Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
консультация по зож

Лилия Минсагировна Зайдулина

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.М. Зайдулина

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

(МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева)

«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Василий Александрович Сухомлинский

В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «болезни цивилизации», «школьный стресс», «школьная патология». Проблема здоровья нации и, прежде всего, детей стала проблемой государственной.

Новые образовательные стандарты предполагают, что показатели состояния здоровья обучающихся становятся важными показателями успешности работы ОУ.

На здоровье детей влияют генетические факторы (их принимаем как данные), экологические (эти проблемы решаются на уровне государства) и социальные. Среди последних есть независящие от школы факторы (образ жизни и материальное благополучие семьи, уровень образования и воспитания родителей, медицинское обслуживание и др.) Но 20 – 40% негативных для здоровья детей факторов связаны со школой, в которой каждый ребёнок проводит 9 - 11 лет.

По результатам исследования Института возрастной физиологии выявлено, что за период обучения детей в школе в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза - патологии органов пищеварения, а число детей с пограничными нарушениями психического здоровья увеличилось с 20 до 70%. Лишь 5% выпускников школ практически здоровы.

В каждой школе конечно накоплен значительный и разнообразный опыт по здоровье сбережению в процессе обучения и воспитания. Но проводимые в школе здоровье сберегающие мероприятия охватывают в основном внеурочное время и имеют разделённый, прерывистый характер.

Сегодня современной школе нужна целостная и эффективная система по сохранению здоровья школьников как во внеурочное время, так и во время учебного процесса. Таким образом возникла потребность создания инновационной инфраструктуры и образовательного пространства по здоровье сбережению в школе. Я говорю о создании инновационной площадки по реализации проекта «Школа – территория здоровья».

Основная идея  проекта состоит в создании и организации деятельности на базе Железногорской школы №5, ориентированной на воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной самопомощи. Также Проект должен содействовать становлению культуры профессионального здоровья учителей  школы и валеологическому просвещению родителей.

Естественно мы начали с изучения уже существующих здоровье сберегающих технологий. Таким образом познакомились с теорией «СенсОрной свободы и психомоторного раскрепощения» доктора медицинских наук Виктора Филипповича Базарного – известного хирурга - офтальмолога, действительного члена Академии творческой педагогики, Почётного работника общего образования Российской Федерации. Здоровьесберегаюшие технологии Базарного впервые были разработаны и апробированы в НИИ Проблем Севера Академии Медицинских Наук СССР в Красноярском крае в конце 70-х годов. Основанием послужило выявление массового ухудшения здоровья детей в школе. В процессе исследований выяснились причины и реальный масштаб проблемы.

В результате исследований группой учёных постепенно были разработаны невероятно эффективные методы обучения в школе с применением образного мышления, целью которых является выращивание глубоко разумного и физически здорового потомства. Учёными было зарегистрировано 44 патента на изобретения и полезные модели.

В конце 80-х годов в СССР технологии официально вошли в государственную программу «Массовая профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». В 2000-2001 годах данная программа прошла повторную экспертизу головными научно-исследовательскими институтами Российской академии медицинских наук, получив положительное санитарно–эпидемиологическое заключение.

Более 30 лет Виктор Филиппович занимался изучением влияния школы на здоровье детей. По мнению доктора Базарного вся концептуальная основа современной школы направлена против природы ребёнка. Многолетние исследования убедительно доказали, что наиболее разрушительными для здоровья школьников являются два фактора:

1.Закрепощённая сидячая поза.

2.Работа детей в режиме узкоформатного близорукого зрения.

Высокая эффективность применения методики многими российскими школами, убедительная теоретическая база, разработка целостной системы здоровье сберегающих педагогических технологий побудили нас выбрать именно методику Виктора Филипповича Базарного для реорганизации учебно-познавательного процесса в начальной школе с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Поэтому с 1 сентября 2019 года мы начали частичное внедрение данных методик.

