Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
материал

Сизова Екатерина Сергеевна

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, закрепляют ценностные ориентиры и являются средством личностного развития детей, а также формирует социальное взаимодействие, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх и т.д., в семейном и общинном укладе, быте и традициях, оказывают влияние на процесс историко-культурного формирования личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_2022_-3.docx180.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА МАГАДАНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

Г. МАГАДАНА

Этнопедагогические средства

формирования ценностных ориентаций

личности младшего школьника

в условиях реализации ФГОС

Автор: Сизова Екатерина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20 г. Магадана

Магадан, 2022


СОДЕРЖАНИЕ

1 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                                                                              3

1.1 Условия возникновения, становления опыта                                           3

1.2 Актуальность опыта                                                                                    5

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта                                                        6

1.4 Длительность работы над опытом                                                             7

1.5 Нормативно-правовая база учебно-воспитательной работы                  9

2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА  

2.1 Этнопедагогические средства и их характеристика                              10

2.2 Ценностные ориентации личности младшего школьника                    15

3 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                                                                   17

4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                                     31

5 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                              42

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                    44


1 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1 Условия возникновения, становления опыта

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. Поэтому одной из актуальных проблем сегодня становится проблема воспитания у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, этики межнационального общения. В образовательные программы включают элементы, направленные на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям на основе традиционных семейных и нравственных ценностей.

Важное место в работе занимает возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают большое значение народно педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Среди них особо можно выделить стремление жить интересами своего народа, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, солидарность и заинтересованность, требовательность к себе при выполнении нравственных требований, трудовых поручений и заданий.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственно-патриотическое развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, а вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Очень важно, что современное общество на данном этапе осознает, что без исторической и культурной памяти невозможно настоящая духовная жизнь народа.

В основе воспитательной системы нашей работы лежит идея, высказанная И.А. Песталоцци, который считал, что личный опыт семейного воспитания узок, поэтому необходимо овладение народным педагогическим опытом. Песталоцци называл отчий дом школой нравов. Он считал, что народная школа должна черпать средства воспитания из жизни народа.

 Основоположник науки этнопедагогики академик Г.Н. Волков считает, что оценка педагогического наследия прошлого и выяснение его отношения к педагогической культуре настоящего и будущего остается одной из важнейших проблем.

1.2 Актуальность опыта

Пришедшие к нам идеалы «западной цивилизации» не находят достаточного духовного осознания, менталитет россиянина не готов к восприятию «цивилизованных благ», отсюда деградация личности, распад семьи и подобные ужасы нравственного обнищания народа. В этом контексте важно воспринимать традиционную культуру, как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Изучение народного культурного наследия очень своевременно, так как на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом и нравственном развитии.

Многолетний опыт работы этом в этом направлении привел нас к выводу о необходимости организации комплексной работы по возрождению и развитию традиций народов России, которая включает в себя не только музыкальный фольклор и хореографическое искусство, но и декоративно-прикладное творчество, проведение народных календарных праздников и обрядов, знакомство с традициями национальной кухни, народного костюма, архитектурой, а также народной этикой, историей страны и др.

В образовательно-воспитательную деятельность включен большой просветительский блок, связанный с привлечением родителей к разным формам художественно-творческих мероприятий.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Значимость этнопедагогики в работе педагога очень велика. Это связано и с современной социокультурной ситуацией в целом и с особенностями и противоречиями развития российского гражданского общества – многонационального и поликультурного.

Этнопедагогическая компетентность рассматривается как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, развитие толерантности, культуры межнациональных и межпрофессиональных отношений.

Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребёнка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообразен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют общие законы бытия.

Этнопедагогика – это особый взгляд на воспитание народными средствами. Поэтому основной предмет познания этнопедагогики – воспитательный процесс как путь сбора особых форм и методов общения. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культур сообразно по сущности и духовно по направленности.

Воспитательная работа в начальной школе строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Именно в этом возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.         Основным принципом в воспитательной работе является отношение к каждому как к свободной личности, достойной уважения и стремление к сотрудничеству.

Перед учителем стоит большая задача - создать благоприятные предпосылки для формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника, умело подвести каждого ребенка к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать все лучшие качества и умение оценивать свои поступки.  

1.4 Длительность работы над опытом.

Этапы работы над опытом и их описание:

1 этап (2018-2019 гг.) – формулирование темы опыта: составление плана работы над опытом, изучение литературы по теме «Этнопедагогика», изучение семей, анкетирование родителей, обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в родительских мастер-классах родителей и детей, поиск общих интересов с родителями для совместных мероприятий. Работа по самообразованию: прохождение курсов «Этнокультурный компонент в образовании и современные подходы в этнопедагогике» (72 ч), вступление в Магаданское отделение общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация»

2 этап (2019-2020 гг.) – преобразующий (работа над опытом): организация и проведение родительских мастер-классов в течение учебного года по темам: «Учимся вместе», «В мире профессий», «Моя дружная большая семья», «Дарю свою любовь окружающим». В рамках работы волонтёрского объединения «Добрые волшебники» - изготовление подарков и подготовка музыкальных поздравлений для бабушек и дедушек, живущих  в  Доме Ветеранов,  участие совместно с родителями в различных городских  акциях: «Помоги тому, кто нуждается», «Марафон добрых дел», «Протяни руку лапам», «День Победы», «Я волонтёр!», «День Книгодарения».  Регулярные часы общения, диспуты и тренинги с родителями. Родительские ринги: «Можно ли наказывать ребенка собственным домом?», «Соблазны и пути их преодоления», «Трудности школьного урока. В чем они состоят?» Родительские вечера: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Первая книга», «Вечер воспоминаний», «Фотографии нашего детства», «Как научиться говорить спасибо своему ребенку?».

