«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка
В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению
знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети
были путешественниками, открывателями и творцами
в этом мире.
В. А. Сухомлинский
Несмотря на то, что эти слова были написаны более 50 лет назад, сейчас они являются так же актуальными. Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию
внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
(из опыта работы учителя МКОУ «НОШ «Радуга» Райковой С.С.)
Слайд 1
В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению
знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети
были путешественниками, открывателями и творцами
в этом мире.
В. А. Сухомлинский
Несмотря на то, что эти слова были написаны более 50 лет назад, сейчас они являются так же актуальными. Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Слайд 2
Поэтому сегодня я выбрала тему: «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Слайд 3 «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для учителя эта истина является и девизом, и руководством к действию.
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри.
Слайд 4 -5 Задача учителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у ребенка может школа, а точнее учитель.
Творчество — норма детского развития.
Чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит и будет развивать у них творческие качества. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Слайд 6 Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Слайд 7 Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач.
Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач.
Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?
Слайд 8
Я в своей работе использую следующее:
1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. На протяжении младшего школьного возраста воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Характерной чертой таких игр является то, что для решения игровой задачи требуется смекалка, сообразительность, нестандартность, т.е. творческое мышление.
Наша обязанность - помочь ребёнку стать на путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребёнку встать на этот путь, этому прямо и служат развивающие игры.
Ведущая деятельность младшего школьника - игра. Именно в ней складываются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное и другие. («Тропинка в профессию» Айболит, и др)
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения деятельности от элементарных до самых сложных. В ней развивается произвольное внимание и память.
3. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Этому способствует применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.
Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа. Эвристические приемы: метод вживания, метод эвристических вопросов (Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время), метод придумывания (заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим. Например: нарисовать город с жителями – сказочными числами), Метод «Если бы….»,мозговой штурм
Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.
4. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.
Сколько радости получают дети от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей, младших ребят. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Развитие творческого потенциала личности в нашей школе осуществляется через различные кружки и внеурочную деятельность.
На внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» развиваем словесное творчество (выдумываем сказки,стишки,истории). На внеурочной деятельности «Люби и знай свой край» развиваем художественное творчество(рисуем. лепим, делаем аппликации ,конструируем). Показать игрушки, сделать собачку.
Во внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» развиваем интеллектуальное творчество,(решаем занимательные задачи, задачи на смекалку, моделируем).
Хотелось бы чтобы в основе работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческого потенциала личности лежали слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить». Слайд 9
В завершении выступления, хочется сказать о главном. Интеграция учебного процесса и внеурочной деятельности дает нам большие возможности по развитию творческого потенциала у наших детей. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, причем, в большинстве случаев, с практическим выходом в виде тематических сборников, праздников, проектов, выставок, помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.
Хочется, чтобы раскрытые и развитые способности влекли ребенка вперед к новым достижениям в своем любимом деле. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность. Ее содержание составляют т...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов...

Выступление на МО учителей начальных классов "Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цел...

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы учителей начальных классов МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды))
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Образова...