практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Рябикова Алевтина Анатольевна

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект48.87 КБ
Файл презентация к проекту1.19 МБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 «Воскресенский научно-методический центр»

(МОУ ДПО «ВНМЦ»)

Итоговая практико-значимая работа по курсу

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения»

на тему:

Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и                   исследовательской   деятельности          учащихся.

Технология      проектной   деятельности  на     уроках»

 

Выполнила:

учитель   начальных    классов

 МОУ       «СОШ      №        26»

Рябикова А.А.

Климова В.В.

                                                                                                Преподаватель,

                   кандидат педагогических наук:                                                                            Любовь    Николаевна   Ивлева

Воскресенск

2016год


Содержание

Введение                                                                                                          3

1. Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся                                                 5

2. Эффективные формы и методы  проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе                                      8

3. Разработка конспекта «Петр I: царь и человек» Система Л.В.Занкова

окружающего мира в 4 классе с использованием целесообразных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся                                13                                    

Заключение                                                                                                   21

Литература                                                                                                    24                                                                                                      

        

Введение

В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. У младших школьников формируются познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Поэтому тема моего исследования — «Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся. Технология проектной деятельности на уроках окружающего мира».

Цель работы: исследование эффективных форм и методов  проектной и исследовательской  деятельности учащихся и разработка урока окружающего мира с использованием форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

1) исследовать роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

2) изучить и проанализировать эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе;

3) подобрать материал, спланировать тип и структуру урока, разработать конспект урока с использованием целесообразных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Объект исследования: процесс совершенствования и развитие монологической речи учащихся на уроках окружающего мира;

процесс формирования интереса  учащихся к историческому прошлому своей   страны;

Предмет исследования: формы и методы проектной деятельности  с целью повышения эффективности обучения  учащихся на уроках окружающего мира.

Гипотеза:  Данная работа даст возможность убедиться в том, что если в процессе обучения использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить мотивацию обучения у учащихся.

Методы исследования:

– теоретический (изучение литературы);

– эмпирический (наблюдение за учебным процессом).

Глава 1. Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1. В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Цель проектного обучения, по мнению Н.Г. Черниловой, которая рассматривает проектное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Учебный процесс строится как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс учебного исследования становится определяющим для построения обучения.

В деятельности проектирования, по мнению К.Н. Поливановой, ребенок может приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находить способы реализации своего проекта. Наиболее существенной частью проектной деятельности является мысленное прогнозирование, составление замысла, предвосхищающее его последующее практическое воплощение.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, нужно научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Вывод.

Таким образом, инновационные технологии в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся играют важную роль:

- обеспечивают целостность педагогического процесса, осуществляют в единстве разностороннее развитие, обучение и воспитание учащихся;

- развивают творческие способности и активность учащихся;

- формируют проектное мировоззрение и мышление;

- адаптируют к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формируют познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Глава 2. Эффективные формы и методы  проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Существуют различные методы организации проектной деятельности школьников, выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя.

Дальтон-технология наиболее близка к методу проектов. Именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы. Дальтон – это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас подобные школы распространены в США, Голландии и многих других странах. Американский педагог Хелен Паркхерст, поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Она разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

Цели Дальтон-технологии:

      - обеспечить индивидуализированное развитие ученика;

      - обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем:  работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания  будешь сам (ответственность).

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».

Задания  составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Именно через выполнение  системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

«Дом» — это основное место ученика в школе. В доме присутствует «домашний советник», который выполняет роль дополнительного родителя, координируя работу ученика с учителями-предметниками. Но «дом» может соответствовать и обычному учебному классу, а домашний советник — классному руководителю.

Выделяют четыре формы реализации Дальтон-плана.  

Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии.

Коллективный урок, основными признаками которого являются: наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; учитель – организатор и участник процесса обсуждения; ученик – участник и субъект организационной деятельности; результатом коллективного урока является некое решение проблемы с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

Лабораторное занятие

К признакам лабораторного занятия относятся: наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других, может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов.

Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания.  

Конференция

Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п.

Основные признаки конференции: необходимость подготовительного этапа; выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.

