Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
статья по теме

Хлебникова Оксана Александровна

Статья о воспитании толерантности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

О. А. Хлебникова

МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП

городского округа Домодедово

В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно – психологического здоровья населения. В последнее время всё чаще говорят о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.

Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе.  На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью  коммуникативной деятельности. Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками. Свою задачу как классного руководителя я вижу в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.

     Общеизвестно, что поведение может быть разнообразно по формам своего проявления, это активное действие человека, требующее большой затраты энергии, волевого напряжения душевных сил знаний, специальных умений.

Несформированность нравственных норм у детей - является одной из причин их агрессивного поведения.

      Агрессивное поведение - это деструктивное поведение, которое выражается в следующих признаках:

-неадекватное протестующее действие, враждебное отношение к другим;

-желание «взять свое» любой ценой, конфликтность, грубость;

-жесткие и резкие реакции на чьи – либо действия;

-излишняя негативная активность, несдержанность, неумение контролировать себя, открытое выступление против всех;

-драчливость, озлобленность, склонность к насильственным действиям.

      Школа является местом, где обучают решать проблемы с позиции ненасилия, где учат толерантному, гуманному поведению. Каковы же особенности толерантного, гуманного поведения?

С точки зрения  современной педагогики толерантное поведение

предполагает  следующие проявления:

-способность ребенка видеть в другом носителя других ценностей, логики

мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим; способность и умение видеть другого изнутри и видеть мир с двух позиций: своей собственной и его.

Сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:

-сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям;

-желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение;

-желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника);

-способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение.

   В связи с вышеизложенным,  можно сделать вывод о близости и родственности понятий «гуманное поведение» и «толерантное поведение». Толерантное поведение непосредственно связано с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Толерантное поведение можно рассматривать как частный случай ценностного отношения к людям, например, проявления сочувствия и сострадания к другому, что роднит толерантное поведение и гуманное поведение.

Большой потенциал в связи с решением  актуальной воспитательной задачи по формированию  у учащихся толерантного и гуманного поведения  имеется у внеурочной деятельности в свете ФГОС второго поколения.

    Внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. По сравнению с уроками внеурочная деятельность открывает перед учителями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов  школьников, учета их интересов и склонностей. В ней не требуется так строго, как на уроках, регламентировать темп и объем работы, содержание и способы ее организации. В ходе внеурочной деятельности существенно изменяется позиция ученика: на смену непосредственному педагогическому руководству приходит опосредованное влияние учителя на школьника через взаимодействие с ученическим коллективом, что способствует повышению активности школьников во всех видах деятельности. Значительно повышается роль самого школьника в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок.

      В настоящее время основными задачами внеурочной работы признаны:

  1. создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,
  2. наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,
  3.  внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

     Процесс воспитания - есть процесс формирования мотивов и потребностей личности. В решении  задачи по формированию у  учащихся толерантного, гуманного поведения не последнее место принадлежит просвещению, которое должно быть нацелено не столько на пополнение знаниями, а на развитие мышления, оценочных суждений.

     Использование знаний в оценочной и регулирующей функции способствует формированию у воспитуемых  высокого уровня внутренней мотивации, готовности руководствоваться приобретенными знаниями в своем поведении. В связи с этим важно, чтобы классный руководитель явился организатором такой деятельности, создавал ситуации нравственного выбора на основе этического анализа и оценки явлений действительности. Одной из форм такой оценочной деятельности является рефлексия, направленная на осмысление человеком собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. К таким приемам, стимулирующим аналитическую, оценочную деятельность школьников можно отнести следующие:

-анализ противоречивых высказываний (это помогает учить детей понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений);

-анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов,  (в  которых заключается глубокая мудрость, открытие которой  побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами);

-анализ проблемных вопросов – таких в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;

-анализ нравственных проблемных ситуаций (важно чтобы эти ситуации были конкретны и жизненны, а также истинно проблемны и неоднозначны, а не просто требующие оценки «хорошо» или «плохо»);

-анализ дилемм (ситуаций нравственного выбора, которые нельзя разрешить однозначно; в них человек вынужден делать выбор, сообразуясь со своей совестью, высшими нравственными принципами, взять на себя ответственность за свой выбор);

- участие в различных типах дискуссий.

             В процессе формирования толерантного и гуманного поведения важно создание для детей ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти

 Среди приемов активизации нравственных эмоций и чувств выделяются:

-актуализация эмоционального опыта (используется для того, чтобы пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытал когда-то);

-рисунок-ассоциация (когда детям дается возможность зафиксировать возникающие в их сознании мысли, чувства в образной форме на бумаге, что помогает понять им и выразить свой внутренний мир, осознать сущность многих явлений);

-дневник настроения (создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивать внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей;

-игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению школьника «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия.);

-тренинговые упражнения (во время их выполнения ребёнок имеет возможность активно экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений детьми приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы. (См. приложения)

       Первичный опыт гуманного поведения приобретается детьми в процессе участия в благотворительных акциях, в подготовке праздников, в походах, а также в процессе организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях (метод воспитывающих ситуаций).

К воспитывающим ситуациям можно отнести:

1.Дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание учителя;

2.Ситуация, в которой ребёнок вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.

        Следует выделить следующие приемы организации деятельности детей в классе:

1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.

2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

3. «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

4. «Обмен ролями».  Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.

5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.)

6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.

           При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между ребятами, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их идти на компромиссы, умело, тактично, доброжелательно давать оценки, а значит способствует приобретению опыта толерантного, гуманного взаимодействия со старшими, сверстниками, младшими участниками учебно-воспитательного процесса в школе.

Приложения.

Тренинговые упражнения.

  1. Упражнение « К солнцу». Встаньте, поднимите  руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу.  Глаза закрыты.  В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца. (слушаем несколько секунд).  Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон.

  1. Упражнение «Правила». Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием.  Какие правила в конфликте надо соблюдать?

  1. Спокойно выслушать все претензии.
  2. Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».
  3. Осознать право на существование другой точки зрения.
  4. Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.
  1. Упражнение « Горе».  Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие.  Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.
  2. Упражнение « Качества».  Участники работают в группах.  Первая группа записывает на лучах в виде полосок положительные качества, вторая группа – отрицательные. Положительные качества наклеиваются на доску в виде солнечных лучей, отрицательные – лесенкой. Зачитайте, какие качества делают классный коллектив единым, крепким, а какие способствуют его разрушению?  В центр лучей прикрепляем слово «класс».  Именно солнце своими лучами обогревает всех нас. Наш класс, образно говоря, маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. И мы все должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас.

Жизнь по – разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой до солнца достать

И подарить его людям.

Литература:

  1. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
  2. Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.
  3. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приёмы дни индивидуальна и групповой работы / Л. П. Шустова // М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"

В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.Направлен...

Внеклассное мероприятие для младших школьников в рамках ФГОС второго поколения. «За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»

Материал для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями....

Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"

В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...


 

Комментарии

Оксана Александровна, спасибо за статью.