Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
статья (4 класс) на тему

Ильясова Галина Викторовна

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  умений самоорганизации учебной деятельности

у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

     

Ильясова Г.В.

учитель начальных классов

СОШ №12

2016 год

   В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоорганизация», «самоконтроль», «самооценка»      и т.д.

         В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.

        Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

         Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации

             В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению», воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

 Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников

     На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать.

         Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

          Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

- Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

- Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

Здесь, как пример, работа по памятке, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

- Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной  самоорганизации).

Основной педагогической целью является получение детьми собственного опыта и знаний не из книги и рабочих тетрадей, а посредством самостоятельно организованных и проведённых экспериментов.

      В процессе собственной исследовательской деятельности дети  сами задают себе вопросы и находят на них ответы. Таким образом, они уже на ранних этапах обучения получают естественнонаучные и технические знания, на основе которых может быть построено дальнейшее образование.

       В своей работе я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников, приемы: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д., которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, в которых ученик:

-защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

-задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

 - выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним; - выбирает задания из поисковых и творческих задач;

- осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

      Для формирования у детей активности и самоорганизации, развития их умственных способностей получения глубоких знаний хорошим средством является самостоятельная работа, разные виды и формы которые мною используются на учебных занятиях. Самостоятельная работа осуществляется детьми по карточкам, по индивидуальным заданиям, индивидуально с проверкой результата выполнения в паре, самостоятельного выполнения задания с самооценкой. Все эти виды работ способствуют также тому, что у учащихся повышается самооценка, чувство уверенности в себе, когда им удаётся самостоятельно успешно справиться с заданием.

Предположим, что учащиеся получили задание: определить правильное написание слов: ВЕ З/С ТИ.

 Первый вопрос, над которым я предложу подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи: какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач. Контролирую правильность решения включением данных слов в словосочетание или предложение. Это помогает обнаружить различия в значении слов,  выявить  понимание учащимися сути проделанной ими работы, ее практической пользы.

 Поэтому, я считаю главными задачами по отношению к ученикам:

. Развивать веру в успех.

• Обращать внимание на прошлые успехи.

 • Сделать процесс обучения ощутимым.

 • Признавать и видеть достижения каждого.

 • Учить детей управлять собственной деятельностью.

    И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

  Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."

Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

laquo;Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Актуальность:В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье сформулирована приоритетная цель школьного образования в свете ФГОС нового поколения, дана классификация УУД....

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема самообразования: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение ра...