3 этап (2020-2021 гг.) продолжение работы над опытом: организация родительского сообщества «Дружная семья», совместная работа по составлению плана мероприятий и тем родительских мастер классов на учебный год, анкетирование родителей «Нам есть к чему стремиться?!», организация родительских мастер-классов, мониторинг процесса реализации проекта, расширение знаний по данной теме, анализ проделанной работы, изучение плюсов и минусов, открытое родительское собрание «Машина времени» в форме квест-игры с привлечением учащихся и социальных партнёров (Парашютный клуб, Пожарная часть, Детская спортивная школа №5, Социально-педагогический центр). Круглый стол с родителями: «За чашкой чая», «Походная деятельность» - организация походов на осенних и весенних каникулах, выезд в Магаданский краеведческий музей, организация пикника на майских праздниках, экскурсии совместно с родителями. Обобщение педагогического опыта на городском уровне по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС».

4 этап (2021-2022 гг.) - рефлексивно-обобщающий: подведение итогов работы, коррекция, обмен опытом. Мониторинг процесса реализации опыта, оценка эффективности и анализ результатов, обобщение и диссеминация опыта. Определение дальнейших перспектив развития опыта.

1.5 Нормативно-правовая база учебно-воспитательной работы

Воспитательный процесс с использованием этнопедагогических средств формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС регламентируют следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации 
  • Конвенция о правах ребенка 
  • «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 304-ФЗ от 31.07.2020.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н
  • Приказ министерства № 607//11-пр от 22.07.21 «Об утверждении Концепции воспитания и социализации обучающихся Магаданской области на 2021-2025 годы».
  • Государственная программа Магаданской области «Развитие образования в Магаданской области» от 28.11.2013 г.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

2.1 Этнопедагогические средства и их характеристика

Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства.

Основными средствами народной педагогики являются: устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций. Народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.) не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу, они охватывают фактически все темы, затрагивая жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении.

С рождения ребенка сопровождает поэзия пестования: колыбельные, пестушки, прибаутки, докучные сказки. Затем ребенок знакомится с бытовым устным народным творчеством: приговорками, поговорками, считалками, детскими сказками, страшилками. В его жизнь входит потешный фольклор: потешки, небылицы, перевертыши, скороговорки.

Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, например, рабочий фольклор.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:

  • дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;
  • вероисповедания помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
  • вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;
  • способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
  • сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.

Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки), которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.

Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего пробуждения земли-матушки или движения животных, на которых планировалась охота, полет или противоборство птиц (орла, сокола) и т. д. Возникновение хороводов в русской культуре связано с солнечным божеством Хоросом (Хорсом), что подчеркивается круговыми движениями исполнителей. Развиваясь и постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Так, возникают танцы на темы труда: якутский танец оленеводов, гуцульский - дровосеков, латышский - жнецов, эстонский - сапожников, белорусский - ленок. В народном танце, особенно в исполнении мужчин, часто воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.), отражается воинский дух, доблесть, героизм.

Особым средством воспитания в народной педагогике является театр. Народный театр возник на основе обрядовых действ, в которых содержались элементы перевоплощения человека в тотемное животное и другие образы. Театрализация всегда присутствовала в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая творческое, игровое начало. Народный театр органически связан с устным народным творчеством, музыкой и песнями, танцами, декоративно-прикладным искусством (создание театральных реквизитов, костюмов). Ряженные и скоморохи - яркие представители народного театра. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.).

Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (перчаточные, пальчиковые, теневые, тростевые, марионетки - куклы на нитках и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк, в котором использовались движущиеся картинки в сопровождении драматизированного текста (зарождение киноискусства).

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Крестьянские дома, юрты, чумы, яранги отражали систему мироздания через архитектурную конструкцию, резьбу, роспись, а также внутреннее содержание и убранство помещений (полотенца с вышивками, люльки и кровати с резьбой, ковры, берестяные туеса и кузова, керамические кувшины с росписью и тиснением и т. д.), создавая неразделимое целое.

Вместе с опытом трудовой деятельности, который был направлен, прежде всего, на удовлетворение важных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище, детям передавался и опыт народного художественного мастерства. Мастера народных промыслов, декоративно-прикладного искусства создают свои изделия из разнообразных материалов.

Наиболее распространенными являются: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др.

Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства могут пользоваться в быту. Народные умельцы во все времена очень ценились.

Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца к сыну или от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремесел, что способствовало воспитанию трудолюбия, сохранению и развитию промыслов, народного декоративно-прикладного искусства.

