Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды
статья

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе.

 Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.

В этом возрасте происходят огромные изменения в жизни ребёнка, связанные с поступлением ребенка в школу, т.к. меняется ведущий вид деятельности с игровой на учебную, меняется его окружение,  меняется отношение ребенка к миру взрослых и самому себе.  

 

 Если в советское время школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то в настоящее время средства массовой информации, Интернет.

 Эта информация часто имеет агрессивный, бессистемный характер, оказывает негативное влияние на психику ребенка, его личностное развитие.

Компьютеры, гаджеты, интернет – все это сегодняшняя реальность, которую нельзя игнорировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Тема   выступления «Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды»

Процесс социализации младших школьников является  в настоящее время одним из актуальных проблем современной педагогики.

СЛАЙД 2

 Социализация - процесс усвоения человеком  определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему  быть полноправным членом общества;  

Самореализация – реализация потенциала личности.

Информационно-образовательная среда – это совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, программного и методического обеспечения.

Первоначально социализация  ребёнка происходит в семье, а затем – в школе, обществе.

 Младший школьный возраст является благодатным для процесса социализации.

В этом возрасте происходят огромные изменения в жизни ребёнка, связанные с поступлением ребенка в школу, т.к. меняется ведущий вид деятельности с игровой на учебную, меняется его окружение,  меняется отношение ребенка к миру взрослых и самому себе.  

 Если в советское время школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то в настоящее время средства массовой информации, Интернет.

 Эта информация часто имеет агрессивный, бессистемный характер, оказывает негативное влияние на психику ребенка, его личностное развитие.

Компьютеры, гаджеты, интернет – все это сегодняшняя реальность, которую нельзя игнорировать.

И вот тут наша главная задача –  научить детей правильно использовать эти богатые возможности, научить использовать  их как дополнительные средства обучения.

Тема сегодняшнего педсовета «Реализация социальных инноваций в образовательной среде с использованием умного образовательного пространства для формирования конкурентноспособной личности».  Но пока мы не можем применять Умную образовательное пространство в полном объёме, так, как это было задумано. И всё же  мы стараемся максимально использовать возможности информационно образовательной среды.

Умение добывать нужную информацию – ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность ребёнка, обучать его чтению, математике, обучать  алгоритмам поиска нужной информации.

СЛАЙД 3

Но возникает резонный вопрос: с какого возраста можно начинать знакомство с компьютером и сколько?

Врачи и психологи рекомендуют не давать ребенку компьютер хотя бы до 3-х лет. Считается, что до этого возраста ребенок еще не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Он не отличает виртуальный мир от реального.

Для детей от трех до пяти лет общее время у экрана компьютера, телефона, планшета и т.д. не должно превышать 1 часа в день, при этом продолжительность одного сеанса должна быть не более 7 минут.

С 5 лет суточную норму можно постепенно(!) увеличивать до двух часов, а продолжительность непрерывного пользования компьютером – до 20 минут.

К моменту поступления в школу дети хорошо знакомы с и с телефоном, и компьютером.

СЛАЙД 4

 Как мы стараемся использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе с пользой?

Просто решать примеры – это утомительное и однообразное занятие для ребёнка. Чтобы сделать такую работу более интересной и увлекательной, мы используем математический онлайн тренажёр Мат-решка. Удобная среда обучения   предоставляет   каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями.  Она предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с  ОВЗ. Тренажёром Мат-Решка достаточно заниматься всего 30 минут в неделю!

СЛАЙД 5

Онлайн-площадка Учи.ру это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы.  Все задания разработаны профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу.    

СЛАЙД 6 ВИДЕО    

 

СЛАЙД 7  образцы ПОРТФОЛИО

СЛАЙД 8

Использование на уроках интерактивной доски

Неотъемлемый атрибут любого учебного кабинета - школьная доска. Интерактивная доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.

Яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Самое же важное - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними.

Интерактивная доска объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводя   процесс обучения на новый качественный уровень.

Наши дети привыкли к ярким и  часто меняющимся  картинкам. Поэтому у современных  детей гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.  

Интерактивная доска улучшают мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников, позволяет ученикам лучше понять материал. 

Функции и возможности интерактивной доски безграничны.

С её помощью можно проводить устный счет, словарную работу, работать с тренажерами, создавать класстеры и т.д. На одной доске могут одновременно работать несколько человек, разделив ее на зоны и взаимодействуя между собой.