Кейс-технологии (case study)  это технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме,  заданий по конкретной проблемной ситуации в ней и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Критерии кейса: 1) источник; 2) процесс отбора; 3) содержание; 4) проверка в классе; 5) процесс устаревания.

ПОПС — формула-метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

«Атака мыслей» — решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга», применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов и т.д.

        Вывод.

Таким образом, представленные формы проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе являются эффективными, так как способствуют процессу личностно-ориентированного обучения; обеспечивают индивидуализированное развитие ученика; обеспечивают развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Они направлены на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствуют развитию творческих способностей и логического мышления, объединяют знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщают к конкретным жизненно важным проблемам.

Глава 3. Разработка конспекта урока окружающего мира в 4 классе с использованием целесообразных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся

Тема: Петр I: царь и человек

Цели: вызвать интерес учащихся к историческому прошлому своей   страны;

систематизировать и углубить знания по теме;

развивать познавательные способности и монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой;

воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I любовь к Родине.

Оборудование: презентация, репродукции картин : И.Филипс «Укорочение кафтанов на заставе», А.В.Серов « Петр  I на набережной Невы»

 , выставка книг о Петре I

                                Ход урока

1.Организационный момент.

Улыбнулись, подтянулись,

На уроке не зевать.

Ну, ребята, все за дело

И друг другу помогать.

2. Подведение к проблеме. Слайд №2

Прочитаем на слайде строчки А. С.Пушкина

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Учитель.  Догадались, о ком идет речь?  Обоснуйте свой ответ.

3. Формулирование проблемы учащимися. Слайд №3

Вывешивается на доске портрет Петра I и открывается часть записи темы урока.

4. Составим план исследования: Слайд №4

Посмотрим в книге

Спросим

Понаблюдаем

Подумаем сами

Проведем эксперимент

Заглянем в компьютер

5. Проведение исследования. Слайд №5

Выполняя домашнее задание,  ребята заглянули в компьютер, воспользовались Интернет-ресурсом.  Послушаем, какие сведения о Петре I они отыскали.

Сообщения

1 группа

От ранней юности до самой смерти трудился Петр .  Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день.  Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык.  Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим.  В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо.   В полдень обедал, ел самые простые блюда.  После обеда отдыхал 2 часа.  Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы.  В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.

2 группа

В своем образе жизни он подавал пример простоты  обхождения и бережливости.  С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто.  От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду.  Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было»

3 группа

Летом он ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь.  Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться.  Но низкопоклонства  он не любил.  «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость».  Он не любил, если кто, встретив его , остановится.  Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой».  

4 группа

Государь не любил роскоши.  Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года.  Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой.  Царь Петр не раз говорил: « Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».

Учитель.    Царь Петр был бережлив.  Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата.»

Понаблюдаем.  Слайд №6

Предлагаю вам совершить мини-экскурсию в музей. Слово нашим экскурсоводам.

1 экскурсовод

Перед  вами корабли Петра Первого, построенные в Воронеже.

Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку.  Это оказался английский бот.  Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен.  Тотчас отправились искать плотника.  С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх.  Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь .  Петр прошел все чины сухопутной  военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу.  Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра.  Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску.  Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше.

2 экскурсовод.

Перед вами картина И.Филипса «Укорочение кафтанов на заставе»

У наших предков были золотые кафтаны, дорогие шубы, длинные бороды.  Этим они отличались от европейцев.  Петр выписывал из-за границы иностранцев, которые выходя на улицу,  подвергались опасности.  Вскоре царь издает указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев.  Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев и брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами.  Перед вами картина художника Неврева Н.В. « Петр        I в иностранном наряде»

3 экскурсовод  

Особенно государь заботился о просвещении.  Проживая за границей, он видел , что там многое лучше устроено, чем у нас, благодаря наукам, благодаря тому, что много школ,  из которых выходят образованные люди.  Слайд №7.   Перед вами заглавный лист первой русской газеты «Ведомости», вышедшей в 1704 году.

