«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
опыты и эксперименты
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.
Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач.
Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач.
Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?
Мы в своей работе используем следующее:
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»
(из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.
Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач.
Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач.
Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?
Мы в своей работе используем следующее:
1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. На протяжении младшего школьного возраста воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Характерной чертой таких игр является то, что для решения игровой задачи требуется смекалка, сообразительность, нестандартность, т.е. творческое мышление.
Наша обязанность - помочь ребёнку стать на путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребёнку встать на этот путь, этому прямо и служат развивающие игры.
Ведущая деятельность младшего школьника - ролевая игра. Именно в ней складываются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное и другие.
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения деятельности от элементарных до самых сложных. В ней развивается произвольное внимание и память.
3. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Этому способствует применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.
Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа. Эвристические приемы вы видите на слайде: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод придумывания. Метод «Если бы….», мозговой штурм
Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.
4. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.
Сколько радости получают дети от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей, младших ребят. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность участника, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
5.Интегрированные уроки в 1 классе
Творческие задания, интеллектуально-развивающие технологии, словесное рисование, экскурсии помогают проводить интересные, увлекательные и способствующие гармоничному развитию младших школьников уроки. В 1 классе провожу интегрированные уроки. Целостное изучение общих для нескольких предметов (обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, чтение, рисование) тем позволяет избежать перегрузок при адаптации одноклассника к школьным занятиям.
Развитие творческого потенциала личности в нашей школе осуществляется через различные кружки и внеурочную деятельность.
В театральном кружке развиваем словесное творчество (выдумываем сказки, стишки, истории). На кружках «Юный художник» , «Природа и фантазия» развиваем художественное творчество(рисуем. лепим, делаем аппликации ,конструируем).
Во внеурочной деятельности «Юные математики» развиваем интеллектуальное творчество, (решаем занимательные задачи, задачи на смекалку, моделируем).
Хотелось бы чтобы в основе работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческого потенциала личности лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
В завершении выступления, хочется сказать о главном. Интеграция учебного процесса и внеурочной деятельности дает нам большие возможности по развитию творческого потенциала у наших детей. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, причем, в большинстве случаев, с практическим выходом в виде тематических сборников, праздников, проектов, выставок, помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...
Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...
Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС" (презентация)
Обобщение педагогического опыта классного руководителя (презентация)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Материал предназначен для учителей-логопедов начальной школы....
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...