СЛАЙД 9

По сравнению с прошлыми поколениями, современные дети мало читают.    Интернет  и телевидение вытесняют чтение как познавательную и художественно ценность.  Конечно дети не стали менее любопытными, просто они привыкли получать знания легким путём. А ведь через чтение художественной литературы в том числе можно реализовать задачу социализации учащихся. Правильно организованная работа с книгой, уроки внеклассного чтения позволяют привить любовь к книге, к чтению. Если десятилетие назад уроки внеклассного чтения было очень сложно проводить из – за бедности наших библиотек, то сейчас есть огромные возможности найти любую книгу любого автора в онлайн библиотеке.  Тщательно подхожу к выбору литературы. Наши дети другие и книги им нравятся другие.  Прежде чем дать задание на внеклассное чтение, сама читаю произведение, смотрю отзывы о нём в интернете. После чтения детьми и бурного обсуждения произведения мы, используя возможности оргтехники,  создаём рисованные фильмы, накладываем на них музыку. Причем дети сами не только рисуют иллюстрации, но сканируют рисунки, переносят их в презентацию. Делаем это на уроке технологии в модуле «Работа на компьютере». Готовый фильм дети смотрят завороженно, ведь результат своей работы они видят на большом экране. Рисованный фильм – продукт совместной деятельности учителя, учащихся, а иногда и родителей.

В результате чего происходит:

  • более глубокое усвоение материала;
  • воспитывается любовь к книге, к чтению;
  • развитие творческих способностей;
  • знакомство с возможностями компьютерной техники.

СЛАЙД 10

Одним из инструментов  для самореализации и социализации обучающихся дает метод проектов.  Он    позволяет формировать социальные компетенции,  учат проявлять инициативу, работать самостоятельно и в группе, учит брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, учит осваивать новые знания и применять их.

 Ведь в ходе работы над проектом происходит непосредственное взаимодействие всех участников, неформальное общение. В результате системной работы ребенок становится социально-адаптированным, обладает набором качеств и знаний для самореализации, ощущает свою значимость в социуме.

 Конечно же любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью.
    Проект «Первые шаги в профессию» знакомит детей с различными профессиями на примере их родителей и работников школы. Очень часто на вопрос: «Где работают твои родители?» - отвечают: «На работе».  Побеседовав с родителями, дети узнали, на какой же работе они работают, нравится ли им профессия, чем? Провели анкетирование с работниками  столовой, бухгалтерии, опросили библиотекарей об особенностях их работы. Этот проект способствует социализации и профориентации.

Работая над проектом «Двор моей мечты» мы узнали о проблемах детских площадок в нашем поселке, увидели их печальное состояние, узнали чем они опасны и куда обратиться для решения этого вопроса. Дети  нашли информацию и подготовили сообщения о современных требованиях к детским площадкам. Н уроке технологии создали коллективный проект «Макет детской площадки».

С этим проектом мы выступили на областном семинаре по ЖКХ.

 

Проект «Гости нашего двора» мы готовили в 1 классе на конкурс, объявленный Воронинским заповедником. Дети узнали о зимующих птицах, зачем их нужно кормить, чем их можно кормить, чем нельзя. Совместно с родителями ребята смастерили кормушки.

        

СЛАЙД 11

Раз мы постоянно отправляем детей в путешествие по безграничным просторам интернета, то в обязательном порядке говорим о безопасности в сети интернет с детьми и их родителями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация и самореализация младших школьников в условиях информационно-образовательной среды Учитель начальных классов Маригода Т.В.

Слайд 2

Глоссарий Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества . С амореализа́ция — реализация потенциала личности . Информационно-образовательная среда (ИОС) - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах.

Слайд 3

Когда можно начинать? Врачи и психологи рекомендуют не давать ребенку компьютер хотя бы до 3-х лет . Считается , что до этого возраста ребенок еще не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Он не отличает виртуальный мир от реального. Для детей от трех до пяти лет общее время у экрана компьютера, телефона, планшета и т.д. не должно превышать 1 часа в день, при этом продолжительность одного сеанса должна быть не более 7 минут . С 5 лет суточную норму можно постепенно(!) увеличивать до двух часов, а продолжительность непрерывного пользования компьютером – до 20 минут.

Слайд 4

Онлайн-площадка – Учи.ру Результаты онлайн олимпиад - материальны

Слайд 5

Использование интерактивной доски В чём её отличие от обычной доски: написанная информация храниться в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере; в озможность размещать материал на нескольких страницах; н а доске можно показывать не только статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е. использовать как экран. и нтерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности доски. Удобная среда обучения математике для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями . С тренажёром Мат-Решка достаточно заниматься всего 30 минут в неделю!

Слайд 6

Создание рисованных фильмов более глубокое усвоение материала; любовь к книге, к чтению; развитие творческих способностей; з накомство с возможностями компьютерной техники. Проектная деятельность приучает к самостоятельной исследовательской деятельности; способствует повышению личной уверенности каждого участника процесса; развивает «командный дух», «чувство локтя», вдохновляет на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать; обеспечивает механизм развития критического мышления, умение искать пути решения проблемы.

Слайд 7

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Преемственность как принцип обучения физике в условиях информационной образовательной среды".

Преемственность можно понимать как взаимосвязь разных этапов обучения на базе единых психолого-педагогических характеристик. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принци...

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Научная статья  по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Этнокультурная модель социализации младших школьников в условиях сельской этнической среды (татарской национальности) «Школа традиций»

Данная модель предполагает осуществление этнокультурного образования через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предметы гуманитарного цикла базисного учебного пла...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....