:

- урок с преобладающей целью выработать способы оценки;

- урок, где оценивание является только этапом урока;

- обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый  контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.

На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания,  непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем я проверяю работы, но не указываю на ошибки. На следующем уроке организую проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.

На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на на уроке, и определяют оценку всей работы.

На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он  составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». В таком случае в журнал заносится отметка, полученная при повторном написании проверочной работы, даже, если она ниже первичной. При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.

Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности.

В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»

Создание «Паспорта класса» -  документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания заним...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Данный материал может быть полезен при проведении уроков. В материале даны методические указания по формированию оценки и самооценки школьников в условиях реализации ФГОС...

Формирование оценочной деятельности младших школьников.

В статье представлен опыт работы по формированию оценочной деятельности, даны рекомендации, приемы и способы работы....

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Формирование оценочной деятельности младших школьников...