Синкретичность (нерасчлененность, соединение) видов искусства, единство различных жанров раскрывается в народных праздниках, обрядовых действах, в которых соединялись в единое целое устное народное творчество, песня, музыка, танец, игра, театр, декоративное искусство (например игрушки, маски, вышивка) и т. д. Подготовка к народным праздникам и сам ход праздников содержат в себе фактически всю систему средств воспитания и образования подрастающего поколения.

Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. этнопедагогика культура образование

Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании всех народов во все времена. Необходимо отметить, что игры разных народов внешне похожи в некоторых компонентах содержания, правилах, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой. Игры не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к хозяйственной деятельности. Народная педагогика выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения.

Родительские мастер-классы. На формирование личности наших учеников главное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей на тематических мастер-классах дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

2.2 Ценностные ориентации младших школьников

Современное общество характеризуется стремительными изменениями в технологической, экономической, социальной, культурной, образовательной и других сферах. Эти изменения влекут за собой изменения ценностных ориентаций современных людей.

Ценностные ориентации – это междисциплинарное понятие, оно рассматривается не только на уровне одного человека, но и на уровне цивилизации в целом.

Ценностные ориентации в психологии понимаются как «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.).

Ценностные ориентации, являясь частной формой ценностей личности, субъективны, они определяют направленность личности, придают смысл деятельности. Преобладающие ценностные ориентации детерминируют важные принимаемые решения и совершаемые поступки на протяжении всей жизни человека.

Младший школьный возраст — это важный период в развитии человека. Учебная деятельность является ведущей, в условиях которой происходит развитие психики школьника. Ребенок, поступая в школу, получает социальный статус ученика, погружается в новые для него социальные отношения, получает оценки не только своей учебной деятельности, оцениваются также его поступки, действия, качества личности.

Ценностные ориентации ребенка начинают формироваться в семье под
влиянием взрослых. В младшем школьном возрасте система ценностей
продолжает формироваться под воздействием школы, в которой ребенок проводит большую часть времени. Ценностные ориентации ребенка зарождаются в прямых контактах с взрослыми людьми, переживаются им и принимаются эмоционально в практической деятельности, сопоставляются с общественными ценностями, закрепляются, развиваются.


3 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель опыта: изучить, проанализировать, накопить и показать использование этнопедагогических средств формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в педагогической практике в условиях реализации ФГОС.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие три блока задач: исследовательский, сравнительный и прикладной.

Задачи опыта:

Исследовательский блок задач включает в себя:

  • всестороннее изучение, обобщение и анализ источников и факторов формирования особенностей воспитательной практики с использованием этнопедагогических средств.
  • изучение особенностей развития и изменения национально-культурных традиций воспитания;
  • изучение особенностей организации учебного процесса в соответствии с культурно-воспитательными традициями российского общества.

Сравнительный блок задач включает в себя:

  • сравнительное изучение особенностей воспитательной практики, существующей в различных этнических культурах;
  • выявление общих закономерностей этнопедагогической практики воспитания в различных народных культурах;

Прикладной блок задач включает в себя:

  • использование полученного этнопедагогического материала для улучшения качества педагогической, развивающей, культурно-творческой и управленческой деятельности;
  • формирование этнопедагогической культуры у родителей и, в целом, всех носителей определенной этнической культуры, педагогическим компонентом которой она является;
  • поддержка и развитие этнокультурных воспитательных традиций и национального самосознания качеств каждого ребенка;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечение событийности воспитательного процесса;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

В своей педагогической практике учитель использует следующие этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС:

Устное народное творчество. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, присловья учитель использует на уроках литературного чтения, русского языка, музыки, окружающего мира, факультативных и внеурочных занятиях.

  • Подбор пословиц по темам. В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
  • Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения каждой, определяют их общую тематику. В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.
  • Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения. Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием. Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
  • Использование пословиц при работе над сочинением. Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
  • Использование пословиц и поговорок в играх. При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры: «Закончи пословицу», «Угадай пословицу по картинке». Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Учащиеся под руководством учителя создают творческие проекты: «Загадки о природе», «Сборник загадок о животных, живущих в нашем крае», «Пословицы в современном обществе», «Бабушкины поговорки», «Пословицы и поговорки о Севере», «Пословицы и поговорки о природе», «Сочини свою пословицу», «Сочини свою сказку», «Сказки Севера», «Сказки о дружбе и взаимопомощи», «Сказки об уважении и любви к ближнему».

Изучение фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной школы:

1 класс. «Сказки, загадки, небылицы»

Теремок. Рукавичка. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Рифмы матушки Гусыни Петух и Собака. Скороговорки.

2 класс. «Устное народное творчество»

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Пословицы и поговорки.

Сказки: Петушок и бобовое зернышко. У страха глаза велики. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора. Гуси-лебеди. Два Мороза.

3 класс. «Устное народное творчество»

Русские народные сказки. Докучные сказки. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иван-царевич и Серый волк. Сивка-Бурка.

4 класс. Летописи. Былины. Жития.

Песенно-музыкальное народное творчество. Использование фольклора на уроках музыки, во внеклассной работе является очень актуальным и своевременным. С раннего возраста необходимо приобщать детей к национальному музыкальному языку.