Слайд №8.   А это гражданская азбука с исправлениями Петра Первого от 1710 года.  Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей.  По велению царя в Москве, Петербурге и других городах были открыты училища.  Он обязал дворян привозить детей для учебы в Петербург или Москву.  Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства.

4 экскурсовод

Слайд №9.  Перед вами картина  А.В.Серова « Петр  I на набережной Невы»

16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест.  Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря.  Но для великого Петра не существовало препятствий.  Работа кипела беспрерывно.  Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города.  Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным.  

Слайд № 10.  Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней.  Этот домик сохранен и поныне.  Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра.  Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу.  Часто город он называл рай.  Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей, ходил за гробом простых людей.

Учитель.  Вникал Петр в большое малое.  Заметил, птиц мало по берегам Невы, велел купить в Москве несколько тысяч и выпустить в Петербурге.  Приготовились послушать пение певчих птиц птиц.(  Упражнение на релаксацию.)

Посмотрим в книге. Слайд №11

Где же ты, дружок-волшебник,

Знаменитый наш учебник

Открывай его сестрицу

92 страницу.

Читаем самостоятельно текст на страницах 92-95. Работаем в группах.  Выбираем самое важное, интересное, что можно добавить в таблицу царь - человек.

На доске выставлены карточки со слов детей:

ЦАРЬ                                                                                ЧЕЛОВЕК

Открыл школы                                                               трудолюбивый

  Построил город Петербург                                      простой в обхождении                                                                                                                  

Учеба за границей                                                        требовательный

Вышла первая газета                                                   не любил роскоши

Ввел арабские цифры                                                 бережливый

Новый год стали отмечать 1 января                        любознательный

Создал армию, флот, заводы, фабрики                  настойчивый

                                                                                           решительный

                                                                                           сильный

                                                                                           бесстрашный

                                                                                           

                                       _______________________

.   НО:  люди нищали, бежали на окраины и за границу, усилилось крепостное право.

Проведем эксперимент.  Слайд №12

  • Прочитайте записи:
  • «Слово»  
  • «аз»
  •  «работа»  
  • «аз»
  •  «товарищ»
  • «он»
  • «веди»                   а s о е
  • Получим: Саратов 1695 – первый приезд царя Петра I в Саратов

Слайды13-14

Спросим у других людей.

Спросим у наших краеведов.  Они изучили материалы о пребывании Петра в Саратове и приготовились рассказать об этом.

СЦЕНКА

Петр подошел к воеводе, принял расшитое полотенце с хлебом – солью, отломил кусочек, обмакнул в солоницу:

ВОЕВОДА (повалился на колени)

- Бьем челом великому государю мы, холопы грешные.  Помилуй и спаси в великодушии своем царском.

ПЕТР (удивился, поморщился и сказал)

- Встань!  Велю, встань!

(Прохаживается)  Неудобно дома поставлены, в тесности, от огня опасно и без всякого манеру.

ВОЕВОДА (вздыхает) – Обвыкли уж, Петр Алексеевич, в тягости пребывать.  На всё воля божья.  Изволите, батюшка Петр Алексеевич, отобедать?

Петр – Нет,  желаю сначала осмотреть город.

(Идут)   - Вижу, вижу, подмели да выскребли всё усердно для царского осмотру.  А в иные дни хлев вокруг?

(Идут дальше)- Ну, где деньги награбленные прячешь?

ВОЕВОДА  - Здесь, в подвале

ПЕТР  - Много ль там у тебя?

ВОЕВОДА – Рублев с тысячу

ПЕТР – Точно ль  столько, без утайки?

ВОЕВОДА – как на духу , государь.

ПЕТР – Проследи, Алексашка, чтоб золото и серебро в казну внес, в приказных бумагах отметил.  А медь раздать нищим на папертях!

Нерадением своим ты причинил казне великие убытки, государству разорение, а людям тягость.  Но прощаю тебя, вижу – не врал и покаялся.  Но ежели ещё раз попадешься…

ВОЕВОДА – Батюшка-государь…

ПЕТР – Молчи!  Извести жителей, чтоб к полудню были на Соколовой горе.  Волю свою царскую объявлю народу.

