Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.
проект по теме

Савельева Оксана Анатольевна

 

                                 Итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Развитие творческого потенциала личности в обучении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saveleva_o.a.docx57.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                 Итоговая работа

по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»

по теме:

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей                        

                                          младших школьников.

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 17.03.2014-21.03.2014

Выполнила:Савельева Оксана Анатольевна

учитель начальных классов, МБОУ СОШ№ 137 г.о. Самара

                                                          2014г.


Оглавление

Введение

3

Паспорт СДМ

3

Актуальность

4

Цели, задачи итоговой работы

5

Ожидаемые  результаты          

5

Основная часть

6

Теоретическое описание модели

Описание изменений в образовательном процессе

Изменения в содержательно-технологическом  блоке

Изменения в контрольно-оценочном блоке

Изменения в ресурсном обеспечении

Заключение                                                                                                                                               12

 

Выводы по итоговой работе

Список информационных источников                                                                                            13



ВВЕДЕНИЕ

Паспорт итоговой работы

  • Целевая аудитория:  обучающиеся 2 класса. Возраст 8-9 лет.    
  • Соавторы в организации и осуществлении проекта: педагог-психолог МБОУ СОШ№137, родители учащихся
  • Вид проекта: средней продолжительности .
  • Срок осуществления проекта: с 1 ноября 2013 г. по 15 декабря  2013 г.
  • Место реализации: МБОУ СОШ№ 137 г.о. Самара

1.Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. Это связано с тем, что обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения.  Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.1

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и  примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО)1, показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с  формированием  творческой  культуры личности.

Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». . Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.2

Анализ ситуации, проведённый для выявления проблемы.

 Я работаю учителем начальных классов уже много лет  .Анализ результатов педагогической деятельности, результаты тестирования ( по Торренсу), проведенного во 2 классе 11.11.2013,  показали следующие результаты:

  1. Д.Медведев. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

 2 Сухомлинский В.А.М, Просвещение, 1974г.

4% -   с очень высоким уровнем  развития творческих способностей, 16%-  с высоким, 45%- со средним и 33%-  с низким.  

Возникают противоречия:

  1. С одной стороны между   острой необходимостью государства в динамично-развивающейся, компетентной, предприимчивой творческой  личностью и недостатком развития творческих способностей учащихся.
  2.  Между требованиями  к знаниям, умениям и навыкам, отраженные в действующей образовательной программе   и не соответствием  интересов учеников.

         На основе проведенного анализа  можно сформулировать существующую профессиональную проблему: Низкий уровень развития творческих способностей не дает возможности достичь планируемых результатов, определенных ФГОС НОО.

Целью моей деятельности является :

  • Выявить возможности развития творческих способностей учащихся и применить  их через использование проектной деятельности.

Задачи:

  • Создать и апробировать способы развития творческих способностей
  • Продолжить изучение как психолого- педагогической, так и методической литературы по теме «Проектная деятельность и творческое развитие личности ребенка»
  • Изучить специфику развития творческих способностей
  • Внедрить в практику технологию проектной деятельности, способствующей развитию творческих способностей.

Ожидаемые результаты

  • Повысился уровень творческих способностей учащихся младших классов
  • Создана методическая база, которую можно использовать на практике
  • Созданы эффективные условия для развития творчески активной личности
  • Повысился уровень  познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

 Исходя из выше изложенного, была сформулирована методическая тема: 

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей    младших школьников».              


Основная часть

             “Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью.

В.А. Сухомлинский.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для  учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

 - творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Обучение младших  школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста  по своей природе уже  исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд,  легче такую работу проводить на уроках окружающего мира.


План реализации проекта:

  • Проект реализуется в рамках проведения уроков и внеурочной деятельности  по предмету краеведение  по теме: «Народное промысло».

Этап проекта

Мероприятие, форма

Промежуточный результат

Подготовительный

Объявление темы проекта, озвучивание цели и формы проведения, составление плана работы над темой.

Деление на группы, разработка организации своей работы

Мотивация обучающихся к занятию.

Формирование представлений о народных промыслах.

Основной:

Коллективно-творческая деятельность

Реализация плана действий, получение необходимых знаний, изготовление кукол

Повышение интереса к теме занятия, стимулирование творческих способностей посредством декоративно- прикладного искусства

Основной:

Практическая работа

создают презентации

Повышение интереса к поиску информации с помощью интернет ресурсов.

Заключительный

Представление презентаций, конкурс кукол, инсценировка, рефлексия

Мотивация обучающихся .Повышение уровня творческой активности


     

 Контрольно-оценочный блок:

В рамках ФГОС осуществляется позиция авторской оценки творческих способностей.

Оценка проекта производится комиссией, состоящей из представителя администрации школы, учителей - предметников.

     Выполненные проекты оцениваются по 5-ти балльной системе.

     Проекты, выполненные в форме презентации оцениваются на балл выше.

Критерии оценки проекта

  1. Учитывается оригинальность темы и идеи проекта.
  2. Сочетание материалов.
  3. Использование народной культуры.
  4. Потребность в изделии.
  5. Реклама проекта.
  6. Экологические требования.
  7. Использование дополнительной информации.

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

  • 2 – выше среднего
  • 1 – средний
  • 0 – ниже среднего.

Матрица оценивания проектов

Показатели проявления компетентности

Фамилии учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

 

 

 

 

 

 

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

 

 

 

 

 

 

3.Знание источников информации

 

 

 

 

 

 

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

 

 

 

 

 

 

5.Умение формулировать цель, задачи

 

 

 

 

 

 

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

 

 

 

 

 

 

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

 

 

 

 

 

 

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

 

 

 

 

 

 

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

 

 

 

 

 

 

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

 

 

 

 

 

 

 

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы

 

 

 

 

 

 

12.Выражение собственной позиции, обоснование ее

 

 

 

 

 

 

13.Умение оценивать достоверность полученной информации

 

 

 

 

 

 

14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

Максимально возможное количество баллов: 28

  • Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов )
  • Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов
  • Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов

Существуют  штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

  • какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
  • на каком уровне он его усвоил;
  • каковы его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности; в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Ресурсное обеспечение

1.Дидактическое обеспечение: разработка проектов, презентации .

2.Научно-методическое обеспечение: специальная методическая литература, психолого- педагогическая.

3.Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, доступ к сети Интернет.

4.Кадровые ресурсы: методист, прошедший подготовку по развитию творческих способностей, педагог-психолог.


III. Заключение.

В начале работы и в конце были проведены исследования учащихся 2класса. Были получены следующие результаты:

Из проведенного анализа был сделан вывод, что проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности  к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности  и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.

            «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.


Список информационных  источников:

Использованные источники:

Нормативно-правовая база

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

«О развитии системы поддержки талантливых детей».

  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012

Основная литература 

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  3. Безрукова А.В. «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012..

Дополнительная литература…

  1. Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся

В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала....

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.

Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в нач...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...