«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»
статья (1 класс)

Шелушинина Виктория Алексеевна

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению новых знаний. Чтобы решить эту проблему в последние время принято много усилий, вводились забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных коллег или находились новые концепции. Опыт показывает, что нужна новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №8»

Старооскольского городского округа Белгородской области




«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»




Подготовила:

учитель начальных классов

Шелушинина Виктория Алексеевна





2020г.

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению новых знаний. Чтобы решить эту проблему в последние время принято много усилий, вводились забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных коллег или находились новые концепции. Опыт показывает, что нужна новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.

Одна из форм исследовательской работы – проект. Если говорить о методе проектов - способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая заканчивается практическим результатом. Этот метод ориентирован на самостоятельную работу учеников, индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в промежутке определенного отрезка времени.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая почти совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Творческие проекты не имеют четко проработанной структуры совместной деятельности детей – она только обозначится и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.Это может быть газета, сценарий для праздника, театрализации и т.д.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого окончания работы. Учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные герои или вымышленные персонажи, разыгрывающие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проекты направлены на сбор информации об объекте, явлении, на знакомство участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение материалов.

Экскурсионные проекты. Перед детьми ставятся конкретные проблемы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети делятся своими впечатлениями, пишут отзывы.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором человек включён в активный познавательный процесс; он сам определяет учебную проблему, осуществляет сбор нужной информации, ищет варианты решения проблемы, делает предположения, анализирует свою деятельность. Ребята открывают субъективно новые для себя факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от взрослых. Учитель превращается в старшего товарища по разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких качеств, как умение действовать вместе с другими людьми, учитывать интересы партнёров.

Накопление учениками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков – главный результат проектной деятельности. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность в группе, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, работать с другими детьми, отстаивать свою точку видения проблемы, защищать результаты своей работы на публике.

Результатом проекта может быть панно, поделка, праздник, видеофильм, диафильм, газета, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, представление, сценарий праздника, экскурсия, выставка работ, инсценировка, спектакль, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная игра.

Этапы работы над проектом рассмотрены на примере экологического проекта «Птицы – наши друзья». Проект является творческим, групповым, краткосрочным и межпредметным. Экологический проект «Птицы наши друзья» посвящен дню птиц. Каждый год 1 апреля отмечается Международный день птиц. В апреле возвращаются на родину перелетные птицы. В эти, обычно еще холодные дни, пернатые друзья по зову миллионов своих птичьих предков летят домой, преодолевая огромное расстояние. Птицы показывают чудо любви к родине, несут благую весть о приближении весне. День птиц – это замечательный праздник, который помогает всем узнать новое об окружающем нас мире, приобщиться к старинным русским традициям.

На первом этапе работы ученики дополнили и систематизировали знания о празднике «День птиц», о повадках птиц, о роли и их месте в природе, о значении в жизни человека. Приняли решение рассказать другим ребятам об этом празднике, привлечь их к изготовлению и развешиванию скворечников.

На втором этапе дети разделились на группы. «Художники» рисовали рисунки. «Журналисты» познакомились с историей праздника, готовили сообщения о птицах. «Артисты» учили стихи и песни. Часть ребят совместно с папами изготовили скворечники. По мере того как ученики готовили материал, они представляли его. Новый материал оценивался детьми, выбирался самый интересный и нужный. Итоги этой работы обсуждались между ребятами.

На третьем этапе, с помощью учителя, все итоги творчества ребят были объедены в целое, был подготовлен сценарий и затем все пошли в лес, чтобы снять фильм. Где как не в лесу лучше всего рассказывать о птицах. Так получился фильм.

На презентацию фильма, это последний этап работы, были приглашены родители, друзья, ученики из других классов.

После окончания проекта необходимо обсудить с детьми итоги работы, отметить хорошие результаты, дать анализ недостатков, обозначить вклад каждого члена группы в копилку общей работы. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но не надо превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый ребенок, который участвовал в проекте. Помимо личных сюрпризов приготовить приз всему классу за успешное окончание проекта. После окончания работы над проектом надо дать возможность детям рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Реализуя проект, ученики смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.

Литература:

1. Митяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.:Аркти.: 2013. – 112 с.

3.Тигров В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...