Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья на тему

Выступление на педсовете. 

Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности духовно-нравственного  воспитания младших школьников  в условиях реализации ФГОС НОО

(выступление на педагогическом совете)

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.      

                                                                                          В. Сухомлинский                                                                                

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

             В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. 

В содержание  УМК ПНШ   по которым работает наша школа заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителям эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников  ПНШ  в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

        На уроках русского языка и литературы закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.  На уроках  пишем  сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Программа по «Литературному чтению»  позволяет юным читателям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.  Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. На уроке предъявляю ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивают умение учеников в этом плане.  Это, отношение прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы.   На уроках использую естественные ситуации и преднамеренно создаю новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрываю их обязанности как членов коллектива, предупреждаю отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам учеников в классе.

Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.

Эта работа ведётся по 5 направлениям.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

      По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.

          Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

 Мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.  

        Одной из форм - является экскурсия.

 В рамках Федерального  Государственного стандарта она позволяет познакомить детей с историей и  особенностями родного края, русскими народными традициями, помогает каждому  ребёнку стать всесторонне развитой личностью, воспитывает любовь к Родине.

За много лет работы у нас сложились  традиции. Ежегодно мы проводим   праздники и акции. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа.

        Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива:

  • Организация и проведение календарных праздников;

Масленица

  • Акция добрых дел «Подари другому радость».
  • Трудовая акция «Самый чистый школьный двор»

Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания.

Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.

Ежегодно провожу уроки мужества:

«День защитника Отечества»

 «День Победы»

  К  Великой Победе была организована выставка рисунков учащихся.

В классе  воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Главной задачей является воспитание в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием.  Учу их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясняю, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности.

Работу по воспитанию толерантности  внедряю  в урочную и внеурочную деятельность. Например, это классные часы на темы «Мы дружбой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Какой я?» и др. совместно с ребятами выработали «Законы дружбы» и поместили их в буклеты  и стараемся жить согласно этим законам. Такое взаимообогащение помогает детям ближе узнать друг друга. Программа бесед строится концентрически, т.е. в каждом классе обсуждаются одни и те же нравственные проблемы – о дружбе, счастье, свободе, добре, зле, милосердии и т.д., но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний и опыта.  Для отслеживания результативности деятельности по данному направлению, проводится анкетирование учащихся.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение, для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

      Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что  на сегодняшний день, у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

              Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является  народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Традиционным стало проведение совместных  сезонных праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Масленица»;, «Никто не забыт и ничто не забыто. В прошлом учебном году в классе интересно прошло мероприятие “Золотая волшебница осень”. В ходе подготовки был использован фольклорный материал (почему осенние месяцы так называются, их черты, приметы). Активную помощь в его организации оказали родители. Вместе с детьми они приготовили костюмы, выучили слова. Праздник прошёл замечательно. Действо сопровождалось песнями, играми. Наличие соответствующего оборудования позволяет сделать праздник максимально ярким и запоминающимся.

Новогодние посиделки. Нет долгожданнее праздника и взрослых и детей. Этот праздник для детей мы готовили вместе с родителями, которые знали, что придут Дед Мороз и Снегурочка и заранее подготовили для детей новогодние подарки, разучили стихи и песенки. И пусть ненастоящий был Дед Мороз и Снегурочка, но праздник получился настоящий – новогодний, с подарками и сладостями, приготовленными родителями.

       Работа духовно – нравственного воспитания детей ведется  в течение учебного года.

Одним из путей решения непрерывности  духовно-нравственного воспитания является продолжение работы  в летнее время в новой для детей форме.

     С этой целью была разработана программа, по духовно-нравственному воспитанию детей в школьном летнем лагере дневного пребывания. Реализация этой программы помогла ребятам не только получить новые знания, но и создала во время их летнего отдыха атмосферу любви, взаимопомощи, терпения, поддержки, добра.

Но если мы знаем, над чем нам работать – значит, мы движемся вперед.

В начале нашего выступления был отмечен идеал (портрет выпускника), к

которому необходимо стремится в воспитательной работе.

        Итог работы по данной программе зафиксирован в портрете выпускника начальной    школы:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

      И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД младших школьников условиях реализации ФГОС.

В статье я описываю свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий в условиях реалиации ФГОС.В моей работе подробно описаны инновационные педагогические технологии, которые  спос...

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО

При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей....