Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Гурьянова Марина Валерьевна

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание                                                                                                                   «Проектная деятельность как средство развития                                                 интеллектуально-творческих способностей младших школьников».

Цель: создать условия для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей.

Задачи:

  • Изучить отношение родителей и детей к проектной деятельности в целом.
  • Провести анализ результативности проектной деятельности в классе.
  • Показать на примере выступления обучающихся формы презентации готового проекта.
  • Наметить пути взаимодействия учителя, родителей и учащихся в плане решения задач учебно-воспитательной деятельности.

Подготовительная работа:

  • Отбор необходимых для презентации материалов проектной деятельности учащихся класса.
  • Анкетирование родителей и обучающихся на предмет результативности проектной деятельности в плане формирования УУД у учащихся.
  • Подготовка к выступлению учащихся (5-6 человек) по теме «Формы презентации проекта».
  • Оформление классного помещения к собранию: выставки, проекты, подготовленные детьми с помощью родителей.
  • Выступление участников конкурса чтецов произведений  северных авторов (в качестве подарка родителям).

План.

  1. Вступительное слово учителя по теории вопроса.
  2. Рассказ учителя об участии детей класса в подготовке проектов.
  3. Выступление учащихся класса с презентацией личных проектов: формы презентации проектов.
  4. Тематика проектной деятельности во 2-ом классе.

Что надо знать всем о проектной деятельности.

Правило 5-ти «П»

  1. Постановка проблемы.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск результатов.
  4. Получение результатов.
  5. Презентация (представление, защита проекта) работы.

Проектная деятельность – это современная образовательная технология деятельностного типа, которая может внести существенный вклад в  реализацию основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС. 2011г.)

Типы проектов: 

  • Практико-ориентированный проект:

Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта может быть использован самими же изготовителями: учебные пособия для кабинета, рекомендации по решению каких-либо проблем.

  • Исследовательский проект:

По структуре он напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы (предположения) с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос…

  • Информационный проект:

Такой проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результат такого проекта: публикация материалов в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проект:

Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм или мультфильм…

В некоторых учебных программах, построенных с учётом требований стандарта, работа над проектом фигурирует как одна из форм организации   внеклассной деятельности мл. школьников. Более того, исследования доказывают позитивное влияние проектной деятельности на развитие мотивационной, когнитивной, коммуникативной, эмоциональной сферы уч-ся начального звена. Однако, не всегда уместная и правильная организация проектной деятельности мл. школьников приводит к  псевдопроектированию (такая организация педагогом ПД учащихся, когда при сохранении внешней атрибутики (подготовка некоего продукта и его презентация) искажается сущность и смысл работы ребёнка над проектом).

Отрицательные стороны проектного метода:

  1. Недостаточная разработанность методической базы ПД уч-ся начального звена с учётом специфики их возраста (это объясняется тем, что долгое время метод проектирования был исключён из практики отечественного образования, и такая деятельность уч-ся начальных классов формировалась медленно).
  2. Недостаточная подготовленность конкретного педагога к организации детской проектной Д. Все действия ученика или группы уч-ся регламентируются учителем: учителю трудно отказаться от авторитарной позиции, он не видит себя в роли помощника-консультанта, партнёра во взаимодействии с ребёнком.
  3. Большую часть работы за детей выполняют родители.

Ошибочные действия учителя, приводящие к псевдопроектированию:

  • Тема будущего проекта предлагается учителем в готовом виде (это противоречит личностно ориентированной поисково-исследовательской сущности проектной деятельности, т.к. ребёнок лишается возможности выбрать интересующий именно его аспект в рамках темы, предложенной педагогом).
  • Учитель не мотивирует (не побуждает) учащихся к предстоящей ПД (отсутствие у детей мотивации к достижению цели делает невозможной  полноценную ПД).