(На следующий день Петр верхом в сопровождении толпы горожан отправился на Соколову  гору.  Осмотрев окружающую местность, не сходя с коня, распорядился:

- Волею своею царскою повелеваю отвесть жителям Саратова по их челобитью и на их потребу земли с сенокосными и лесными угодьями столь много, сколь видно мне с сего места.  И впредь отчуждениев с той земли никому не делать и сыску никакого не чинить.  Отныне и до веку!

2 приезд Петра Первого в Саратов

Состоялся в 1722 г. Цели приезда:1) узнать, как через Персию торговать с Индией , 2) свободно плавать по Каспию мешала опасность со стороны Оттоманской Порты.  Путь царя лежал  через Саратов. К этому времени в Саратове было 3 кирпичных завода, 8 церквей, но ни одной школы.  Самый красивый дом – комендантский.  Он стоял на площади близко к Троицкой церкви и сделан из прочных бревен. Диво!  В окнах стекло.  35-летний комендант Василий Пахомович Беклемишев бороду бреет. Платье вечернее носит, ходит в ботфортах со шпорами и при шпаге.  Город к приезду привели в порядок.  Царь поинтересовался, сколько и какого продовольствия может Саратов дать для армии, когда плотники подойдут ремонтировать суда.  Петр похвалил воеводу, что в бане велит мыться, в церковь ходить,  избы строить не ближе 30 сажень друг от друга, жать косами, устраивать ассамблеи с музыкой и дамами.  Царь выразил недовольство, что нет школ, леса порублены, лишние писари и рассыльные.  Петр сам проверил флотилию, попробовал солдатской каши, одобрил.  За хороший прием пожаловал Беклемишева в полковники, жаловал ему зеленый массив посреди реки.  11 июня в 10 часов царь отплыл.

5. Подведение итогов исследования.  Слайд №15-№16

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание  Слайд №17

  • Мини-сочинение «Исторический портрет Петра I»
  • Экзаменаторы готовят вопросы по теме «Петр I: царь и человек»
  • Интернет-ресурс.   Русский костюм  эпохи  Петра I.

         Выполнить одно задание по выбору

Слайд №18.   Учитель.  В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы.  На вершине скалы изображен взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли.  Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: « Пред вами храм наук и искусств.  Туда!  Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»

                                           

                                                     

                                                      Литература

                     

  1.   Амелькин А.О.,  Степанов Д.И., Карпов С.П.  История. - М.: «Астрель АСТ», 2001
  2. Горбачевич К., Хабло Е.   Почему так назвали. -  Лениздат: 1975
  3. Демкина М.Н.   Эпоха Петра I. - ООО «Издательство Мир книги», 2008
  4.  Ошимова А.О.   История в рассказах для детей. -  М.: Россия, Ада, 1994
  5. Павленко Н.И.   Петр Первый и его время.- М.: «Просвещение, 1989
  6. .Пузицкий В.  Родная история. – Саратов: Издательство «Детская книга», 1994
  7. Семенов В.Н.  В старину саратовскую.-  Саратов: «Детская книга», 1994

                                        Вывод.

          Данный урок с использованием эффективных форм и методов проектной и исследовательской деятельности учащихся позволяет создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. На таком уроке происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении. Такой урок позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике.
                       

Заключение

Таким образом, инновационные технологии в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся играют важную роль:

- обеспечивают целостность педагогического процесса, осуществляют в единстве разностороннее развитие, обучение и воспитание учащихся;

- развивают творческие способности и активность учащихся;

- формируют проектное мировоззрение и мышление;

- адаптируют к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формируют познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Представленные формы проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе являются эффективными, так как способствуют процессу личностно-ориентированного обучения; обеспечивают индивидуализированное развитие ученика; обеспечивают развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Они направлены на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствуют развитию творческих способностей и логического мышления, объединяют знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщают к конкретным жизненно важным проблемам.

        Данный урок с использованием эффективных форм и методов проектной и исследовательской деятельности учащихся позволяет создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность учащимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. На таком уроке происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении. Такой урок позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике.


