Главные вкладки

    Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
    учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)

    Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

    Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий; частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, организуется по направлениям (коррекционно – развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    Одной из главных задач коррекционно – развивающего направления внеурочной деятельности является формирование внятной, выразительной устной речи, которое осуществляется в условиях реализации ФГОС НОО для детей ОВЗ (ТНР), а также на основе разработанной программы внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение», имеющей внешнюю рецензию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Слайд №1

    Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

    Слайд №2

    Ученик нового поколения – это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

    Я.В.Стрелкова

    Слайд №3

    Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

    Слайд №4

    Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий; частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, организуется по направлениям (коррекционно – развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    Слайд №5

    Одной из главных задач коррекционно – развивающего направления внеурочной деятельности является формирование внятной, выразительной устной речи, которое осуществляется в условиях реализации ФГОС НОО для детей ОВЗ (ТНР), а также на основе разработанной программы внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение», имеющей внешнюю рецензию.

    Данная программа предназначена для внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение» с обучающимися 1 – 2 классов с тяжелыми нарушениями речи. Она является закономерным продолжением и дополнением программы коррекционного курса «Произношение».

    Она разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом программ, включенных в ее структуру.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598).

    Слайд №6

    Внеурочная деятельность коррекционного курса «Произношение» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его речевых способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Он объединяет в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечивает структурную и содержательную преемственность учебных предметов («Произношение», «Обучение грамоте», «Русский язык», индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия), а также служит созданию гибкой системы для реализации творческих интересов личности младших школьников.

    Слайд №7

            Целью программы в коррекционной направленности является воспитание у обучающихся внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

      Программа нацелена на решение задач формирования у обучающихся следующих составляющих речевой компетенции:

    • Произносительной стороны речи.
    • Языкового анализа и синтеза.
    • Сложной слоговой структуры слова.
    • Фонематического слуха.

    Также задачами курса являются:

    Слайд №8

    Обучающие задачи:

    • Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету.
    • Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
    • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
    • Развитие мотивации к изучению русского языка.
    • Развитие творчества и обогащение словарного запаса.
    • Совершенствование общего языкового развития учащихся.
    • Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

    Слайд №9

    Развивающие задачи:

    • Развивать смекалку и сообразительность.
    • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

    Воспитывающие задачи:

    • Воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
    • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

    В основе ФГОС нового поколения лежит системно – деятельностный и дифференцированные подходы, основным результатом применения которых является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действия (далее УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

    Программа внеурочной деятельности коррекционного курса «Произношение» обеспечивает достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия) и предметных результатов:

    Слайд №10

             Личностные результаты обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
    • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
    • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
    • Наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат.

    Слайд №11

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей деятельности:

    • Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно).
    • Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий).
    • Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик).
    • Контроль (сличение способа действия с его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
    • Коррекцию (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами).
    • Оценку (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы).
    • Саморегуляцию (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий).

    Слайд №12

             Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

             Формируя общеучебные универсальные учебные действия, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учат:

    • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
    • Осуществлять поиск и отбор необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационных и коммуникационных технологий и источников информации.
    • Структурировать знания.
    • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
    • Выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
    • Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
    • Владеть приемами и видами смыслового чтения в зависимости от цели и характера текста.
    • Формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач творческого и поискового характера.

    Слайд №13

              Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия: моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

              Овладение логическими универсальными учебными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно – следственных связей) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их.

    Слайд №14

              Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

              Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учат:

    • Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяя его цели, функции участников, способы взаимодействия.
    • Разрешать конфликты, выявляя, идентифицируя проблему, осуществляя поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализацию.
    • Управлять поведением партнера.
    • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
    • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

              Регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия носят метапредметный характер и обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

    Слайд №15

             Предметные результаты определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/ языковой/ коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

              Предметом итоговой оценки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения программы коррекционной работы.

    Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Слайд №16

    Коррекционная направленность внеурочных занятий курса «Произношение» обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Учитель – логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

    Внеурочные занятия коррекционного курса «Произношение» строятся на общедидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми нарушениями.

    Слайд №17

    Общедидактические принципы

    Принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего коррекционного курса «Произношение», соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего логопедического воздействия, используемого в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т.д.).

