Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.
статья на тему

 

        Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Ведрова Т.М. 

Здоровьесбережение -  необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

  

        Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

         Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье -  это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
       Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.  

        Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. .
       Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь специальная (коррекционная) школа 8-го вида) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся,  где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет
 носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

       В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении “физического благополучия” участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется “состоянию психического и социального благополучия”.

      Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

     Каждый учитель должен  ставить  перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.    

     В своей работе важно  придерживаться следующих принципов:

1. Учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;

2. Учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);

3. Соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);

4. Соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

5. Введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.

        Педагоги стараются построить учебный процесс так, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки  школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

        Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.  С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.

        Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития.  Поэтому регулярные занятия физической культурой и проведение физкультминуток благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка.

Требования к проведению физкультминуток:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  2. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
  1. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

 При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

  1. Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
  2. Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
  3. Текст  произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или  локального утомления.
  2. Упражнения для кистей рук.
  3. Гимнастика для глаз.
  4. Гимнастика для слуха.
  5. Упражнения, корректирующие осанку.
  6. Дыхательная гимнастика.

         Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

     В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

“Капуста”.

Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.
 (Имитация действий). 


     Массаж пальцев перед письмом.

“Скалка”– покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и указательным пальцем.

“Игра на клавишах” – по очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

“Мороз” – потирание ладошек.

             Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

      Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

       Процесс  обучения  детей   сопровождается  большим  расходом  психической  и физической  энергии.  В процессе  письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения  и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и  появлением  признаков  нарушения  осанки.  Постепенно  формируется  “школьная”  близорукость  и  всевозможные  вторичные  отклонения в состоянии здоровья  учащегося.  

      Существуют  известные  способы  снижения  отрицательного  воздействия  учебной  нагрузки  на развитие  зрительных  функций  учащихся  и  некоторые  из  них  не  только  профилактируют 

 заболевания, но  и способствуют  развитию  остроты  центрального  зрения  в  пределах обеспечивающих  школьные  энергозатраты  и  затраты  естественного  роста  детского организма.

           1.Тренажор  «Солнышко».
      Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи.

       Учитель,  надев рукавички - тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед классной доской. Вначале он объясняет детям  что им нужно делать.  Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом,  переводят  точку взора  держа голову неподвижно. Учитель или воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.
     
Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону - вверх /одна рука/ и другая в сторону - вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд выполняем движения, затем меняем положение рук. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвигательные мышцы ребенка.
        Вместо солнышка нашиваются бабочки, очень яркие  и красивые, При сжатии и расзжатии ладошек получается красочный эффект летящих бабочек у которых действительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным.
Примечание: данный тренажер нужно показать и объяснить старшеклассникам, с той целью, чтобы они приманили его в недалеком будущем, когда они станут молодыми родителями. Вaжнo применить этот тренажер в первый год жизни ребенка.
     

            2. Тренажер "Флажок".
      Предлагается для детских садов и начальных классов массовой и специальной школы. Его можно использовать в физкультпаузе, на  уроке физкультуры, в игре на улице,  в группе.

Мы  можем тренировать 'Флажком конвергенцию /следящие движения глаз  в горизонтальной плоскости/ и аккомодацию /движения глаз в  глубину  от себя   и  к  себе /. 
       Какой же цвет использовать и когда?

       В понедельник используется красный цвет флажка, дети еще утомлены после субботнего и воскресного отдыха.

       Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду.

       Затем голубой  и фиолетовый.
                     

       Варианты упражнений.

1.  Упражнение "Ромашка" для детей дошкольных и младших школьных возрастов заключается в том, что учитель "рисует" в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.

2. Упражнение "восьмерка" довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу, движения флажка должно быть медленным.  Выполнить 10-15 восьмерок для детей начальной школы.

3. Упражнение "Ромбик".  Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 - 15 рисунков,

4. Упражнение "Пила".  Двигаясь перед передним рядом парт, рисовать над головами детей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту.

5. Упражнение "Змейка".   Упражнение "Змейка" выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.

6. Упражнение "Оса».  Учитель ходит по классу с тренажером, детям разрешается движение головой при сопровождении 'флажка взором. Дети следит только глазами за тренажером тогда, когда учитель или воспитатель находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинам' следить глазами и поворачивают голову вправо или влево. 

         3. Тренажер "Вертушка".  Вертушка на оси/гвоздик/ на палке. Если двинуть вертушку палкой вперед, она начинает вращаться. Такие игрушки очень нравятся малышам, динамичная и звучащая в движении вертушка заставляет следить за ней глазами. Все упражнения аналогичны упражнениям с тренажерами "Флажок.