           Выводы

Инновационные технологии играют важную роль в обучении и воспитании. Реализация инновационных образовательных технологий (совместно-распределенная деятельность на уроках и во внеурочной работе, учебные диалоги, проектно-исследовательская деятельность, компьютерные программы) позволит выйти на новое качество образования. Ценным в проектной и исследовательской  деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования и исследования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Таким образом, представленные технологии являются эффективными,т.е. предполагают наличие определенной совокупности методов, средств и приемов, применение которых в строгой последовательности позволяет обеспечивать получение запланированного результата.

Тему «Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности» автор считает крайне значимой в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Метод проектов  и исследований -  это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость. Данный метод опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета “Окружающий мир”. Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступления с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.

Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Ведь будущее школы – в балансе альтернатив.

Новизна работы: Обновление фактологического материала из жизни сделало урок актуальным, личностно – ориентированным, успешным в решении образовательных и воспитательных задач. Учащиеся самостоятельно осуществляли сбор необходимой информации, планировали варианты решения проблемы, анализировали свою деятельность.

Практическая значимость: данная информация, подготовленная учащимися к уроку может быть полезной на занятиях во внеурочной деятельности,  на уроках «Основ религиозной культуры и светской этики».

                                          Литература

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

7. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000, №4.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

9. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся. Технология проектной деятельности на уроке окружающего мира (4 класс ) Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» Рябикова А.А. Климова В.В.. г.Воскресенск, 2016 год Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного профессионального образования «Воскресенский научно-методический центр» (МОУ ДПО «ВНМЦ»)

Слайд 2

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для данной деятельности в вузах, техникумах и т.д.

Слайд 3

Тема « Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся. Технология проектной деятельности на уроках окружающего мира ».

Слайд 4

Цель работы : исследование эффективных форм и методов проектной и исследовательской деятельности учащихся и разработка урока окружающего мира с использованием форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Слайд 5

Задачи: 1) исследовать роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся; 2) изучить и проанализировать эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе; 3) подобрать материал, спланировать тип и структуру урока, разработать конспект урока с использованием целесообразных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Слайд 6

Объект исследования: процесс совершенствования и развитие монологической речи учащихся на уроках окружающего мира; процесс формирования интереса учащихся к историческому прошлому своей страны; Предмет исследования : формы и методы проектной деятельности с целью повышения эффективности обучения учащихся на уроках окружающего мира. .

Слайд 7

Гипотеза: Данная работа даст возможность убедиться в том, что если в процессе обучения использовать современные педагогические технологии, то это позволит повысить мотивацию обучения у учащихся. Методы исследования: – теоретический (изучение литературы); –эмпирический (наблюдение за учебным процессом ).

Слайд 8

Глава 1. Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся Исходные теоретические позиции проектного обучения: 1. В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; 2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; 3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; 4. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; 5. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Слайд 9

Вывод. Таким образом, инновационные технологии в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся играют важную роль: - обеспечивают целостность педагогического процесса , осуществляют в единстве разностороннее развитие, обучение и воспитание учащихся; - развивают творческие способности и активность учащихся ; - формируют проектное мировоззрение и мышление ; - адаптируют к современным социально - экономическим условиям жизни; - формируют познавательные мотивы учения , так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности , который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Слайд 10

Глава 2. Эффективные формы и методы проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе Существуют различные методы организации проектной деятельности школьников. Дальтон-технология : дальтон-план- принцип свободы , принцип самостоятельности, принцип сотрудничества (задания, лаборатория, «дом»)

Слайд 11

Выделяют четыре формы реализации Дальтон-плана. Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии. Коллективный урок, основными признаками которого являются: наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности; учитель – организатор и участник процесса обсуждения; ученик – участник и субъект организационной деятельности; результатом коллективного урока является некое решение проблемы с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения .

Слайд 12

Лабораторное занятие К признакам лабораторного занятия относятся: наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов .

Слайд 13

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других, может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания

Слайд 14

Конференция Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п. Основные признаки конференции: необходимость подготовительного этапа; выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.

Слайд 15

Кейс-технологии ( case study ) — это технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме, заданий по конкретной проблемной ситуации в ней и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений. Критерии кейса: 1) источник; 2) процесс отбора; 3 ) содержание; 4) проверка в классе; 5 ) процесс устаревания.

