Главные вкладки

    Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
    статья на тему

    Муквич Татьяна Евгеньевна

    Выступление на педагогическом  совете школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

         Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее —Концепция)

    разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию  Российской Федерации.

    Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

    Концепция определяет:

    1. характер современного национального воспитательного идеала;
    2. цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
    3. систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
    4.  основные социально-педагогические условия  и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

    Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными   институтами .

    Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий   для  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    В концепции ДНВР четко прописан современный воспитательный идеал

     согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»

    в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и

    задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

    Современный   национальный воспитательный    идеал  — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

           Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно

    исторических социокультурных  условиях.

     (В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа.Ценность семьи.народа ,веры; XVIII в. Россия стала империей Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д.

    В 90е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

          Национальный воспитательный  идеал является высшей целью образования.

    Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

    Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

    Система базовых  национальных   ценностей

    1. Патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству)
    2. Социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)
    3. Гражданственность  ( долг перед Отечеством,законы,обязанности,свобода совести, вероисповедания)
    4. Семья ( любовь ,верность, Здоровье, достаток, почетание  родителей, забота о младшем старшем, о продолжении рода.)
    5. Труд и творчество ( творчество ,созидание трудолюбия)
    6. Наука (Познание,истина,сознание)
    7. Традиционные российские религии
    8. Искусство и литература  (нравственный  выбор, смысл жизни)
    9. Природа ( жизнь.планета.земля.)
    10. Человечество ( Миру-мир,международное сообщество)

              Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.

    В концепции ДНРВ новое отношение к компетент.подходу- Владение   определенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность.(т.е. теряется ценность российского образования)

    Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

    1. Нравственный пример педагога;
    2. Социально-педагогическое партнёрство ;
    3. Индивидуально-личностное развитие;
    4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
    5. Социальная  востребованность воспитания.

          На основе концепции разрабатывается  программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников

         Программа духовно — нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

           Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

               Вашему вниманию представлена информация об основных    направлениях и видах  внеурочной деятельности по требованиям ФГОС.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1.  спортивно-оздоровительное;
    2.  художественно-эстетическое;
    3.  научно-познавательное;
    4.  военно-патриотическое;
    5.  общественно-полезная    деятельность;
    6.  проектная деятельность.
    1.  игровая;
    2.  познавательная;
    3.  проблемно-ценностное общение;
    4.  досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5.  художественное творчество;
    6.  социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность);
    7.  техническое творчество;
    8.  трудовая (производственная) деятельность;
    9.  спортивно-оздоровительная деятельность;
    10.  туристско-краеведческая. деятельность.

      Целью внеурочной деятельности в нашей школе является  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

      Принципы организации внеурочной деятельности:

    1. соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
    2. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
    3. опора на ценности воспитательной системы школы;
    4. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

    Направление образовательно-воспитательной деятельности нашей школы:

    1. физкультурно-спортивные  (Храбрых И.И., учитель физической культуры);
    2. художественное (Добрынина Е.Н., учитель музыки, Влазнева С.Е., педагог дополнительного образования);
    3. социально-педагогические (научно-познавательное) (Байдунова Э.А., учитель географии);
    4. военно-патриотическое (Никиташина А.В., учитель истории);
    5. социально-педагогическое (проектная деятельность) (Дяченко Т.Н., учитель начальных классов).

    Со следующего уч.года вводится спец.курс  "Основы религиозной культуры и светской этики".

    Оценивание процесса воспитания.

    Определение уровня воспитания и развития, определенный рост, падение.

    Оценивание воспитательного мероприятия

    Название мероприятия

    Содержание воспитывающей деятельности

    интеллектуально-познавательный

    аспект

    духовно-нравственный

    аспект

    Смыслопоисковый

    аспект

                    Что подвергается оценке

    Процесс                                          Результаты

    ( как вклады учителя-воспитателя,     (достижения воспитанников)

    выраженные в реализации

     признаков ситуации воспитания)

                    Достижения обучающихся (воспитанников)

    Достижения                                            Достижения, связанные с          

    учебные                                             личностным, нравственным ростом

    Качества или виды                           Деятельности (сферы занятости)   личностного опыта                              школьников и их результативность                                                          

     (духовная составляющая)                   ( «материальная» составляющая)

        В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы

    Выпускник начальной школы

    1. Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.
    2. Владеющий основами умения учиться.
    3. Любящий родной край и свою страну.
    4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
    5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
    6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

        умеющий высказать свое мнение.

    1. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    Заключение

          Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

    Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

    Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

        В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

    РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

    Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

    В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

    Роль уроков в реализации воспитательных задач в условиях внедрения ФГОС нового поколения

    Глубокое социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Во все времена, прежде всего, люди высоко ценили и ценят нравственную ...

    практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

    Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...