Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
статья на тему

Зенина Инна Николаевна

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                            Зенина И.Н.

                                     МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной»

                                                                      с. Красное,  Красненский район

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС)  перед школой ставят  новые задачи,  которые формируют  умения самостоятельно  добывать  новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

       Получение теоретических  знаний долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается  как средство для решения задач, связанных с развитием личности, приобщением к ценностям культуры.  Ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется  компетентностно - ориентированным  подходом         к образованию [1, 4].

 Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.

        Начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею является младший школьный возраст. Обучающиеся участвуют в самой разной  проектной  работе.  Любознательность,  неутолимая жажда новых впечатлений,  проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

         С точки зрения младших школьников учебный проект  – это возможность  раскрытия своего творческого потенциала. Это работа, которая позволяет  попробовать свои силы, приложить свои знания, проявить себя индивидуально или в группе, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной  самим ребёнком, интересной и значимой для обучающихся.

      Содержание проектной деятельности младших школьников формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Целью проектной деятельности является  понимание и применение младшими школьниками знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных учебных предметов (на интеграционной основе) [1, 9].

      Учитывая деятельностный и творческий характер технологии проектной деятельности, необходимо обращать внимание на типологию проектов по способу преобладающей деятельности.

  В начальной школе применяется  следующие типы проектов:

- творческие проекты (чтение  своих стихов, участие в инсценировке, выпуск газеты), которые позволяют ученику  проявить и развить свои способности;

-  ролевые, игровые проекты, соответствующие  возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нём;

- практико - ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребёнку почувствовать свою социальную значимость;

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, творческого мышления.

        Можно выделить следующие задачи проектной деятельности:

 - обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

 - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

 - умение анализировать (креативность и критическое мышление);

 - умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

 - формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы) [1, 21].

Основными функциями учителя при использовании проектного метода являются:

- мотивация учащихся к предстоящей деятельности;

- помощь в определении задач проекта и способах их решения;

- содействие прогнозированию результата, рекомендация источников получения информации;

- необходимая консультационная поддержка;

- помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.

Работая по программе «Начальная школа XXI века» под руководством профессора Н.Ф.Виноградовой, можно сделать  вывод, что УМК данной программы позволяет как в рамках урока, так и на внеклассных занятиях  обучать детей проектной деятельности.

           На уроках литературного чтения возможности для развития творческих способностей учащихся  созданы автором учебника Л.А. Ефросининой, где большое место занимают творческие задания, требующие письменного самовыражения учащихся. В первом классе дети с удовольствием выполняют проект «Мои любимые  сказочные герои». Во втором классе особый интерес вызвали проекты «Малые жанры фольклора», результатом которого стали их собственные стихи и «книжки-малышки». В третьем классе заинтересовались проблемой красоты. В результате родился мини-проект «Что такое красота?»

Во внеурочной деятельности в работу над проектом можно подключать родителей. Цель работы – сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребёнком. 

       Работая над проектом «Моя родословная», ставятся следующие цели: развитие  творческих и коммуникативных способностей ребёнка; привитие навыков  сотрудничества с другими людьми,  умения собирать информацию из разных источников  и  уметь использовать  её для выполнения проекта.

       Реализуя исследовательский проект « Солнечная система»  на уроке окружающего мира  учащихся работали по группам    и провели огромную исследовательскую работу, создали презентацию «Удивительный мир космоса», сделали сообщения о Луне, планетах и созвездиях, работали с тестами «Проверь себя».

         Родители и дети, работая над реализацией четырёх этапов  проектной деятельности: «Звуки и краски осени», «Волшебница зима», «Весна – красна», «Лето, солнце и отдых» имели возможность в любой момент обратиться к творческому союзнику – сети Интернет.

Главное в проектной  деятельности  - создание конкретным ребёнком полезного продукта, формы которого могут быть самые разные: модели и макеты, фото и коллажи, стендовые и публичные доклады, наглядные учебные пособия, рефераты и т.д. Проектные  работы имеют к тому же немалую практическую ценность.  Они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов, внеклассных мероприятий [2, 6].

         Таким образом, проектная деятельность младших школьников является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений. Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная  деятельность младших школьников приносит большую пользу. В результате работы дети:

-учатся организовывать самостоятельную деятельность по поиску информации, её отбору и оформлению;

-развивают умения вербально и наглядно презентовать подготовленные материалы;

-расширяют свой кругозор, который далеко выходит за рамки того, что предполагается им на уроках.

Библиографический список

1. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ В.М. Заславский, С.В. Егоркина,  под ред. А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.  

2.Маскаева, Ю. В. Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения.- Уфа, 2010 [Электронный ресурс].  URL: text.tr200.bizПедагогика

?page=1&referat=551514


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальныхспособностей младших школьников....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...