     Это будет снимать застойные явления,  глаз получит дополнительное питание,  снабжение кислородом.

           Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

     Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

- гимнастику для слуха.

      Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
  2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
  3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
  5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
  6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
  7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
  8. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

- дыхательная гимнастика.

    Дыхательные упражнения  помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

      Важно  стараться  соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.

      Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

     Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры. Лучше всего  использовать простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивность, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей. Конечно, не  использовать  игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой азарт (“Борьба за мяч”, “Перестрелка”, “Футбол”), после которых у детей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.

      Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь “Не навреди”.  

        С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты. 
       Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. 
      Число видов учебной деятельности, используемых учителем -  опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. 
      Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 – 10 минут. 
     Виды преподавания, используемые учителем: словесный, наглядный, самостоятельная работа и др,  норма – не менее трех за урок. 
     Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению. К таким относятся -  методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра и др.); методы, направленные на самопознание и развитие эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др. 
     Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. 
     Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления

      Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, можно придерживаться  такой схеме выстраивания урока.

                                       1 этап урока.

      Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, использовать различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е.готовить  детей эмоционально и физически.

      На этом этапе урока  проводим пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.

      Для пальчиковой гимнастики лучше использовать массажные мячики. Игольчатые выступы, воздействуя на активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект. Использование массажных мячей в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, психо - эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности.

                                                   2 этап урока. Актуализация темы.

       На уроках математики для устного счета, можно предложить детям решить задачи физкультурно-познавательного характера.

       На уроках изобразительного искусства по теме: “Зимние забавы”,2 класс, дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.

                                                    3. Основной этап урока:

        Для положительного усвоения основного материала детьми, учителю необходимо соблюдать пропорции в интеллектуальной деятельности и мотивационно - потребностным развитием.

        Неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников и подрыву здоровья.

        Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.

       А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают порой наши действия, как часто у школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть “плохим учеником”, у которого ничего не получается. Поэтому будем все заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом уроке.  К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. 

        Учителя часто используют здоровье- познавательный компонент на уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни и здоровому питанию.  Например,  проводя уроки математики по теме «Утро, день, вечер, ночь – сутки»  в 1 классе.   «Мера  времени – минута, час»  в 2-3 классах,  закрепляя  основной

материал  предлагается детям  уточнить, закрепить и выяснить, для чего существует режим дня. Как важно его соблюдать, как важно вовремя питаться и сколько раз в день, когда отдыхать. На уроках закрепления решения примеров на сложение и вычитание предлагаются задания на решение примеров  с расшифровкой слов связанных с определённой тематикой: питание, спорт. Далее говорим о пользе того или иного продукта и обязательно связь с жизнью -  демонстрация примеров; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. 

        На уроках письма по теме «Предложение» предлагаются различные упражнения по составлению предложений из слов соответствующей тематике, по иллюстрации, работа над деформированным предложением и т.д.

        На уроках развития устной речи проходим темы:  природные явления и времена года. Группы растений: грибы, ягоды, орехи, овощи, фрукты, цветы, злаки. Насекомые – вредные, полезные (пчела, муха). Целый  блок  посвящен  охране здоровья  человека  (тело человека,  глаза – органы зрения,  уши – органы слуха,  нос,  язык – органы обоняния,  осязания,  зубы и уход за зубами,  труд и отдых).   Домашние птицы (мясо, яйцо).

                                                     4 этап урока. Итог урока.

       Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята могут отражать своё настроение на уроках сигнальными карточками «Моё настроение».

       Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.              

       Благоприятный психологический климат на уроке. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии школы на их здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здровьеразрушающих тенденций. 

       Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.   

        К нежелательным показателям относятся: 
* неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»; 
*отсутствие времени на вопросы учащихся; 
*необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. 
      Все это - ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. 
    Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока:  спокойно – деловое,  удовлетворительное, умеренно-возбужденное   или  утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное» состояние школьников.  
    На специальных коррекционных занятиях: социально-бытовая ориентировка, логопедия, корригирующая гимнастика, ЛФК учащиеся получают знания, связанные со здоровым образом жизни. 

         

           Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях). 

     Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья. Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен! 
   

Используемая литература:

1. Воронкова В. В. Готовность старших умственно-отсталых дошкольников к обучению грамоте//Дефектология. 1995, №1, с. 66-71. 
2. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153. 
3. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с. 
4. Мазурова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007 
5. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с

6. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002.

 



       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.

В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"...

Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе....

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.         Рост числа заболеваний среди школьников за последние г...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...