Действенные приемы при выборе темы будущего проекта:

  1. Предпроектная диагностика:

Письменные опросы уч-ся для изучения их интересов с целью определения тематики индивидуальных проектов:

  • Ответ на какой вопрос тебе было бы сегодня интереснее всего получить (искать) самому?
  • Какая проблема в настоящий момент интересует (волнует) тебя больше всего?
  1. Мозговой штурм – непосредственная формулировка и утверждение темы коллективного проекта.
  2. Проектная паутинка – конкретизация проблемы, предложенной педагогом в общем виде, на микро-темы, частные проблемы с целью их дальнейшего изучения в рамках индивидуальных или групповых проектов. Так, например, общая тема «Куклы в нашей жизни» может содержать множество микро-тем: «Куклы Лего», «Куклы Барби», «Куклы-матрёшки»…Выбирая свою конкретную тему, ребёнок имеет возможность не только определить содержание своего будущего проекта, но и его тип (информационный, практико-ориентированный, исследовательский и т.д.)
  3. Копилка тем проектов (банк идей) – помогает уч-ся определиться со своими предпочтениями, интересами и выбрать тему для индивидуального проекта по своему усмотрению.  

Для стимулирования интереса уч-ся целесообразно применять:

А). современные технические средства, т.к. яркие кадры и видеофрагменты, воспроизводящие картины природы, исторические события, собрания музеев и картинных галерей, исторические события, интервью с известными людьми, дают простор детской фантазии, вызывают желание узнать что-то глубже.

Б). мотивационные приёмы, стимулирующие детей к проектной деятельности:

  • Эффект столкновения различных взглядов на проблему (для организации исследовательских проектов).
  • Убеждение мл. школьников в их готовности к самостоятельному выполнению какого-либо социально значимого дела (для творческих и практико-ориентированных проектов).
  • Демонстрация несовершенств объекта, побуждающая к его качественному изменению.

В). Грамотное объединение уч-ся в группы для совместного выполнения проектов. Объединение в группы осуществляется на организационном этапе. Оптимальное количество мл. школьников в таких творческих группах 2-6 человек (эффективнее работают пары и квартеты). Слаженнее работают группы, где собраны  «успешные» дети, но интересные суждения и варианты решения проблемы возникают в группах, где состав участников неоднороден.

Ошибки педагога при создании рабочих групп:

  1. Единолично назначает рабочие группы. Это ограничивает активность и самостоятельность детей.
  2. Выступает инициатором создания многочисленных групп (10 и более человек).

 Важность привлечения родителей к детскому проектированию:

  1. В силу возрастных особенностей дети испытывают сложности при решении организационных, технических, оформительских задач. Помочь им могут педагог и родители.
  2. В силу недостатка внутрисемейного общения.
  3. Существуют проекты, при создании которых участие родителей просто необходимо («Семейное генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Отечественная война в истории нашей семьи»…) .

Учитель должен правильно организовать работу с родителями по изучению вопроса проектной деятельности (проведение с родителями семинара, собрания-проекта в качестве образца работы над проектом, видео демонстрация и обсуждение детско-родительских проектов…).

Организация итогового этапа детского проектирования.

Самооценка детьми работы над проектом может оказаться проблемой , если учитель:

  1. Ограничивается только процедурой оценки (экспертизы) внешнего результата работы ребёнка.

Как правило, изо всех подготовленных проектов выделяются несколько наиболее удачных проектов: аккуратных, интересных, красивых, необычных. Дети к обсуждению проекта не привлекаются, что приводит к смещению цели проектной деятельности: внимание учителя сосредоточивается не на личных качествах, разнообразных умениях и навыках, приобретённых ребёнком в процессе проектирования, а на конечном продукте проектирования.  

  1. Формально проводит рефлексию, самооценку процесса и результата работы над проектом (из раза в раз задаёт одни и те же вопросы: Что получилось? Что не получилось? Понравилось ли выполнять работу?). В этом случае не происходит формирования и совершенствования рефлексивных умений уч-ся.
  2. Для организации самооценки проектной деятельности мл. школьниками использует приёмы, предназначенные для старших уч-ся, не адаптируя их к младшим.

