Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
статья по теме

Безик Анна Александровна

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации:

 

https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_pedkolledzh.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Внеурочная деятельность как средство развития

творческих способностей младшего школьника

(из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского

Безик Анны Александровны)

2 слайд

Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.

                                                   В.А.Сухомлинский

     В современном обществе проблема развития творческой личности очень  актуальна, а работа в этом направлении имеет практическое значение.  Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.   По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность". Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это долг и обязанность каждого педагога. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.  

     Внеурочная деятельность, реализуемая в российских школах на протяжении последних лет, является, на мой взгляд, отличным инструментом для формирования творческих способностей, творческого потенциала младшего школьника. Но как с этим инструментом работать, какие приёмы и методы использовать – я постараюсь рассказать в своем выступлении.

3 слайд

     Около 4-х лет тому назад я делала очередной набор детей в первый класс. Передо мной стала проблема, какую интересную тему внеурочной деятельности выбрать для учащихся. Еще на предшкольной подготовке я заметила, что данная группа будущих первоклассников с удовольствием работает с геометрическими фигурами и телами, и я решила попробовать курс «Наглядная геометрия»  по направлению общеинтеллектуальное  развитие личности.

4 слайд

     Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой Натальи Борисовны Истоминой. Выбор именно этого курса не случаен еще по одной причине. На мой взгляд, в программе традиционной начальной школы (а я работаю по УМК «Гармония») геометрический материал является составной частью курса математики. Он не выделяется в самостоятельный раздел, а включается в программу каждого года обучения. Но, к сожалению, изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства.

     Целевая аудитория: обучающиеся от  7  до  11 лет. Сроки реализации:   4 года (1-4 класс) по 1 часу в неделю.    

     Цель данной программы: создание условий для интеллектуального и творческого развития обучающихся через формирование пространственного и логического мышления.  

5 слайд

     Реализация данной цели связана с решением следующих задач (вы их видите на слайде):

- развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у обучающихся элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного и психического саморазвития;

- образовательная: научить обучающихся различать геометрические фигуры и объёмные тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования;

   - воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

6 слайд

     Ребёнок, рождаясь, не знает ничего о своих возможностях. А эти возможности, как правило, исключительно велики. Особенно в области интеллекта и творчества. Раскрыть перед младшими школьниками эти возможности – одна из задач именно геометрии, так как для активной работы в ней важны обе половины головного мозга, и это даёт шанс получить творческое удовлетворение человеку любой интеллектуальной направленности.

7 слайд

     Курс имеет хорошее методическое обеспечение. К каждому классу изданы печатные тетради и книги с  рекомендациями для учителя, содержащие планирование занятий и советы к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий.

  8 слайд  

     На занятиях внеурочной деятельности я всегда стараюсь создавать условия для творческого развития личности: 1.  Комфортная среда  - создание благоприятного  психологического климата и  условий, способствующих развитию уверенности в своих силах и повышению самооценки  (от расстановки учебной мебели для аудиторных занятий до тембра голоса).  2. Развитие наблюдательности. Окружающий мир – источник вдохновения и восхищения (большая часть занятий приходится на внеаудиторные занятия). 3. Создание игровых ситуаций, применение современных  интерактивных и игровых технологий.  В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

9 слайд  

     Чтобы пропедевтический курс геометрии был успешно освоен в начальной школе, ученики должны сначала иметь дело не с абстрактными понятиями, а с реальными прообразами геометрических фигур, должны учиться распознавать их на различных моделях (макетах, рисунках, чертежах, схемах) и в окружающих предметах, а изображая или конструируя их, овладеть при этом простейшими способами построения и исследования моделей. Такая практическая деятельность будет стимулировать развитие геометрического видения, а значит, геометрического, пространственного и творческого мышления.

     Самыми интересными формам проведения данного курса я считаю:

- практические занятия с использованием дидактических игр;

- экскурсии;

- занятия конкурсы, занятия соревнования;

- поисковые исследования;

- проекты;

- интеллектуальный бой.

     Приведу примеры интересных видов работы с геометрическими фигурами и телами, которые позволяют развивать творческие способности ребенка:

10 слайд

1. Графический диктант (рисование по клеточкам). Можно проявить свое творчество, дорисовав предмет по своему замыслу.

11 слайд

2. Танграм - головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

12-13 слайды

3. Найди «лишнюю» фигуру. Распредели фигуры на группы. Выполняя задание, дети учатся находить общие признаки фигур, у них формируются способности наблюдать, сравнивать, обобщать.

14 слайд

4. Геометрическая мозаика, Установи закономерность и продолжи ряд. Построй фигуры по образцу.

15-17 слайды

5. Геометрические игры и загадки.

6. Узнай по развертке или описанию.

18 слайд

7. Дорисуй. Дострой.

19 слайд

8. Геометрический диктант. Например, расположи фигуры в пространстве в соответствии с указаниями.

20 слайд

9. Построение (моделирование) геометрических фигур. Например, при изготовлении новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».

21 слайд

10. Игра «Верю – не верю».

22 слайд

11. Соотнеси предмет и геометрическую фигуру.

23 слайд

     Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта, в создание плоскостного изображения, правильно располагая в пространстве геометрические фигуры.

24 слайд

     С целью развития творческого воображения свои занятия я провожу с применением технологии теории решения изобретательских задач. ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, умения выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления. Большое внимание уделяется развитию памяти, наблюдательности, умению сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности. 

25 слайд

     Например, прием эмпатии помогает ребенку  «вжиться» в образ любой геометрической фигуры либо тела и рассказать о себе. Детям нравится представлять себя в роли ученого, давать необходимую недостающую информацию об изучаемом объекте, находить выход  из трудной ситуации, оценивать правильные ответы. Можно представить себя сказочным героем Незнайкой и задавать каверзные вопросы по ходу занятия.

26 слайд

     Прием - круги Луллия, которые  представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на сектора. При свободном вращении кругов под стрелкой оказывается определенный сектор. Например, на нижнее кольцо разложим изображения, состоящие из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем соединяем с ним геометрические фигуры на верхнем и среднем кольце.

27 слайд

     Прием - продуктивная деятельность по реализации фантастического содержания (рисование). Например, используя геометрические фигуры, нарисуйте лица человечков с разным настроением.

28-35 слайды

     Обязательным требованием проведения внеурочных занятий является использование форм вне аудитории. Мы часто ходим на математические прогулки с целью обобщить изученный материал в нестандартной форме. Занятие – экскурсия – одна из таких форм. Можно, например, наблюдать за формой окружающих объектов, начертить план территории, где условными знаками будут геометрические фигуры, рисовать фигуры на земле, на снегу в зависимости от времени года, лепить снежные фигуры, искать клады по карте и т.д.

     В рамках социального партнерства нашей школы с учреждениями города проходят внеаудиторные мероприятия курса. Например, в сотрудничестве  с Почтой России Курск к празднованию Дня Великой Победы – тематическое занятие «История письма – треугольника». С помощью сотрудников Курской библиотекой для детей и юношества была организована выставка книг «Изучаем геометрию». Ребята являются постоянными посетителями Курского планетария. Одна из последних экскурсий называлась «Небосвод и созвездия».

36-39 слайды

В рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», разработанной Отделом музейной педагогики Государственного Русского Музея учащиеся класса регулярно посещают Курскую картинную галерею. На одном из занятий ребятам была предложено упражнение «Геометрия в картинах». Любая композиция обязательно вписывается в геометрическую фигуру (не исключается и портретный жанр). Художники пишут в геометрических фигурах, чтобы добиться равновесия, выделяя доминанту.

40 слайд

     В курсе предусмотрены форма работы как защита проектов. Лучшие из них представляются на школьных конференциях. С проектами дети участвуют в дистанционных конкурсах «Мой лучший проект».

Темы проектов (вы видите на экране):

В моде – геометрия!

В мире треугольников.

Геометрические головоломки.

Сказки о геометрических телах.

Геометрия в искусстве.

Загадки круга.

Такие удивительные фигуры!

Небесная геометрия.

Оригами и геометрия.

Симметрия в природе.  

41 слайд

     Подводя итог сказанному, ребёнок с интересом погружается в удивительный и занимательный мир волшебной страны Геометрии, учится видеть необычное в простом и занимательное в повседневном. При этом происходит  формирование универсальных учебных действий, развитие мыслительных операций, логического мышления и, конечно, творческих способностей младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...