Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
статья на тему

Муквич Татьяна Евгеньевна

Выступление на педагогическом  совете школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

     Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее —Концепция)

разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию  Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет:

  1. характер современного национального воспитательного идеала;
  2. цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  3. систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  4.  основные социально-педагогические условия  и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными   институтами .

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий   для  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В концепции ДНВР четко прописан современный воспитательный идеал

 согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»

в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и

задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный   национальный воспитательный    идеал  — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

       Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно

исторических социокультурных  условиях.

 (В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа.Ценность семьи.народа ,веры; XVIII в. Россия стала империей Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д.

В 90е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

      Национальный воспитательный  идеал является высшей целью образования.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

Система базовых  национальных   ценностей

  1. Патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству)
  2. Социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)
  3. Гражданственность  ( долг перед Отечеством,законы,обязанности,свобода совести, вероисповедания)
  4. Семья ( любовь ,верность, Здоровье, достаток, почетание  родителей, забота о младшем старшем, о продолжении рода.)
  5. Труд и творчество ( творчество ,созидание трудолюбия)
  6. Наука (Познание,истина,сознание)
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература  (нравственный  выбор, смысл жизни)
  9. Природа ( жизнь.планета.земля.)
  10. Человечество ( Миру-мир,международное сообщество)

          Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.

В концепции ДНРВ новое отношение к компетент.подходу- Владение   определенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность.(т.е. теряется ценность российского образования)

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

  1. Нравственный пример педагога;
  2. Социально-педагогическое партнёрство ;
  3. Индивидуально-личностное развитие;
  4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  5. Социальная  востребованность воспитания.

      На основе концепции разрабатывается  программа  духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников

     Программа духовно — нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

       Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

           Вашему вниманию представлена информация об основных    направлениях и видах  внеурочной деятельности по требованиям ФГОС.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.  спортивно-оздоровительное;
  2.  художественно-эстетическое;
  3.  научно-познавательное;
  4.  военно-патриотическое;
  5.  общественно-полезная    деятельность;
  6.  проектная деятельность.
  1.  игровая;
  2.  познавательная;
  3.  проблемно-ценностное общение;
  4.  досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5.  художественное творчество;
  6.  социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность);
  7.  техническое творчество;
  8.  трудовая (производственная) деятельность;
  9.  спортивно-оздоровительная деятельность;
  10.  туристско-краеведческая. деятельность.

  Целью внеурочной деятельности в нашей школе является  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

  Принципы организации внеурочной деятельности:

  1. соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  2. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
  3. опора на ценности воспитательной системы школы;
  4. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Направление образовательно-воспитательной деятельности нашей школы:

  1. физкультурно-спортивные  (Храбрых И.И., учитель физической культуры);
  2. художественное (Добрынина Е.Н., учитель музыки, Влазнева С.Е., педагог дополнительного образования);
  3. социально-педагогические (научно-познавательное) (Байдунова Э.А., учитель географии);
  4. военно-патриотическое (Никиташина А.В., учитель истории);
  5. социально-педагогическое (проектная деятельность) (Дяченко Т.Н., учитель начальных классов).

Со следующего уч.года вводится спец.курс  "Основы религиозной культуры и светской этики".

Оценивание процесса воспитания.

Определение уровня воспитания и развития, определенный рост, падение.

Оценивание воспитательного мероприятия

Название мероприятия

Содержание воспитывающей деятельности

интеллектуально-познавательный

аспект

духовно-нравственный

аспект

Смыслопоисковый

аспект

                Что подвергается оценке

Процесс                                          Результаты

( как вклады учителя-воспитателя,     (достижения воспитанников)

выраженные в реализации

 признаков ситуации воспитания)

                Достижения обучающихся (воспитанников)

Достижения                                            Достижения, связанные с          

учебные                                             личностным, нравственным ростом

Качества или виды                           Деятельности (сферы занятости)   личностного опыта                              школьников и их результативность                                                          

 (духовная составляющая)                   ( «материальная» составляющая)

    В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы

Выпускник начальной школы

  1. Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.
  2. Владеющий основами умения учиться.
  3. Любящий родной край и свою страну.
  4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
  6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

    умеющий высказать свое мнение.

  1. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Заключение

      Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

Совершенствование форм и методов организации внеурочной деятельности по бурятскому языку в условиях реализации ФГОС нового поколения

В связи с переходом на ФГОС нового поколения изменился учебный план. В начальных классах не отведены часы на предметы национально-регионального компонента, в связи с этим появились трудности преподава...

Роль уроков в реализации воспитательных задач в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Глубокое социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Во все времена, прежде всего, люди высоко ценили и ценят нравственную ...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...