В обучении человек может ознакомиться и сравниться с жизнью всего мира, но первые шаги должны проходить по самой удобной для него почве, первая речь должна произноситься самыми понятными для него словами, первые песни должны быть народными.

Народное музыкальное творчество олицетворяет собой непреходящие, веками накопленные эстетические и нравственные ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык народа, и поэтому обладает огромными возможностями, как в национальном эстетическом воспитании ребенка, так и в музыкальном развитии.

Музыкальный фольклор способствует нравственному очищению благодаря стройной вековой системе жизненных правил, передающих от поколения к поколению понятия о добре и зле, справедливости и чести, совести, любви, выступает как образец гармонии, красоты поведения, труда, человеческих взаимоотношений. Знакомство с фольклором своего народа помогает ребятам соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражено веками сформированные представления человека о мироздании, природе, круговороте жизни.

С другой стороны, музыкальный фольклор несет в себе особый национально – своеобразный музыкальный язык, особую эмоционально-образовательную сферу, присущую только нашему народу и способствующему сохранению его самобытности.

Именно в детстве возможно естественное, полноценное «погружение» в истоки национальной музыкальной культуры, так как в этот период фольклор близок детям, их мировоззрению и мироощущению из-за способности детей целостно воспринимать мир и видеть предметы живыми и одушевленными.

Таким образом, приобщение детей к народному музыкальному творчеству позволяет развивать у них нравственные качества, эмоциональную восприимчивость. А освоение музыкального языка помогает заложить основы национального музыкального мышления. И это все будет способствовать сохранению самобытности российского народа.

Учитель музыки ставит следующие задачи:

  • Развивать способность эмоционально-образного восприятия национального музыкального искусства и формировать на этой основе музыкально-слуховое представление.
  • Знакомство с обычаями, традициями и историей нашего народа.
  • Формировать навыки интонирования народных песен, исполнения народных танцев.
  • Способствовать формированию чувства национальной гордости, самоуважения и уважения, к своей культуре.

Дети с удовольствием разучивают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой. Ну, а если при этом использовать простейшие движения, например, притопы, хлопки, радости не будет конца. Такое исполнение помогает детям высказать то, что они не могли высказать словами, способствует выражению эмоционального состояния.

Программа по музыке в начальной школе на треть основана на песенно-музыкальном народном творчестве:

1 класс

  • Хоровод муз
  • Повсюду музыка слышна
  • Музыка осени
  • Музыкальные инструменты
  • Садко
  • Пришло Рождество, начинается торжество
  • Родной обычай старины
  • Край, в котором ты живёшь
  • Колыбельная
  • Разыграй сказку
  • У каждого свой музыкальный инструмент
  • Чудесная лютня

2 класс

  • Россия – родина моя
  • Музыкальные инструменты
  • Расскажи сказку
  • Колыбельные
  • Великий колокольный звон
  • С Рождеством Христовым!
  • Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
  • Русские народные инструменты
  • Плясовые наигрыши
  • Разыграй песню
  • Музыка в народном стиле
  • Проводы зимы
  • Встреча весны
  • Сказка будет впереди
  • Детский музыкальный театр
  • Два Лада

3 класс

  • Наша слава – русская держава
  • Колыбельные
  • О России петь – что стремиться в храм
  • Древнейшая песнь материнства
  • Вербное воскресенье
  • Настрою гусли на старинный лад
  • Певцы русской старины
  • Былина о Садко и морском царе
  • Лель, мой Лель
  • Масленица
  • В заповедном лесу
  • Музыкальные инструменты
  • Люблю я грусть твоих просторов
  • Певцы родной природы

4 класс

  • Вся Россия просится в песню
  • Ты запой мне ту песню…
  • Как сложили песню
  • Ты откуда, русская, зародилась музыка?
  • Я пойду по полю белому…
  • На великий праздник собралася Русь!
  • Праздников праздник, торжество из торжеств
  • Родной обычай старины
  • Светлый праздник
  • Что за прелесть эти сказки
  • Ярмарочное гуляние
  • Композитор – имя ему народ
  • Музыкальные инструменты России
  • Оркестр русских народных инструментов
  • Музыкант-чародей
  • Народные праздники
  • Исходила младёшенька
  • Балет «Петрушка»

Народный танец. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.

Большое значение танец имеет для физического развития ребенка - позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений.

Учитель использует элементы народных танцев на уроках музыки, внеурочных занятиях, физминутках. Знакомит учащихся с такими танцами, как: хороводы, игры-хороводы, пляски парные, бытовой танец. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности - творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль.

Учащиеся активно участвуют в общешкольных, поселковых, городских и областных концертах, фестивалях: «Русские народные забавы», «Русские народные танцы».

Театр. Педагогические функции театральных занятий проявляются в формировании у ребенка чувства юмора, безопасного поведения, сопереживания, интереса к народным формам творчества, развивают память, художественно-образное восприятие и мышление, знакомят с песенно-музыкальным, танцевальным, игровым и устным народным творчеством.