План работы над проектом:

  1. Выбор темы-проблемы.
  2. Актуальность проблемы (темы).
  3. Объект исследования (например, это ученики и их семьи).
  4. Предмет исследования (каждая семья в отдельности).
  5. Цель исследования (это конечный продукт, получаемый, создаваемый в ходе творческой деятельности).
  6. Задачи исследования: понятийный аппарат, история создания, рождения, происхождения кого или чего-либо.
  7. Гипотеза исследования (предположение о том, что должно получиться в ходе деятельности).
  8. Выбор методов работы:
  • Теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования, проектирование (применение к ситуации, переложение) результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
  • Эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа…
  • Статистические: оценка статистической значимости гипотезы.
  1. Научная новизна результатов исследования (состоит в том, что в работе с учениками начальной школы впервые представлен опыт изучения семейных традиций с учётом национального признака, опыт взаимоотношений взрослых и детей в семьях).
  2.  Практическая значимость результатов исследования (результаты работы составили основу таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за семью (традиции, умения, хобби…)

Что сделано в  ходе проектной деятельности:

  1. Был разработан подробный конспект огромного по масштабам и значимости внеклассного мероприятия, названного родительское собрание-проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». 
  2. Учителем был подготовлен буклет  «Мы вместе!», куда вошли:
  • Советы из родительской практики.
  • Теоретический вопрос о трёх китах успешного воспитания.
  • Интересные сведения о том, как можно «выиграть войну» с ребёнком.
  • Стихи Э. Асадова «Берегите своих детей!»
  1. Был продемонстрирован опыт работы с новыми информационными технологиями, что украсило и содержательно обогатило проект: (применение телевизора, компьютера, музыкального центра, видеокамеры и фотоаппарата).

Родители смогли оценить работу учителя по созданию презентации  материала, собранного родителями и детьми по теме. На примере совместной деятельности с детьми дома и в классе, на примере чужого опыта родители приобрели новый опыт общения с детьми.

Вся творческая работа, несомненно, окажет качественно новый образовательный эффект, имеющий практическую ценность при решении проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.

Перед  собранием были проведены исследования с помощью опроса детей и родителей (это своего рода рефлексия).

 

 Опрос среди родителей по теме: «Проектная деятельность».

  1. Ваше отношение к проектной деятельности (ПД) в целом:
  • Она не нужна
  • Она важна и необходима
  • Мне всё равно
  1. В чём по-Вашему важность (значимость) ПД?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. За какое время до защиты проекта Вы начинаете с ребёнком готовиться?
  • За неделю до защиты
  • За 2 недели до защиты
  • За день до защиты
  • Вообще не готовимся
  1. Нравится ли ребёнку работать над проектом?
  • Да
  • Нет
  • Он вообще не присутствует
  1. Какие навыки и умения приобретает Ваш ребёнок при проектировании?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие трудности возникают у Вас лично при оказании помощи ребёнку в подготовке проекта?
  • Незнание темы «Проект»
  • Нехватка времени
  • Нежелание поделиться с ребёнком своими знаниями
  1. Как вы считаете, «вырос» ли ребёнок в развитии на сегодняшний день по сравнению с прошлым учебным годом? Если да, то в чём это выражается?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опрос среди детей по теме: «Проектная деятельность»

  1. Как ты думаешь, выполнять работу по созданию чего-то нового, это интересно?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. А проектная деятельность важна?
  • Конечно
  • Мне всё равно
  • Нет
  1. Чему ты учишься в процессе работы над проектами?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему тебе бывает трудно готовить проект?

______________________________________________________________

  1. Кто тебе помогает работать над созданием проекта?
  • Мама и папа
  • Я работаю самостоятельно
  • Никто не помогает
  •  Я  проекты вообще не делаю

Памятка к работе над проектом.

