Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.
статья по зож на тему

Пилипенко Ольга Анатольевна

В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_zdorov_sberezh.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.

Пилипенко О. А.,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Перми.

Образовательная среда – совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования учащихся. Очевидно, что развитие и образование младших школьников будет успешнее, если оно создаётся на фундаменте здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая организация образовательного учреждения включает в себя много компонентов (инфраструктура, психологический климат, рациональная организация учебного процесса, физкультурно – оздоровительная работа, рациональное питание), но главным компонентом  является работа педколлектива, учителя по формированию у младшего школьника осознанного отношения к своему здоровью.

В Примерной программе духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на первой ступени начального общего образования (Стандарты второго поколения) представлены «Основные направления и ценностные основы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на первой ступени начального общего образования».

Одно из таких направлений звучит так:

- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

На решение этой задачи была направлена методическая работа, результатом которой стал «Дневник без двоек».

Выполняя функции обычного школьного дневника «Дневник без двоек» помогает учителю организовать работу по созданию здоровьесберегающей среды в классе как с учащимися, так и с родителями. Просветительская работа с родителями, привлечение родителей к совместной работе с детьми – один из важнейших компонентов организации здоровьесберегающей среды в школе.

Современные родители, стремятся сделать своего ребёнка успешным в жизни любой ценой, они не хотят видеть в его тетрадях  даже «четвёрки».  Не задумываются о том, что в такой среде эмоционального неблагополучия теряется здоровье школьника.

Не трудно проследить цепочку: завышенная требовательность родителей – приводит к  повышенной тревожности, страху у ребёнка – что в свою очередь способствуют развитию детских неврозов.

Нам тоже хочется видеть своих учеников успешными, но фундаментом успеха видим не отличные знания школьников, а их здоровье.

Ребёнок приходит в школу не только получать знания по определённым предметам. Он учится жить в коллективе, учиться преодолевать возникшие трудности, конструктивно решать свои проблемы, договариваться.

Совершает ошибки, учится не бояться их, учится и исправлять их.

Не бояться ошибок, неудач учит особая страница дневника. Мы назвали её «Тревожная страница». (Приложение 1).

На обычные страницы «Дневника» выставляем только хорошие оценки, записываем туда, только благодарности и похвалу.

Неудачные оценки и поступки выносятся на «Тревожную страницу».

Эта страница играет главную роль в нашем проекте. Она создаёт определённый психологический настрой всех участников образовательного процесса, что положительно влияет на его здоровеьсберегающую направленность.

Для родителей – она даёт целостное представление о неуспехах ребёнка в определённой области образования;

Для ребёнка – возможность исправить свои ошибки.

Ребёнок и родители в данной ситуации объединяются, прикладывают совместные усилия для решения возникших проблем. Одновременно родители учатся правильно расставлять акценты в воспитании: не запугивать ребёнка по поводу нежелательных оценок, а учить его принимать, понимать свои ошибки, учить ребёнка исправлять их, не бояться их.

А когда всё будет исправлено – страницу можно вырезать.

Эта страница является одним из стимулов в повышении учебной мотивации школьника, ступенькой для формирования объективной самооценки, шагом к анализу собственной деятельности.

Само содержание «Дневника без двоек» позволяет учителю организовать работу по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни с учащимися, с родителями, через разные виды деятельности.

Дневник содержит 3 тематические страницы и 7 тематических недель: Неделя безопасности, Неделя здоровья,  Неделя непослушания,  Моя неделя, Формула здоровья,  Ярмарка настроений, Поговорим о правильном питании.

Одна из первых тематических недель, с которой учащиеся будут работать, посвящена здоровью и называется «Неделя здоровья». (Приложение 2)

Каждая неделя дневника начинается с какого-нибудь высказывания или пословицы, которые расположены в верхней части страницы. Девизом «Недели здоровья» стало следующее высказывание: «Здоровье – одно из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый должен с юных лет заботиться о своём здоровье, следить за ним». Далее учащиеся знакомятся с тем как можно определить уровень своего здоровья по методике Н.М. Амосова: « - Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).

- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья (зеленый жетон).

- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон)».

  Учащиеся определяют уровень своего здоровья в конце каждой недели и закрашивают подходящим цветом солнышко в «Дневнике…», а в конце четверти подводятся итоги не только по учебным, творческим, спортивным достижениям), но и оценивается состояние здоровья в табеле.

Эта работа с солнышками, на первый взгляд кажется просто игрой, но через эту игру у учащихся как раз и формируется желание сохранить своё здоровье. Сейчас это формируется непроизвольно – через желание ребёнка закрасить в конце недели своё солнышко красным цветом. Но это станет фундаментом для повышения в глазах учащихся престижа здорового человека, а значит и престижа здорового образа жизни.

В «Дневнике без двоек» учащиеся имеют возможность  не только познакомиться с памятками, как  в «Неделе  безопасности»,  но и могут высказывать своё мнение, свои мысли, как в «Неделе непослушания», или поделиться кулинарным рецептом, как, например, в неделе «Поговорим о правильном питании».

Таким образом, работа с «Дневником без двоек» позволяет организовать здоровьесберегающую направленность образовательной среды младшего школьника в ракурсе его психического и социального здоровья.


Литература.

1.Ежедневник младшего школьника (2-4 кл.) / сост. Р.В.Трофименко, Т.А. Татаренко, А.А. Котова.- СПб ЦДТТ, 2005.-96с.


Приложение 1


Приложение 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе....

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.         Рост числа заболеваний среди школьников за последние г...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...