    Слайд №18

    Принцип сознательности и активности. В процесс речевого воспитания и перевоспитания лиц с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого (в отношении заикающихся детей начиная со школьного возраста) к своей деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей на внеурочных занятиях по произношению стимулируется эмоциональностью педагога, различными играми или игровыми приемами и упражнениями. Также, помимо этого, используются прямые инструкции (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.).

    Слайд №19

    Принцип наглядности. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом артикуляторно – акустического образа. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления данного образа, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения. Такая взаимосвязь форм наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, взаимодействием первой и второй сигнальных систем.

    Слайд №20

    Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей обучающихся с речевыми нарушениями. Он обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики у детей, разным методическим подходом к построению коррекционных внеурочных занятий по произношению, разными средствами, формами воздействия и т.д. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и речевыми возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий.

    Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса: этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследования, а также уточнение реабилитационного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного и речевого статуса.

    Слайд №21

    Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий. В процессе их выполнения расширяется и обогащается объем произносительных умений, совершенствуется произвольная и речевая моторика, нормализуются просодическая сторона речи. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся умений. Требуется определенное время, чтобы в произносительной стороне речи ребенка произошли приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность.

    Все рассмотренные общедидактические принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.

    Слайд №22

    Специфические принципы

    Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процесса; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

    Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом. Разнообразные виды работ повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервно рефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

    Слайд №23

    Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение коррекционных внеурочных занятий по произношению в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. При заикании, дислалии, дизартрии, ринолалии, афазии и других нарушениях занятия строится по – разному. Например, при заикании занятия направлены на коррекцию моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т.д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии особое внимание уделяется воспитанию слухового внимания, дифференциации ротового и носового дыхания, снятию назализации и т.д.

    Слайд №24

    Принцип учета симптоматики определяет произносительные возможности обучающихся с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с алалией, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии, частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Принцип комплексности предполагает связь коррекционных внеурочных занятий по произношению с медико – психолого – педагогическими воздействиями и основными видами речевой деятельности. Например, на занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и логопедических занятиях, или у детей с дизартрией после лекарственной терапии или физиотерапии использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

    Слайд №25 - 28

            Для осуществления развивающих задач обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Процесс обучения должен быть занимательным по форме, что обусловлено возрастными особенностями обучаемых.    

            Для этого на занятиях используются разнообразные виды работ: практические задания с элементами игр и игровой деятельности, дидактические и раздаточные материалы, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, лингвистические сказки и др. Дидактический материал часто дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Кроме того, коррекционный курс «Произношение» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием интонационной формой и общей культуры речи.

                 Чтобы дети не утомлялись, на занятиях используются задания, переключающие внимание, поэтому используются различные виды деятельности: игра, гимнастика ума, логические упражнения и многое другое.

    Слайд №29

    Формы работы обучающихся, используемые на занятиях: коллективные, групповые, индивидуальные.

    Слайд №30

    Методы обучения, используемые при проведении занятий: 

    • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ).
    • Наглядные (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу).
    • Практические.
    • Объяснительно – иллюстративный (ученики воспринимают и усваивают готовую информацию). 
    • Репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности).
    • Частично – поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

    Слайд №31

                  В процессе обучения используются следующие педагогические технологии: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, развивающие, информационно – коммуникационные.

    Слайд №32

                 Содержание и методы обучения содействуют закреплению младшими школьниками прочных знаний и умений, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. 

    При выборе форм и методов работы учитываются индивидуальные возможности и способности детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    Структура занятий по произношению определяется необходимостью сформировать звуковую и звуко – слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

    Распределение материала внутри занятия может быть различным: оно зависит от этапа обучения; от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков; от индивидуальных особенностей состава учащихся; от систематичности коррекционного процесса; от уровня речевого развития и особенностей психической сферы детей с разными формами речевой патологией.

    В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Занятия по произношению не должны быть однообразными и утомительными. Огромную роль играют средства наглядности и использование игровых приемов, элементы соревнования. Тщательно продумывается посильность предлагаемых упражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответствии с программой.

    Слайд №33

    Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки – это непосредственная подготовка к дальнейшей жизни, а вся внеурочная деятельность – это некая модель самой жизни.

    Ученик, выйдя из стен начальной школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью деятельности всех педагогов нашей образовательной организации.

    Слайд №34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС....

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

    Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    В презентации представлен опыт работы коллектива начальной школы МБОУ СОШ №1 г. Поронайска...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

    Организация  исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации   ФГОС НОО...

    Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

    Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО...