Главные вкладки

    Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения
    статья по теме

        Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом наши  ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он  предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применим к изучению любого предмета  и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые  факты, а не получают их от учителя в готовом виде

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost_mladshikh_shkolnikov_18_marta.docx36.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность младших школьников -важнейший условие реализации ФГОС второго поколения

                                    Тулепбергенова Г.Н., учитель начальных классов                                                  МБОУ «КамызякскаяСОШ №4»

                 « Скажи мне- и я забуду

    Покажи мне -и я  запомню

    Вовлеки меня- и я научусь»

    (Китайская пословица)                          

    В настоящее время все чаще говорят о том, что традиционная система обучения не  всегда  оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.                        А ( слай2)  современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются: 
    - умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники; 

    -умение работать в команде; 
    - умение выполнять исследовательскую работу; 
    -гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях; 
    - развитые коммуникационные навыки. 

     На очередном заседании методического объединения,  .( слайд3) проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что нам  необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой работы с  учащимися, при использовании которой они были бы погружены в атмосферу, требующую размышлений, рассуждений, грамотного изложения своих мыслей, т. е. могли бы применить все свои знания на практике Работу решили  построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения. ( слайд 4 )      Поставив перед собой задачу изучения метода проектов и внедрения его на урочных занятиях,  мы проводили педагогические чтения, обучающие семинары, изучали психологическую и научную литературу по данному вопросу, изучали имеющийся опыт и накапливали опыт собственный.(слайд 5)             На уроках учителя активно начали  использовать и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный поход к обучению, проектная деятельность( слайд 6) С 2003-04 учебного года  начали работать  по УМК «Начальная школа 21 века»-  одним из первых учебно- методических комплектов, который взял на вооружение метод проектов.  В прошлом учебном году включились в региональный  эксперимент по апробированию УМК « Перспектива» В учебниках названных  комплектов представлены творческие, информационные и практико- ориентировочные проекты по темам близким к учебным. Работа над проектами в них уже предусматривается с первого класса, что дает возможность нашим  ученикам на ранних этапах обучения повысить степень самостоятельности, выйти за рамки объемов школьных предметов, выработать, активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Хочу отметить, что УМК « Перспектива» - первый УМК, который признали полностью соответствующим стандартам нового поколения. В этом году мы рассматриваем возможность  апробирования  УМК « Планета знаний»  ( слайд 7)       В 2005 году  группа инициативных учителей прошла  дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». Учителя-выпускники программы Intel «Обучение для будущего», организующие учебные проекты и самостоятельные исследования учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. Участвовали в региональном конкурсе, организованной Министерством образования и науки Астраханской области. Школа наша была отмечена благодарственным письмом, участники – сертификатами. Это стало началом большого интересного дела. Наши дети под руководством учителей начали делать электронные презентации.  ( слайд 8)       Учитель начальных классов Павленко С.В. разработала и защитила факультативный курс « Мы- исследователи» Что дало дополнительную  возможность     помочь детям в  работе над проектами.  У большинства детей появился  интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы тут же применить их для решения поставленных в проекте задач, что и способствует самореализации личности. Желание   самостоятельно разработать тему проекта часто оказывается более результативным, чем требования к ученикам со стороны родителей и учителей хорошо учиться и получать  отличные и хорошие оценки

     ( слайд 9)        Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом наши  ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он  предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применим к изучению любого предмета  и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые  факты, а не получают их от учителя в готовом виде. ( слайд 10)         В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.  

    Ученик

    Учитель 

    Определяет цель деятельности

    Помогает определить цель деятельности 

    Открывает новые знания или способы деятельности

    Рекомендует источники получения информации 

    Экспериментирует

    Предлагает возможные формы работы 

    Выбирает пути решения

    Содействует прогнозированию результатов 

    Активен

    Создает условия для активности школьника 

    Субъект деятельности

    Партнёр ученика 

    Несёт ответственность за свою деятельность

    Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. 

      ( слад 11)        Хотелось бы отметить, что показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

    -         коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

    -         интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

    -         оценочно-самооценочный.

              В тех случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей отсутствует, использование метода проектов неэффективно. Поэтому каждый учитель с первых дней обучения в школе работает над формированием названных умений.

     ( слайд 12)       При организации проектной деятельности первое правило, которое мы соблюдаем, это: учет возрастных и психолого-физиолого-гигиенических особенностей  младших школьников. Поэтому включаем школьников в проектную деятельность  постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся  выполняют довольно сложные проекты.

            Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов. Дело в том, что для проекта требуется личностно и социально  значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах одноплановы. Не обходятся без стимулирующей помощи учителя.

     ( слайд 13)        Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий ограничиваем одним уроком (в 1 классе),   одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходим к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

        ( слайд14)           Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.  Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»

    ( слайд15)        Большого внимания  требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Это очень непростой этап- от учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

       ( слайд 16)      Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то привлекаем родителей. Однако при этом проводим разъяснительную работу с родителями, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью  проводим родительские собрания, на которых разъясняем родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказцем об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

    ( слайд 17)       Через обучение с использованием проектной деятельности мы формируем ряд умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

    -         исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

    -         социального взаимодействия (сотрудничать в процессе работы над проектом, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

    -         оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

    -         информационные (самостоятельно находить нужную информацию; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

    -         презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на  вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

    -         рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

    -         менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

          Проектная деятельность  заняла особое место в процессе обучения и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. ( слайд 18) Проектные работы детей представляют собой одновременно и один из способов контроля учащихся, которому в рамках учебного процесса придается огромное значение, поскольку...

    • результативный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
    • учащиеся выявляют знания из разных образовательных областей в нестандартных или в новых для них ситуациях;
    • выявляется характер личного отношения учащихся к процессу обучения;
    • проявляется умение детей работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
    • дети проявляют учебную инициативу и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в условиях современной жизни.

     ( слайд 19)       Обучение через проектную деятельность дало нам возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика.
           Через работу над исследовательскими проектами  решаем проблему  высокомотивированных   детей.  Для разрешения этой проблемы,   оказывая методическую помощь родителям, стараемся совершенствовать педагогические условия, оказываем достаточное психолого-педагогическое сопровождение  мотивированных    детей  ( слайд 20) Так, например, мотивированные обучающихся начальных классов входят в научное общество обучающихся начальных классов « Малая академия» Выполнение проектной работы даёт обучающимся неограниченные возможности для раскрытия  своего творческого потенциала, превращает учеников в исследователей, даёт им огромный эмоциональный заряд  Наша  задача – помочь ребёнку раскрыть его способности,  потому что успех – самый лучший воспитатель, который даст уверенность в собственных силах; Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. 
    ( слайд 21)       Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Приведу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
    1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. 
    2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы. 
    3. Ознакомление с методами исследования. 
    4. Составление плана работы. 
    5. Поиск противоречий. 
    6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. 
    7. Предзащита работы. 
    8. Окончательное оформление и защита работы. 

     Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи( слайд 22)  Как только подготовлены первые  проекты, начинается прослушивание докладов, их защита. Сначала перед своим классом. Затем, из числа общих проектов, выбираем лучшие, более полные, интересные, оригинальные. Предлагаем выступить  перед ребятами  другого класса, другой параллели ( т.е. идем по параллели и с параллели в параллель)  Затем  жюри, состоящее из учителей- руководителей творческих групп, завуча по начальной школе и руководителя  НОУ « Малая академия», называет лучшие исследовательские  проекты, которые и представят  на заседании  НОУ«Малая  академия» Учащиеся задают докладчику вопросы, делают поправки, дополняют выступления. По итогам защиты поощряем тех, кто хорошо выступал, и тех, кто задавал умные, интересные вопросы. Например: «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад» и т.д.( слайд 23)      Лучшие проекты  представляют начальную школу на заседании школьного НОУ «Эврика».   И, в заключение, по итогам заседания,  НОУ «Эврика»  направляет лучшие проекты ребят на конкурсы  муниципального уровня. В последние три года у нас появилась возможность представлять работы своих детей на муниципальном и региональном уровнях.  Результативность исследовательских работ наших  учеников велика. Ежегодно все  представленные на конкурсы  работы становятся призёрами.

    ( Слайд 24)  Результаты муниципальной научно- практической конференции учащихся

      Место

    ФИО ученика

    класс

    Тема исследовательского проекта

    2009-10уч.год

    1 место

    Быстрова Н.

    « Наше питание»

    2 место

    Юрин В, Павлова Г.

    « Что мы едим»

    3 место

    Тюменцев А.

    « Вода»

    2010-11 уч.год

    1 место

    Андреев И.

    « Самосдельское городище»

    3 место

    Тюменцева М.

    « Комары»

    2011-12 уч.год

    3 место

    Чулкова Е.

    « Чтобы помнили…»

    3 место

    Каулова А.

    «Казахский костюм»

       (Слайд25) Результаты муниципального  конкурса  информационных  ресурсов о родном крае

      Место

    ФИО ученика

    класс

    Тема  проектно-исследовательской работы

    2009-10уч.год

    1 место

    Тюменцева М.

    2а класс

    « Давайте познакомимся» в номинации « Уникальная природа Астраханского края»

    2 место

    Науметов Р.

    « Каспийская роза» в номинации « Уникальная природа Астраханского края»

    2 место

    Шипков Д.

    « Кто не жил в селе, тот не знает России», в номинации « Уникальная природа Астраханского края»

    3 место

    Кушалаков Р.

    « Культура и быт казахского народа» в номинации « История Астраханского края»

    3место

    Сидельникова О.

    « Астраханский заповедник»  в номинации» Уникальная природа Астраханского края»

    2010-11 уч.год

    1 место

    Темралиева Д., Истомина Т.

    « Музыка их связала» в номинации « Выдающиеся Астраханцы»

    1 место

    Каулова А.

    « Моя семья» в номинации

    « Культура и быт Астраханского края»

    2 место

    Чулкова Е.

    « Чтобы помнили»

     в номинации « Лучшая презентация

    2место

    Масютина Я.

    « Экскурсия во ВНИИОБ»

     в номинации « Лучшая презентация»

    3 место

    Шаушиева А.

    « Истоки казахского орнамента»

     в номинации «Культура и быт Астраханского края»

    3 место

    Лоскутов Андрей

    « Вторая отечественная война»

     в номинации « Выдающиеся астраханцы»

    2011-12

    1 место

    Каулова А.

    « Дом , в котором уютно всем»

     в номинации Культура и  быт Астраханского края»

    2 место

    Полякова А.

    « Соль- белое золото» в номинации « Уникальная природа Астраханского края»

    2 место

    Чулкова Е., Куаталиев Т.

    «Традиции Астраханского чаепития» в номинации « Культура и быт Астраханского края»

    (Слайд 26) Результаты муниципального  конкурса информационных ресурсов

      Место

    ФИО ученика

    класс

    Тема  проектно-исследовательского работы

    2012-13 уч. год

    1 место

    Колесниченко А.

    4 а

    « Гордость нашего края» в номинации « Уникальная природа Астраханского края»

    1 место

    Тюменцев А.

    « Наш край» в номинации «История Астраханской губернии»

    2 место

    Юрин В.

    « Астраханский кремль» в номинации « История Астраханской губернии»

    2 место

    Дубровин К., Екшембеева А.

    « Астрахани-450 лет» в номинации История Астраханской губернии»

    3 место

    Трошина А.

    « Город на Кизани»в номинации

     « История Астраханской губернии»

    2место

    Масютина Я.

    « Экскурсия во ВНИИОБ»

     в номинации « Лучшая презентация»

    3 место

    Шаушиева А.

    « Истоки казахского орнамента»

    в номинации «Культура и быт Астраханского края»

     ( слайд 27) Результаты  регионального  конкура   проектно-исследовательских работ

      Место

    ФИО ученика

    класс

    Тема  проектно-исследовательской   работы

    2011-12

    2 место

    Куаталиев Тимур

    « Я за здоровый образ жизни»

      в номинации « Мы за здоровый образ жизни»

     ( слайд 28)    Как видите, исследования, выполненные детьми, имеют высокую познавательную ценность, актуализируют умственные способности, формируют основы здорового образа жизни, выполнены в духе патриотизма.( слайд 29)     Использование  нами  метода проектов, наш взгляд,  также помогает нашим выпускникам успешно адаптироваться в 5 классе, найти общий язык с  преподавателями, так как у них  развиты  коммуникативные качества, развито умение учиться. Наши воспитанники успешно продолжают учебу на второй ступени образования. На ежегодных  консилиумах по преемственности учителя – предметники  отмечают у них сформированность универсальных учебных действий. И, что очень важно,   практически не бывает расхождений в оценках.  ( слайд 30)    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть следующее: включение  младших школьников в проектную деятельность  учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.  ( слайд 31)      Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, создателя рекламы, журналиста,  режиссера, дизайнера и т.д.. Ну и, наконец, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную,  креативную и успешную ,способную не только мыслить, но и творить, созидать.  ( слайд 32)  И, в заключение мне хочется напомнить вам слова «Дети учатся лучше и тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»

                                        ( Питер Клайн)                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

    Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

    статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения

    Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...

    «Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

    Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

    Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

    ldquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность”, - писал Б.Шоу.В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ...