Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения
статья по зож по теме

Землянская Анна Александровна

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauch.statya_po_zdorovyu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

      Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились  такие проявления нездоровой личности, как  дезадаптация  поведения,  враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира,  пассивная жизненная позиция, эгоцентризм, утрата веры в свои [возможности, ослабление воли, снижение самоконтроля [3].
    Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.
     Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся [4]. Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.             За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (39,7%), нарушения осанки (38.4%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды. 
    Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
    В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи  деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность  должна:                                                                                      1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,  переутомления и т. п.);
3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
7. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
9. Научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                   10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.  
     Система   работы  по формированию культуры  здорового и безопасного образа жизни  представлена в  стандарте  в  виде пяти взаимосвязанных направлений: 
-   создание здоровьесберегающей  инфраструктуры, 
-   рациональная организация учебной и внеучебной  деятельности обучающихся, 
-   эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, 
-   реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями[13].

    
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо   соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности[9].
    
Так у меня зародилась идея, которую я условно назвала «не навреди». Я поняла, что необходимо организовать такую  учебную деятельность, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе,  она бы помогла бы  обучающемуся сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.  
   В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является:
1. Моделирование положительного настроя  обучающихся и учителя, что способствует  обеспечению успешного обучения. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого нужно 1-2 минуты. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно поговорить о днях рождения обучающихся, праздниках, научных открытиях, сенсациях в мире кино. Ученики видят заинтересованность  учителя в их личностных интересах, благодаря этому  в дальнейшей работе достигаются положительные результаты.
2. Исключение стрессовых ситуаций на уроке также являются  важным условием  успешной деятельности учителя. Во время уроков нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, «примерить на себя» и прочувствовать  тот или иной эпизод. Для исключения стрессовых ситуаций психологами рекомендуется задавать  детям вопрос « что ты чувствуешь?», а не  «как ты думаешь?» 
3 .В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учётом природы конкретного ребёнка, его задатков, способностей, возможностей и т.д. Технология личностно-ориентированного обучения направлена на формирование психики здоровой личности посредством специальных приемов и методов. Здесь реализуется прием сотворчества, где каждый ученик занимает активную познавательную позицию в коллективной деятельности. Выполняя разнообразные творческие задания, дети знакомятся с путями получения необходимой информации, формируют собственную жизненную позицию. Основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками.
4. Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.
Организация обучения в режиме «динамических пауз» предполагает использование  на уроке физкультпауз - прием необходим для сохранения правильной осанки у детей. В этом случае приходится часто менять виды деятельности, проводить задания с двигательной активностью, вызывать детей к доске, группировать и пересаживать во время урока, все это ведет к снятию внутренней физической и психологической усталости обучающихся. Для физической и психологической разгрузки во время урока я использую релаксационные паузы.
Большое оздоровительное значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
5. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение мною элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой. Я хочу познакомить вас с некоторыми из этих приёмов:
- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения[2].
- Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана размером 1 на 2 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки учитель прикрепляет изображение жёлтого листочка и предлагает проследить глазами , как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. А по ходу задания дети читают на плакате короткое стихотворение об осени.
Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
С этой же целью можно проводить мимические упражнение. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют.
6. Управление речью или технология эффективной речевой деятельности. Данная технология очень активно применяется на моих уроках, т.к. в ее основе лежит нетрадиционность урока, а  «все, что необычно, то и интересно»: урок-исследование, кукольный театр, интервью, радио-передача, репортаж, соревнование, урок-презентация и т.д. Творчество учителя в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. Данная технология создает благоприятный микроклимат в группе, повышает интерес к учению, исключает  стрессовые ситуации во время урока, способствует формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание, способствует раскрытию в детях новых возможностей.
 7. Формирование навыков здорового образа жизни реализуется  за счет  тематики   учебных тем, специально подобранных мультфильмов и личным примером. Педагог должен  быть заинтересован в том, чтобы дети были здоровы и вели правильный образ жизни, т.к. это способствует правильному развитию всех качеств эмоционально-волевой, интеллектуальной  и психофизиологической сфер деятельности. Результатом чего является воспитание психики здоровой личности ребенка. Систематически проводимая работа по сохранению здоровья школьников улучшает физические показатели, внимание, память, способствует повышению качества знаний, а главное, не вредит здоровью школьников. Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий  положительно влияет на результаты учебной деятельности. Дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно.

8. Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек Поэтому мне хочется отметить понимание и поддержку родителей. Часто родители являются  инициаторами совместных спортивных мероприятий, активными их участниками. Особое место в работе с родителями занимают  родительские собрания.  Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так мной были подобраны упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендованы родителям 
9. К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматотерапию[1]. Её мы используем при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока).               

     Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. 
   Многое из перечисленного здесь приемлемо для применения в любой школе. Ведь здоровье должно быть и у детей и у учителей! Мы считаем, что здоровье - наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас , за его утрату. А ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное, поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.
 Я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.

                                                        Литература:

1. Бабёнкова, Е. А. Как помочь детям стать здоровыми : метод, пособие / Е. А. Бабёнкова. - М. : Астрель, 2008. -206 с.

2. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома : практ. пособие / В. Ф. Базарный. -М. : АРКТИ, 2005. -176 с.

3. Безруких, M. М. Опыт решения проблемы «школа и здоровье» в России за 100 лет / M. М. Безруких // Справочник руководителя образов. учреждения. 2009. -№ 7. С. 10-19.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

5. Григорьева С. Г. Теория и практика здоровьесберегающих технологий в начальной школе : учеб. пособие / С. Г. Григорьева, С. Г. Игнатьева. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. - 49 с.

6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008

7. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. -2005. -№ 3. С. 52-87.

8. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер : 1-4 кл. / В. И. Ковалько. М. : ВАКО, 2007. - 304 с.

9.Кузнецова JI. В., Кузнецова Н. А. Сохранение здоровья учащихся в образовательном пространстве учащихся: теория и практика // JI. В. Кузнецова. Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. - 215 с.

10. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод, рек. по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с.

11. Натырова, Г. Н. Здоровьесберегающие условия обучения детей / Г. Н. Натырова // Завуч начальной школы. 2008. - № 5. - С. 77 - 80.

12. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 Электронный ресурс. / Центр образования «Школа здоровья». М., 2010. -Режим доступа: http://www.specialschool.ru/health/?id=132.

13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение – 2010.

14. Рапопорт, И. К. Значение здоровьесберегающих и оздоровительных технологий в школе / И. К. Рапопорт // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 7. - С. 7-9.

                         Научная статья по теме:

Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

                                                                                              Подготовила  учитель

                                                                                              начальных классов 1 категории  

                                                                                              ГБОУ СОШ №6 г.о.Сызрани                                              

                                                                                              Землянская Анна Александровна

                                                                   2014 год