Проектная деятельность – это современная образовательная технология деятельностного типа, которая может внести существенный вклад в  реализацию основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС. 2011г.)

Типы проектов:

  • Практико-ориентированный проект:

Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта может быть использован самими же изготовителями: учебные пособия для кабинета, рекомендации по решению каких-либо проблем...

  • Исследовательский проект:

По структуре он напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы (предположения) с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Используются методы: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос…

  • Информационный проект:

Такой проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результат такого проекта: публикация материалов в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проект:

Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм или мультфильм…

Формы отчёта  (представление проекта).                                                                        Презентация, представление чего-либо                                                                                              ( в нашем случае какого-то нового объекта деятельности) может осуществляться как в письменном, так и в устном виде                                                                                           (допускается смешение этих видов).                                                                                                         В любом случае презентация проекта несёт в себе новую для слушателя информацию, а значит, она познавательная.                                                                                                          Любая презентация какого-либо материала воспитывает, а значит, она воспитывающая.                                                                                                   Желательно, чтобы презентуемая информация вызывала положительные эмоции и вызывала глубокие чувства и желание у слушателя узнать ещё больше о том или ином объекте.                                                                                                                                       Порядок (план) работы над проектом.

  1. Выбор темы.
  2. Личное планирование работы по теме проекта: 
  • определение вида конечного продукта 
  • выбор помощников, составление плана, подбор литературы
  • работа с информационными источниками (Интернет, словари, другая литература) изучение темы
  • наброски по оформлению презентации проекта
  • личный вклад в работу над проектом
  • репетиции выступления перед аудиторией
  • презентация проекта.

План родительского собрания «ПД в начальной школе».

  1. Приветствие.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Домашняя работа учащихся:

А) Выполнение домашних заданий по русскому языку и математике:                  - некоторые  дети не выполняют задания;

- плохо обстоит дело с подготовкой пересказа текстов по ОМ, чтению;

- не выполняется работа над ошибками;

- не учатся словарные слова;

- не приносят дети словари;

- у некоторых до сих пор не обёрнуты тетради и книги;

 Б) Проектная деятельность.

- презентация на экране по теме ПД

- выступление детей с проектами, получившими прекрасные отзывы одноклассников /Гром, Сятищев, Пунько, Белугина, Бурин, Геймбух/

- результаты анкетирования среди детей и родителей

- некоторыми уч-ся не выполняется проектная работа или затягиваются сроки отчёта по проекту

В) Английский язык.

- письменные заочные выступления учителей английского языка;

- выступление председателя РК Фоминой Н.В. с информацией о посещённых уроках английского языка

- выступления родителей (зафиксировать в протоколе).

3. Ближайшие планы.

  • Конкурс чтецов – октябрь.
  • Час общения «Листопад чудес осенних» - ноябрь.
  • Конкурс русской песни – декабрь.
  • Открытое Внеклассное мероприятие «Уголок России – отчий дом».
  • Фестиваль «Созвездие талантов» - январь.
  • Спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья» - апрель.

Решение:

  1. Принять информацию учителя о проблемах, возникших в учебной деятельности уч-ся и устранить их незамедлительно.
  2. Родителям создать условия для качественного усвоения детьми учебного материала: систематически контролировать домашнюю и классную работу ребёнка и помогать в выполнении д/з.
  3. Считать проектную деятельность младшего школьника важной составляющей всего учебно-воспитательного процесса и всячески способствовать развитию у ребёнка   УУД.
  4. Учителям английского языка и родителям способствовать лучшему усвоению предмета детьми: учителям – путём консультирования родителей, родителям – путём совместной работы с детьми по выполнению д/з.
  5. Принять активное участие во внеклассной работе с детьми с целью из духовно-нравственного воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

Программа.Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника "Одаренный ребенок"

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и является основой для ...

Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»

Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....