Слайд 16

ПОПС — формула-метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что… О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что… П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например… С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Слайд 17

«Атака мыслей» — решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга», применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов и т.д.

Слайд 18

Вывод. Таким образом, представленные формы проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках в начальной школе являются эффективными, так как способствуют процессу личностно-ориентированного обучения; обеспечивают индивидуализированное развитие ученика; обеспечивают развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Слайд 19

Урок окружающего мира в 4 «А» классе проект-исследование Учитель МОУ «СОШ №26»: Рябикова А.А.,Климова В.В.

Слайд 20

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С.Пушкин О ком идет речь? Обоснуйте свой ответ. Подведение к проблеме

Слайд 21

Петр I

Слайд 22

Подумаем сами ! Спросим у других людей Заглянем в компьютер Понаблюдаем Проведем эксперимент Посмотрим в книге Составим план исследования

Слайд 23

Проведем исследование

Слайд 24

Понаблюдаем

Слайд 25

Ведомости

Слайд 26

Образец гражданской азбуки, исправленный Петром I , 1710 г.

Слайд 27

В.А.Серов «Петр I на набережной Невы»

Слайд 28

Домик Петра I

Слайд 29

Посмотрим в книге

Слайд 30

Прочитайте записи: «Слово» «аз» «рцы» «аз» «твердо» «он» «веди» а s о е Проведем эксперимент

Слайд 31

1695 год– 1приезд Петра I в Саратов. 1722 год – 2 приезд Петра I в Саратов. Приезд Петр I в Саратов

Слайд 32

С картины художника А.В.Полякова Петр I в Саратове

Слайд 33

Открыл школы трудолюбивый Учеба за границей простой в обхождении Первая газета требовательный Упростил алфавит не любил роскоши Ввел арабские цифры бережливый Новый год с 1 января любознательный Создал армию, флот настойчивый Открыл заводы, фабрики решительный Построил Петербург сильный бесстрашный Царь Человек

Слайд 34

Люди нищали, бежали на окраины и за границу, усилилось крепостное право. НО:

Слайд 35

Мини-сочинение «Исторический портрет Петра I » Экзаменаторы готовят вопросы по теме «Петр I : царь и человек» Интернет-ресурс. Русский костюм эпохи Петра I . Выполнить одно задание по выбору Домашнее задание

Слайд 36

Сенатская площадь и памятник Петру I . Художник Б.Петерсен

Слайд 37

Новизна работы : Обновление фактологического материала из жизни сделало урок актуальным, личностно – ориентированным, успешным в решении образовательных и воспитательных задач. Учащиеся самостоятельно осуществляли сбор необходимой информации, планировали варианты решения проблемы, анализировали свою деятельность .

Слайд 38

Практическая значимость : данная информация, подготовленная учащимися к уроку может быть полезной на занятиях во внеурочной деятельности, на уроках «Основ религиозной культуры и светской этики»

Слайд 39

Царь и император Всероссийский Петр I Алексеевич (Великий. http://svarog.sitecity. ru /ltext_1107120431.phtml?p_ident=ltext_1107120431.p_1107125440 Петр I Алексеевич Великий. Русский царь (1682). http://wolfstein-3d.ucoz.ru/forum/17-140-6 Точная копия одного из первых кораблей Петра Первого . http://www.bards.ru/photo_index.php?master=2450 Первая страница газеты " Ведомости ". http://www.hi-edu.ru/e-books/AK/catalog.htm Страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I . http://ptitza.livejournal.com/264588.html Репродукция картины Петр Первый http ://www.artrex.ru/canvas/122zoom.php Домик Петра I на Петровской набережной . http://www.newyork.ru/common/arc/story.php?id_cat=4&id=432988 Иллюстрация из книги В.Н.Семенова «В старину саратовскую». - Саратов: «Детская книга», 1994 Памятник Петру I и здание Сената и Синода на площади Декабристов... http://fotki.yandex.ru/users/igordopira/view/17613/ Источники

Слайд 40

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких  (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....