Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"
методическая разработка (4 класс) по теме

В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.

Направление статьи "Образовательное учреждение  - территория межэтнического согласия и межконфессионального диалога (воспитание культуры межнациональных отношений)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения

Голубева Т.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

 Труновского муниципального района Ставропольского края с. Безопасное

Введение.
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой. Ставрополье – край многонациональный. Сейчас. на Ставрополье проживают представители более 90 этносов. Наиболее крупные этнические группы – украинцы, армяне, даргинцы, греки, ногайцы, чеченцы, татары, цыгане, карачаевцы, туркмены, азербайджанцы, езиды. Стала увеличиваться численность армян, даргинцев, азербайджанцев, чеченцев, езидов. При этом возрастает неконтролируемая миграция. Согласно аналитическим данным, число неофициальных мигрантов превышает в два с половиной раза количество зарегистрировавшихся в миграционной службе края. Все это вызывает значительное напряжение социально-экономической обстановки в крае, приводит к этнической напряженности и межнациональным конфликтам.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.         Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности является культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А.Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым.
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения».
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения[3].
Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение – важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида[4].

Общение – важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего. “Умному намека достаточно” - гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого.

В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно – психологического здоровья населения. В последнее время всё чаще говорят о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.

Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками. Свою задачу как классного руководителя я вижу в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.

В МБОУ СОШ № 3  учатся дети 17 национальностей. Работая в классах коррекции, на своих уроках русского языка, чтения, занятиях по психологии я использую разнообразные методы обучения, провожу исследования на тему: «Толерантное поведение». Веду индивидуальные занятия с детьми-инвалидами. В канун праздника «Дня народного единства» ученица 8 А класса (ребенок-инвалид) Голубева Марина написала конкурсное сочинение «Письмо подростку из будущего».

Дорогой друг!

Шлю тебе привет из взрослого далека. Я тебе завидую, ты переживаешь лучший период своей жизни: все дороги открыты, возможность выбора огромна. Ты можешь построить свою жизнь так, как ты хочешь, нужно только немного постараться. Выглядишь ты сейчас как взрослый человек, только более красивый ,стройный, здоровый. Этот ценный дар нужно беречь и охранять от посягательства злобных недоброжелателей.

Я хочу тебе поведать тебе о том , что произошло 400 лет тому назад. 1612 год - год подвигов наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Родина и Единство. Глубокий смысл заложен в эти слова. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена вражды. Эти времена назывались смутными ,а еще кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла.  Не сразу Россия стала сильным государством.  В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа. Но бывали в России и такие времена,когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза.                                        

Злобные недоброжелатели, как таинственные ,разрушительные тени ждут тебя на перекрестках жизни и претендуют каждый на кусочек твоего счастья,  молодости,красоты, благополучия и будущего.

Ты согласен это все им дать? Нет? Тогда давай учиться  жить понастоящему.

Вот тебе несколько мудрых советов:

Не надо оскорблять друг друга.

Уважай чужое мнение.

Надо уважать всех как личностей.

Не лгать, не врать. Один — за всех, все -за одного.

Быть откровенным, не соперничать.

Не обижать друг друга.

Не надо завидовать.

Надо ,чтобы все люди были  общительными.

Критично относись к себе и своим умениям.

Анализируй свои поступки и поведение.

Посмотри в зеркало, улыбнись себе и скажи « Этот мир мой!»

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Когда есть дружба?

Когда нет ссор и обид

Когда на душе солнечно и радостно

Когда всем интересно

Когда можно понять друг друга

Теперь ты можешь сказать себе:» Уменя есть союзники и друзья. Я могу контролировать свои чувства и поведение. Люди будут любить меня и уважать»

Только живя в мире счастливы народы.

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться, враги будут биты

От мощи единства земля задрожит.

Как показали  исследования, дети в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 41,3% опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 20,8% детей заявили, что постараются уйти от конфликта; 17,5% - попытаются договориться; 13,8% - будут искать компромисс и 5,4% - сделают вид, что ничего не произошло. Я  полагаю, что детей необходимо учить анализировать ситуации.

Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою культуру. Блонский П.П. указывал, что "путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание". Я попыталась выяснить, как учащиеся относятся к культуре своего народа и насколько глубоко ее знают. 34,2% учащихся считают, что знают ее хорошо; 53,8% - знают частично; 10% - плохо и 1,3% - не знают совсем. На вопрос "Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?" 18,8% детей ответили - всегда; 60,4% -иногда; 12,5% - очень редко и 7,9% - не соблюдают. При этом 74,2% опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 10,4% заявили, что их это не интересует, и 13,8% не желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым и педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащихся.

В  исследовании на вопрос "Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?" 45,8% учащихся отметили - гордость, 29,6% - спокойную уверенность; 8,3% - никаких чувств; 8,8% - обиду; 1,7% - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции. На мой взгляд, отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу.

Для начальной школы проблема актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некоей общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация контактов в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий реализаций нашего замысла стало освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребёнка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой — критически относиться к своим собственным взглядам.

Путь к толерантности — это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, прежде всего учителя, ибо он возможен только на основе изменения себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен.

