Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
статья (1 класс)

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя тема самообразования:  формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС

Задачи:

  • Правильное использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • воспитание чувств патриотизма, любовь и уважение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности.

Перечень вопросов по самообразованию:         

  • совершенствование методов учебно–воспитательного процесса;
  • изучение литературы;
  • анализ и оценка результатов  деятельности;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах, обмен опытом;
  • умение оказать и получить практическую помощь коллегам.

У образовательного стандарта нового поколения новые цели. Теперь в начальной школе ребенка мы должны научить не только читать, считать и писать, но  и привить универсальные учебные действия и сформировать мотивацию к обучению,помочь им в саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, что при постановке проблемы развиваются коммуникативные способности детей и дает возможностьтворчески подойти к результатам работы.   Организовывается мыслительная деятельность учащихся.

Я пришла к выводу, что использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования УУД.

Принимая участие  в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим способностям и склонностям  . При выполнении проекта учащиеся с родителями не только находят источники информации,исследуют, но и планируют свою работу, расширяют кругозор, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи,

Проектная деятельность дает возможность учащимся выйти за пределы школьной программы и предметов, провести межпредметные связи, сравнить жизненный опыт с новыми знаниями, реализовать имеющиеся творческие возможности и знания.

Мы создаем с детьми индивидуальные, групповые, краткосрочные и долгосрочные проекты. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность развивает познавательный интерес учащихся, умение ориентироваться в поиске информации, находить и решать проблему, творческое мышление.  

      Начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекаю учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым  я работала с обучающимися    стал проект: "Елка-зеленая иголка» На уроках окружающего мира мы исследовали ветки сосны и ели, на уроках изо рисовали ель, на уроке музыки пели песни, ходили на экскурсию, выясняя, какие хвойные растут в нашем селе. Продуктом проекта стали листовки-обращения к жителям нашего села, чтобы не рубили елки, выставка: "Елочки своими руками".

      Работа над данным проектом повысила интерес детей к уроку окружающего мира, к природе, к бережному отношению в природе.

Первые пробы участия в проекте принесли и первые результаты.

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:
 -личностные:
дети осознали, что значит быть экологом, появился интерес  к исследованию природы своего края;

объяснять самому себе: «что я хочу узнать» и  «что я узнал»;
 -метапредметные:
работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

-предметные:

Первый опыт работы ребятам очень понравился  и мы опять попробовали свои силы в новом проекте «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Этот проект увлек  детей в мир цифр и чисел. Во время проекта ребята познакомились со множеством загадок, пословиц и песенок. Научились красиво изображать числа в виде человечков.

   Этот проект  был реализован в рамках предмета «Математика».

Цели проекта:

•познакомить с историей возникновения чисел и цифр;

•расширить знание и кругозор детей об окружающем мире;

•сформировать умение работать с информацией;

•воспитать любовь к математике.

Этапы проекта:

  1. Сбор информации (беседы со взрослыми, работа со справочной литературой, с ресурсами Интернет.).
  2. Создание итоговой работы: изготовление буклета «Числа в загадках, пословицах, поговорках»
  3. Защита проекта.

    Результатом работы над данным проектом было приобретение следующих умений:

     личностных - воспитание и развитие личностных качеств, раскрывающих отношения к труду.

    Метапредметных - освоение учащимися универсальных способов деятельности; формирование исследовательских умений.

Еще проекты, которые мы выполнили, это - «Моя малая родина». Здесь дети рассказали и подготовили материал о своем городе;

 «Мой класс и моя школа». Дети познакомились с информацией об истории возникновения школы; о создании, достижениях, традициях своей школы; подбирали пословицы об учении,  школе; подготовили фотоматериал;

И завершающим проектом на данный момент, стал проект «Мои домашние питомцы».Дети подготовили:

  •  Сказки и сочинения о животных ;
  • поделки животных из бумаги, пластилина;
  • рисунки с изображением животных;
  • презентации и доклады о домашних питомцах.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

В 1 классе учащиеся с большим удовольствием вовлекаются в создание творческих проектов на уроках. Так, параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать «свою» азбуку .Начали с портрета любимой буквы (дети сами выбирали). Один листик А4- это одна буква. Мы ее делали «живой», искали слова на эту букву, загадки, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в книжку. Получилась своя азбука.

На уроках литературного чтения я активно использую метод проекта.  По завершении работы над каждым разделом вместе с ребятами мы создаем выставки рисунков.

Вот, например, недавно мы изучили раздел «Буквы, буквы, буквы…» и решили сделать выставку рисунков или поделок на тему: «Город букв». Проектная деятельность на уроке литературного чтения способствует решению ежедневных задач, которые ставит перед собой учитель по формированию УУД. Таким образом, работаю над формированием следующих умений:

предметные:   формирую умение выделять главную мысль произведения по частям:– дети высказывают свои предположения по иллюстрации, заглавию, ключевым словам.

Учу определять жанр и содержание произведения, читать произведение самостоятельно и под моим руководством, делить содержание произведения по плану,  давать полные ответы на заданные вопросы к каждой части,  находить в тексте предложения, подтверждающие ответы на эти вопросы, определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

познавательные: формирую умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: грамотно пересказывать небольшие тексты,  делать выводы, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

коммуникативные: развиваю умение слушать и понимать других, выразительно читать и пересказывать текст, выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре, в группе.

регулятивные:   формирую   умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

личностные:

1. Развиваю умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Учу оценивать поступки в определенной ситуации.

3. Формирую мотивацию к обучению.

На всех этапах подготовки проекта я консультант и помощник. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Работа в  группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, испытывать радость от деятельности и полученного результата.

Во внеклассной работе так же провожу работу в данном направлении. Так, в течение года учащиеся знакомились и изучали историю российских праздников. Продуктом данного долгосрочного проекта стали открытки для родных и близких, стенгазеты, поделки, праздники, участие в школьном конкурсе проектов: "Молодость науки"(декабрь, апрель)

В течение 2016 -2017 г представляла свой обобщенный педагогический опыт на Всероссийском уровне по теме: "Проектная деятельность как способ активизации младшего школьника". За активное участие награждена свидетельством от проекта"Инфоурок" от 19.07.2017 г.

В течение этого года изучала много литературы по проблеме реализации ФГОС и проектной деятельности.

Проведя родительское собрание еще в сентябре, объяснила и зачитала доклад на тему: «Проектная деятельность».

На следующие три года я запланировала следующее: продолжить работу над самообразованием по данной теме, участвовать в вебинарах и конференциях, на  ШМО, вовлекать детей участвовать в конкурсах и олимпиадах различных тематик, коллективно и самостоятельно работать над проектами, которые запланированы в учебной программе.

Подводя итог, отмечу, участие детей в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.     Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем и родителями. Ведь так прекрасно для учителя, следить за работой мысли ребят и иногда направлять их по пути познания.

Очень благодарна за ценные советы и рекомендации завучу Черепковой Ирине Владимировне.

     

Использованная литература

  1. Воронцов  А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  3. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.  Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития».- 2012
  5. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010
  6. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Журнал «Начальная школа»-2012. №1.
  7. Журнал «Начальная школа»
  8. Ресурсы «Интерне

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС

В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."

Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...

Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в ...

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...