На протяжении трёх лет были поставлены следующие кукольные спектакли: «Современный Колобок», «Северная варежка», «В гостях у сказки», «Верные друзья» по мотивам эвенской сказки, «Северное счастье» северная сказка, «Жили-были».

Проведены тематические родительские мастер классы:

  • «Актёрское мастерство». Учимся быть раскрепощёнными.
  • Изготовление кукол, декораций для спектаклей, совместные репетиции.

Классный коллектив совместно с родителями под руководством учителя систематически посещает спектакли Драматического театра, Магаданского областного театра кукол.

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.

В педагогическом процессе педагоги используют народное искусство по трем направлениям:

  • оформление интерьера кабинета, на праздниках и досуге;
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение.

Для создания определенной среды, атмосферы старины на занятиях используются различные предметы народного быта. Это разнообразные скатерти, множество полотенец, вышитых салфеток, различные деревянные изделия – гребешки, чесалки, веретенца, посуда из глины и бересты и т.п.

На занятиях при создании декоративного орнамента, узора учитель обращает внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показывает, что сложный узор состоит их простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Учитель старается приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Северная земля издревле богата талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных жителей Колымы, учитель предлагает детям, окунувшись в творчество, украсить поделки, силуэты национальной одежды традиционными северными узорами. Дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора, отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.

Календарно-обрядовые праздники. Наблюдая и участвуя в народных календарно-обрядовых праздниках, ребенок знакомится с календарно-обрядовой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой. Календарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя (колядки, овсени), весенняя (веснянки, заклички, масленичные), летне-осенняя (купальские, покосные, жатвенные).

На уроках литературного чтения, музыки, факультативных, внеклассных занятиях используются элементы календарно-обрядовых действий.

Учащиеся совместно со взрослыми (педагогами, родителями, старшими товарищами, социальными партнёрами) изучают народные календарно-земледельческие традиции, подготавливают и проводят на различных уровнях народные праздники: «В гости к самовару», «Деревенские посиделки», «Рождество. Пришла Коляда», «Масленица», «Жаворонки», «Кулик весна», «Веснянки», «Светлое Христово воскресенье», «Канун Нового года», «Пасхальные угощения», «Лето красное», «Пасхальные традиции народов России».

Народные подвижные игры. Обращение к народным подвижным играм вызвано потребностью во включении этнически окрашенного материала в урочную и внеурочную деятельность, досуговые практики и праздники с целью приобщения учащихся к народным традициям.

Значение подвижных игр ученые связывают с формированием ценностных ориентаций, развитием форм коллективного поведения. Воображение и фантазия, логика и интуиция, морально-волевые качества проявляются при приобщении к национальным традициям через игру. Подвижные игры отвечают потребности ребенка в двигательной активности и способствуют физическому развитию ребенка.

Совместно с учителем физической культуры проводятся спортивные соревнования, связанные с обращением к культурно-историческому опыту народа, такие как: «Все мы любим поиграть», «Зимние забавы», «Масленичные бега» и т.п. Используются народные подвижные игры: горелки, прятки, жмурки, гуси-лебеди, Костромушка, бояре, каравай, колечки, салки, Море волнуется, лапта, игры с пасхальными яйцами.

Родительские мастер классы. Сотрудничество семьи и школы всегда будет актуальным и востребованным. Если учителю удается установить с родителями партнерские отношения, то от этого союза, бесспорно, выигрывают обе стороны, но главное, выигрывают дети. Сотрудничество складывается наиболее успешно, если обе стороны осознают необходимость и ценность взаимодействия, и доверяют друг другу.

В педагогической практике учитель активно использует родительские мастер классы. Данный метод даёт потрясающий результат. Родители выступают в роли учителя-информатора.  Опыт старшего поколения, его знания, примеры из жизни всё это увлекает учащихся и носит высокий результат в воспитательной работе.

Родительские мастер классы (2019-2022гг.):

  • «В мире профессий». Знакомство с такими профессиями как врач-лаборант, травматолог, хирург, окулист.
  • «Традиции моей семьи». Создание общеклассного проекта.
  • «Подарки Ветеранам». Изготовление сувениров, открыток, поделок.
  • «Актёрское мастерство». Учимся быть раскрепощёнными.
  • «В мире красок». Серия рисунков по изобразительному искусству. «Маяк», «Тюльпаны», «Северная лисичка в норе», «Магаданские сопки», «Охотское море», «Мой поселок».
  • «Мой многонациональный край». Знакомство с особенностями и традициями национальностей, живущих в нашем крае (казаки, казахи, татары, чукчи и эвены, белорусы, украинцы).
  • «Красота Севера». Изготовление панно. Создание общеклассного проекта.
  • «Дом северных жителей». Изготовление яранги.
  • «Достопримечательности Магаданской области». Изготовление сувенира «Мамонт» из солёного теста.
  • «Игрушки военных лет». Изготовление самолёта и куклы.
  • «Создание лэпбука о ВОВ». Великие полководцы, дети0герои ВОВ, оружие тех лет, блокадный Ленинград.
  • «Кулинарные мастер-классы» угощения для Ветеранов. Декорирование домашнего песочного печенья глазурью.
  • Постановка кукольного спектакля «Северная варежка», «Верные друзья» по эвенским сказкам, «Современный Колобок», «В гостях у сказки на новый лад». Изготовление кукол, декораций для спектаклей, совместные репетиции.
  • «Мамин платок». Декоративно-прикладное направление. Изделие «Платок на мамины плечи».
  • «Фольклорный клубок.  Живая нить времени». Занятие-путешествие в прошлое «Богатыри русские», «Русские былины», «История загадок, пословиц и поговорок».
  • «Истоки русской письменности». Интеллектуальный КВН.
  • «Создание лэпбука Лента памяти». Создание общеклассного проекта по теме «Край, в котором я живу».