Взаимопонимание рождается в диалоге, в котором учитель постигает своеобразие и целостность личности ребёнка, проникает в глубину его переживаний, опираясь на чувство исследователя и интуицию. , развивающую в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Интерактивное обучение — это погружение в процесс общения, основанного на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели этой методики — развивать эмпатические способности у педагогов, детей и родителей; воспитывать терпимость к инакомыслию; развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием; воспитывать у детей среднего школьного возраста неприятие к жестокости, насилию к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Практикуются уроки - тренинги, цель которых в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых

 • снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

 • проявляется готовность принять и оказать помощь в нужной

ситуации;

 • развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;

 • формируется умение ценить свою и чужую работу;

 • закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Эти занятия строят таким образом, чтобы каждый участник мог «прожить» различные ситуации, определить свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию. Таким образом, каждый узнает себя как партнёра по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности — те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

Занятия строят в игровой форме. К такому виду работы теперь готовы и дети, и учитель. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Структура тренинга «информация — взаимодействие — восприятие» позволяет последовательно выработать у каждого участника общения умение находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Игры этого блока помогают развивать уважение и само уважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учит умению. поддерживать друг друга, доверять и доверяться самому, преуспевать без соперничества, верить, что всё это необходимо не только в школе, но и в жизни.

Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии я доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели.

Практика уже давно отработала множество различных форм учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и принцип их конструктивного разрешения. У этих занятий есть и другие цели: развитие критичного мышления школьников, навыков учебной самоорганизации, групповой работы, умений вести диалог и аргументировать свою точку зрения, продуктивно оппонировать и адекватно, по достоинству, оценивать иные позиции. Эти занятия дают нашим учащимся правильное представление о социальном мире — таком, каков он в действительности, т.е. о хрупком, нестабильном, требующем внимательного, деликатного, терпимого к себе отношения. Занятия предусматривают использование преимущественно интерактивных методов — ролевых игр, дискуссий, тренингов, групповых работ.

При воспитании толерантности используются такие занятия:

Занятие « Мы разные ,но мы вместе»

Ход занятия

Цель : выработать кодекс поведения

Подготовительный этап:

Ущащимся дается задание:проанализировать свое общение с людьми и сформулировать правила общения, которые бы они посоветовали другим.

Ход занятия

Психолог предлагает подумать над такими правилами :

1. Не оправдывайте себя! ( Меня не понимают, меня не ценят!)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов.

4. Будьте искренни!

5. Будьте мужественны!

6. Будьте справедливы!

7. Считайтесь с чужим мнением!

8. Не бойтесь говорить правду!

9. Радуйтесь успехам людей ,которые Вас окружают!

10. Будьте естественны в общении!

11. Не бойтесь правды, ,высказанной  в Ваш адрес!

12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

После обсуждения домашнего задания и предложенных психологом правил вырабатывается « Кодекс чести»

1. Не надо оскорблять друг друга.

2. Прощай другим ошибки.

3. Не завидуй.

4. Будь внимателен к окружающим: может быть ,кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

5. Сказал -сделай.

6. Надо уважать всех как личностей.

7. Один- за всех, все -за одного.

8. Анализируй свои поступки и поведение.

9. Надо ,чтобы все в классе были общительными.

        10. Уважай чужое мнение.

Итог занятия: выполняется упражнение «Комплимент»

Занятие заканчивается исполнением песни Б. Окуджавы »Давайте говорить друг другу комплименты»

Фрагменты уроков общения:

Тема : «Что такое дружба?»

Форма урока : дисскуссия ( обсуждение проблемы)

Ход урока: Дети под музыку песни « Если с другом вышел в путь»(слова М. Танича, музыка В. Шаинского) заходят в класс, в классе их мамы и учителя .

Психолог. Во время нашей встречи сегодня мы поговорим о замечательном человеческом качестве.

Задание 1. Отгадайте ,какое это качество?

На доске загадка:

Довольна именем известна я своим.

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бывала боле,

Жизнь сладостней при мне, и в самой лучшей доле

Блаженству чистых дум могу служить одна,

А меж злодеями -не быть я создана.

Заслушиваются ответы детей.

Психолог. Ребята, что значит дружба? ( Заслушиваются ответы детей.)

Детям раздаются карточки со схемой:

Схема обсуждается с детьми, они делают собственные выводы о дружбе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Бог создал красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.

Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, общайтесь  темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.

Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии

Я думаю,, что образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам,  учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания

Список использованной литературы

 Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».

 Дереклеева Н. И. “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.

 Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001

 Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.

 Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004

 М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,

 “Классный руководитель” № 1, 2003.

 Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.

 Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.

Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.

Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материа лы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.— М., 1994;

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией

Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

Козлова С. А. Я — человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.— М., 1996.

Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.

Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999 – 183 с.

Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.

Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997 – 197 с.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе (Под ред. В.А. Сластенина, М: Академия, 2000-212 с.

Сказки озера Байкал,

Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.

Сунд А. М. Обучение дошкольников миру и взаимопонима нию между народами // Там же;

Титова Е.В. Если знать, как действовать.

3. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

Токмакова И. Приключения Тутитамии // Мурзилка 1995 №5; с. 4–7.

Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001 – 215 с.

Хрестоматия по этике (Для учителя этики), – Ярославль 1995 – 245 с.

Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.

Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства.

Когда есть дружба?

Нет ссор и обид

На душе солнечно и радостно

Всем интересно

Можно понять друг друга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»

Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...