Как я уже сказала выше, первым средством профилактики и оздоровления школьников доктор Базарный считает укоренение телесной вертикали за счёт использования в учебном процессе специальной ростомерной мебели со сменяющейся высотой и специальным углом наклона столешниц.

К сожалению у нас нет возможности приобрести такую мебель, поэтому на уроке я периодически (примерно через каждые 10-12 мин.) перевожу детей из положения «сидя» в положение «стоя» без конторок. Это положение, использую, когда дети слушают объяснение педагога или отвечающего ученика.

Овладение письмом – это одно из важнейших умений, которое формируется в начальной школе. Письмо шариковой ручкой требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. Базарный рекомендует использовать для овладения письмом младшими школьниками перьевую ручку. «Энергосберегающее» письмо пером лучше развивает моторные навыки ребёнка: дети быстрее запоминают буквы и слова, это развивает их мозговую деятельность, память. Мои ребята учились писать автоматической перьевой ручкой.

Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора, а также подвижности объектов относительно друг друга и относительно наблюдателя. Для расширения зрительно-пространственной активности учащихся использую подвесные «Дидактические кресты». В классе не должно быть постоянных дидактических рисунков и плакатов. По необходимости дидактические материалы вешаю на подвеску,  а затем легко снимаю. Данный режим работы способствует не только повышению внимания и интереса детей к занятиям, но переключению зрения учеников с ближнего на дальнее, тем самым стимулируя его.

Для снятия психического напряжения и профилактики нарушений зрения один раз за урок с помощью зрительно-вестибулярного тренажёра СУС – «Схема универсальных символов», провожу тренаж мышц глаз и опорно-двигательного аппарата. Дети, стоя, ведут глазами по линиям, сочетая движения головой и туловищем в течение 1,5 – 2 минут. Тренажёр также помогает активизировать чувство общей координации и равновесия.

Силами родителей мы приобрели массажные коврики и используем их во время проведения ежедневной утренней гимнастики.

Для развития творческого воображения и детской фантазии организовано сотрудничество с Центром развития детей и юношества им. Г.И. Замаратского. Педагог дополнительного образования ведётся в классе кружок «Глина в умелых руках», «Кудесники». Также ребята постоянно участвуют в выставках детских и семейных творческих работ по рисованию, конструированию, изделий из природного материала.

Отдельно стоит отметить гендерный подход. Одним из базовых принципов здоровье сберегающей технологии Базарного является параллельное обучение девочек и мальчиков в разных классах. Это обусловлено научно доказанной разницей в развитии психофизиологии полов. В моём классе обучаются одни мальчики.

С точки зрения образования и здоровья обучение должно базироваться на основе естественных потребностей девочек и мальчиков. Одна из базовых потребностей, которая фундаментально влияет на формирование психики и тела, является физическая активность.

Дефицит движения у мальчиков ведёт к недоразвитости репродуктивной и эндокринной систем, что в конечном итоге может выражаться в общей недоразвитости и бесплодии. У мальчика, который будет недостаточно двигаться, не сформируется соответствующий мужчине гормональный фон и психика. Соответственно этому обстоятельству, если образ жизни  общества навязывает мальчикам-подросткам гиподинамию, то такое общество идёт по пути биологического вырождения и подавления мужского начала.

На сегодняшний день мы смогли внедрить лишь небольшую часть методик Базарного. Очень хочется, чтобы образовательное пространство школы было наполнен всеми компонентами динамического обучения по методу Виктора Филипповича.

В результате использования только одних конторок и динамического режима обучения дети сохраняют и развивают психическое и физическое здоровье, улучшается успеваемость и концентрация внимания на уроках.  Значительно сокращаются риски или останавливается развитие сотен заболеваний.

Миллионы детей теряют здоровье и свой жизненный потенциал. Но у нас есть всё, для того чтобы это остановить. Предложенные уже 40 лет назад здоровье сберегающие технологии должны стать основой нашей системы образования.

Список используемых источников

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.

В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"...

Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС

Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе....

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе. Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.В этом возрасте происходят ...

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.         Рост числа заболеваний среди школьников за последние г...