Уроки межнациональной дружбы. Цель уроков межнациональной дружбы – дать представление о том, что формирует мирные взаимоотношения, создать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов России, профилактика межнациональных конфликтов.

На уроках учащиеся знакомятся с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями жителей нашей страны. Учитель наглядно демонстрирует культурное своеобразие и богатство народов, формирует систему ценностных понятий: дружба, культура, прощение, взаимовыручка.

Примеры уроков: «Мой многонациональный край», «Я, ты, она и он – многонациональный регион», «Магадан: многообразие культур». Главная задача цикла уроков межнациональной дружбы - знакомство учащихся с особенностями и традициями национальностей, живущих в Магаданской области (казахи, татары, чукчи и эвены, белорусы, украинцы, буряты).


4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

За 3 года работы над опытом проведено 27 родительских мастер-классов по темам:

  • «В мире профессий». Знакомство с такими профессиями как врач-лаборант, травматолог, хирург, окулист.
  • «Традиции моей семьи». Создание обще классного проекта.
  • «Подарки Ветеранам». Изготовление сувениров, открыток, поделок.
  • «Актёрское мастерство». Учимся быть раскрепощёнными.
  • «В мире красок». Серия рисунков по изобразительному искусству. «Маяк», «Тюльпаны», «Северная лисичка в норе», «Магаданские сопки», «Охотское море», «Мой поселок».
  • «Мой многонациональный край». Знакомство с особенностями и традициями национальностей, живущих в нашем крае (казаки, казахи, татары, чукчи и эвены, белорусы, украинцы).
  • «Красота Севера». Изготовление панно. Создание обще классного проекта.
  • «Дом северных жителей». Изготовление яранги.
  • «Достопримечательности Магаданской области». Изготовление сувенира «Мамонт» из солёного теста.
  • «Игрушки военных лет». Изготовление самолёта и куклы.
  • «Создание лэпбука о ВОВ». Великие полководцы, дети0герои ВОВ, оружие тех лет, блокадный Ленинград.
  • «Кулинарные мастер-классы» угощения для Ветеранов. Декорирование домашнего песочного печенья глазурью.
  • Постановка кукольного спектакля «Северная варежка», «Верные друзья» по эвенским сказкам, «Современный Колобок», «В гостях у сказки на новый лад». Изготовление кукол, декораций для спектаклей, совместные репетиции.
  • «Мамин платок». Декоративно-прикладное направление. Изделие «Платок на мамины плечи».
  • «Фольклорный клубок.  Живая нить времени». Занятие-путешествие в прошлое «Богатыри русские», «Русские былины», «История загадок, пословиц и поговорок».
  • «Истоки русской письменности». Интеллектуальный КВН.
  • «Создание лэпбука Лента памяти». Создание обще классного проекта по теме «Край, в котором я живу».

Участие в общешкольных, поселковых, городских, областных мероприятиях, конкурсах:

  • Городская акция «Марафон добрых дел», 2022 г.;
  • Городская акция «Марафон добрых дел» 2021 г.;
  • Патриотический цифровой урок семейной истории #ПисьмаДеду ФАНД РОССИИ 2021 г.;
  • Урок воспитания ответственности, дружбы и взаимовыручки #ГероиНародов ФАНД РОССИИ 2021 г.;
  • Участие во всероссийской акции «Добрые руки» в рамках регионального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование». Министерство внутренней, информационной и молодёжной политики Магаданской области, 2021 г.;
  • Экологическая акция «Чистый посёлок – уютный дом» 2021 (благодарность);
  • Общероссийская акция «Дарите книги с любовью», посвященная Международному дню книгодарения 2021 Ассоциация деятелей культуры (благодарность);
  • Общероссийская акция «Дарите книги с любовью», посвященная Международному дню книгодарения 2021 Ассоциация деятелей культуры (благодарность);
  • Благотворительная акция в помощь бездомным животным «Хорошо, когда вместе» МБУДО «Социально-педагогический центр» 2021;
  • Всероссийская акция «200 минут чтения: Сталинграду посвящается» Волгоград 2019-2022 (диплом);
  • Грамота «За реализацию социально-значимых мероприятий в рамках городской акции «Марафон добрых дел и популяризацию волонтёрского движения на территории муниципального образования «Город Магадан» 2021 Управление по делам молодёжи;
  • XVI городская акция социальных проектов «Я – гражданин России» 2019, проект «Прославим наши имена добрыми делами»;
  • Активное участие в региональном многожанровом фестивале детского творчества «Звонкая капель» 2022 г. (диплом участника);
  • Активное участие в региональном творческом фестивале «Русский лад» 2022 г. (диплом участника);
  • Участие в фестивале патриотической песни «Тебе, Россия, я пою!» в рамках военно-патриотического месячника (грамота) 2017-2022 гг.;
  • Городской ежегодный творческий конкурс рисунков «Базовые национальные ценности» (дипломы).

Исследование сформированности ценностных ориентаций личности младшего школьника в ходе работы над опытом.

Обоснование сформированности ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды осуществлялся с использованием следующих диагностических материалов: «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (по материалам научной школы А.И. Шемшуриной), методика «Что такое хорошо и что такое плохо», анкета изучения ценностных ориентаций младшего школьника.

Данные фиксируются, сравниваются с целью изучения сформированности ценностных ориентаций личности младшего школьника в образовательном пространстве школы.

  1. Этап: входная диагностика

Цель: выявление базового уровня ценностных ориентаций младших школьников.

Задачи:

  1. Выявление базового уровня ценностных ориентаций младших школьников;
  2. Выявление преобладающих типов ценностных ориентаций учащихся на момент начала исследования;

Вывод: из диаграммы 1 -3 наглядно видно, что у младших школьников превалируют духовно-нравственные ценности. Однако есть школьники, которые отметили материальные и физиологические ценности, такие как: иметь много денег, иметь возможность многими командовать, иметь, то чего у других никогда не будет.


  1. Этап: контрольная диагностика

Вывод: проведённый опыт дал положительные результаты, выражающиеся в том, что возросло ценностное отношение к этнокультурным традициям, к базовым ценностям, определяющим национальные идеалы.

Самообразование по теме опыта, выступления

Важную роль в воспитательном процессе призвана играть личность педагога, чьи профессиональные и нравственные качества, уровень этнопедагогической компетентности, владение новыми педагогическими технологиями должны соответствовать целям и задачам формирования личности в современном обществе.

Учитель непрерывно повышает квалификацию и проходит обучение в различных формах:

  • «Современные инструменты формирования и развития родительских компетенций». Образовательный курс: 4 часа. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2022 г.
  • Профилактика распространения в образовательных организациях деструктивной идеологии», ИРО и ПКПК 2022 г.;
  • Участие в форуме классных руководителей Магаданской области. Департамент образования мэрии г. Магадана, 2022 г.;
  • «Реализация этнокультурного принципа на интегрированный уроках литературного чтения: изучение фольклора коренных народов Севера России как источника культурного и духовного наследия» 16 часов;
  • ИРО и ПКПК 2021г.;
  • Форум «Педагоги России: методическое объединение» Актуальные вопросы проектирования и осуществления образовательного процесса в онлайн в условиях реализации ФГОС. 16 часов Форум «Педагоги России» 2021 г.;
  • Семинар «Инновационная педагогика: страну меняют люди» 4 часа Форум Педагоги России: инновации в образовании 2021 г.;
  • Семинар «Медиабезопасность» 4 часа Форум Педагоги России: инновации в образовании 2021 г.;
  • Онлайн-конференция «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям» 5 часов Департамент Образования и науки г. Москва 2021 г.;
  • «Профилактика терроризма и экстремизма среди детей и подростков» 36 часов ИРО и ПКПК 2021 г.;
  • «Основы педагогики и психологии младшего школьника» 51 час ООО «Центр инновационного образования и воспитания»2021 г.;
  • «Адресная работа с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях» 36 часов ИРО и ПКПК 2021г.;
  • «Использование новейших технологий в организации образовательного процесса» 72 часа ООО «НПО ПРОФЭКСПОРТСОФТ» 2021 г.;
  • «Активные методы обучения как ресурс формирования навыков XXI века у обучающихся на уровне начального общего образования» 108 часов ООО «Интеллектум» 2021 г.;
  • «Подготовка учащихся начальных классов к ВПР. Особенности организации обучения по ФГОС ОО» 24 часа ИРО и ПКПК 2021 г;
  • «Современный классный руководитель. Инновационные технологии формирования социально-личностных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС ООО» 36 часов ИРО и ПКПК, 2020 г.;
  • «Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС» 16 часов ООО «ВНОЦ» «СОТех», 2020 г.;
  • «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе» 72 часа ООО «Инфоурок» 2020 г.;
  • «Применение технологий развития критического мышления в образовательном процессе» 36 часов ИРО и ПКПК 2019 г.;
  • «Работа в начальной школе с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС» 28 часов ИРО и ПКПК 2019 г.;
  • «Обучение для самостоятельного проведения интерактивных занятий по программе «Здоровая Россия – общее дело» ООО поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело».  4 часа 2019 г.

Итого: 570 часов.

Методическая работа педагога в рамках работы над опытом:

  • Чтение лекций, проведение практических занятий по теме «Работа с трудным поведением детей: принципы и инструменты» 4 часа ИРО и ПКПК, 2022 г.
  • Выступление в работе Круглого стола «Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования: вместе или рядом» 2 часа ИРО и ПКПК, 2022 г.
  • Выступление с докладом «Актуальность профориентационных занятий в начальных классах во внеурочной деятельности» на семинаре «Воспитательно-профилактическая и профориентационная работа в современной школе» Департамент образования города Магадана, 2022 г.
  • Выступление на областном семинаре по Меморандуму классных руководителей, 2021 г.

Участие педагога в профессиональных конкурсах:

  • Диплом участника Всероссийской Олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель» номинация «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальных сфер» проект «Образовательный КОВОРКИНГ семьи и школы» г. Москва, 2022 г.;
  • Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Творить добро» в рамках реализации федерального проекта «Социальная активность» 2022 г. (диплом 1 место);
  • Диплом куратора III сетевой акции «Читаем о Блокаде», министерство культуры Нижегородской области, 2022 г.;
  • Молодежная премия губернатора Магаданской области, номинация «Наставник молодого поколения» Молодёжный центр Правительство Магаданской области Молодёжный центр 2021 г.;

Продукты опыта:

Оформление папки наглядных и методических материалов «Организация мастер-классов для родителей как современная форма взаимодействия с семьей по вовлечению её в педагогический процесс» (фото, презентации, консультации, рекомендации, стихотворения, разработки мастер-классов) и создание электронного портфолио для коллег по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций младших школьников».

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, закрепляют ценностные ориентиры и являются средством личностного развития детей, а также формирует социальное взаимодействие, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх и т.д., в семейном и общинном укладе, быте и традициях, оказывают влияние на процесс историко-культурного формирования личности. 

Использование данного позитивного опыта в практической деятельности обогатит методическую копилку педагогов, родителей.


5 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.
  2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  3. Волков Геннадий Никандрович. Введение в этнопедагогику : учебное пособие для студентов ВУЗов / Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, А. Б. Панькин; [под науч. ред. Г. М. Борликова]; Фед. агентство по образованию, Калмыцкий государственный университет, Лаборатория этнопедагогических инноваций.– М.: Большая мммедведица, 2006. – 366
  4. Волков Геннадий Никандрович. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / Г. Н. Волков; сост.: А. А. Сокальский. – Элиста : Джангар, 2003.– 437 с. : ил.
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]  / Режим доступа:  https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/ http://school-collection.edu.ru/
  6. Журнал «Школа современных родителей»
  7. Инфоурок [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/kovorking-centr-kak-sposob-organizacii-predmetno-prostranstvennoj-razvivayushej-sredy-v-dou-4682338.html
  8. Каирова И. А. нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И. А. Каирова. – М.: Просвещение, 1979.– 290 с.
  9. Национальная родительская ассоциация https://nra-russia.ru/
  10. Становление этнопедагогики в России [Электронный ресурс] / Г. В. Нездемковская. Журнал «Вестник Томского государственного университета» № 326 / 2009. Режим доступа к журналу: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-etnopedagogiki-v-rossii
  11. Урок РФ [Электронный ресурс]  / Режим доступа: https://урок.рф/
  12. Фоксфорд.ру  Домашняя школа [Электронный ресурс]  / Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/so-sites
  13. Элементарное музицирование по системе Карла Орфа [Электронный ресурс] / Жесткова Ольга Борисовна. Опубликовано 15.04.2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исследования формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в ходе работы над опытом

Изучение ценностных ориентаций современных младших школьников позволяет сделать выводы о преобладающих ценностных ориентациях у детей, а также позволяет сформировать взгляд на современное общество в целом.

  1. Диагностика отношения к жизненным ценностям

(по материалам научной школы А.И.Шемшуриной)

Цель: выявление жизненных ценностей учащихся.

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?

А) Нравится

Б) Не очень нравится

В) Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А) Сделаю замечание и помогу убрать

Б) Сделаю замечание и подожду, пока он все уберет

В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б) Не знаю

В) Тихонько отдам, чтобы не заметили

4. Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А) Извинюсь и уберу за собой

Б) Не знаю

В) Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А) Нет

Б) Иногда

 В) Да

6. Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

      В) Сделаю вид, что не заметил

7. Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А) Часто

Б) Иногда

В) Почти никогда

  1.      Анкета изучения ценностных ориентаций

1. Что для вас имеет ценность в жизни (не более пяти вариантов ответа):
         - собственная жизнь;
         - жизнь другого человека;
         - семья с хорошими отношениями;
         - культура;
         - труд;
         - свобода;
         - природа;
         - родина;
         - деньги;
         - друзья;
         - возможность проявить инициативу;
         - власть;
         - возможность реализовать свои способности;
         - признание общества;
         - здоровье
    2.
В чем вы видите смысл жизни (не более двух вариантов ответа).
        - в продолжении рода
        - в улучшении условий собственной жизни
        - реализации своих способностей
        - в борьбе за свои идеи
        - в обеспечении возможности развития своим детям
        - в удовлетворении своих потребностей.

Сизова Екатерина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В данной статье я делюсь опытом по формированию УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

Изложение как средство развития связной речи у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Осмысливается роль изложения в развитии связной речи школьников. Представлены различные классиикации изложения. Описаны изложения с точки зрения их влияния на мыслительную деятельность учащихся....

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

«Формирование навыков самостоятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;внедрение интер...