Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
статья по окружающему миру на тему
В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_12.14.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО. Чичулина С.А.
МБОУ СОШ №88 с УИОП
Для каждого учителя каждой школы в настоящее время наиболее актуальным являются вопросы:
- Как обучать?
- Как создать в классе и школе соответствующую новому способу обучения образовательную среду?
-С помощью чего учить?
- Как проверить соответствие результатов образования поставленным целям?
- Как подготовить учителя к реализации ФГОС ( ведь от качества работы зависит успех всех реформ)
Учебно-методический комплекс «Перспектива» предлагает вариант эффективных, инструментальных ответов на эти и многие другие вопросы, основанных на объединении ресурсов, накопленных в последние десятилетия, с одной стороны, а с другой стороны, в специально разработанном в соответствии с требованиями ФГОС научно-методическом комплексе завершенных предметных линий учебников, позволяющем создать в классе и школе современную информационно- образовательную среду. [1, с.4]
В нашей школе дети занимаются именно по этой программе, которая обеспечивает создание здоровьесберегающей, развивающей и воспитывающей информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС.
Главной целью при обучении по новым стандартам ФГОС является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравсвенному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности. Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. [2, стр. 7]
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Идея построения школьного курса естествознания на основе сознательного, прочного усвоения учащимися изучаемого материала посредством наблюдений, опытов, практических исследовательских работ являлась стержневой в педагогических трудах выдающегося отечественного методиста, основоположника русской методики начального естествознания, А.Я. Герда [3]. Выступая против описательного, излагающего метода преподавания, который «...оставляет детям роль, совершенно пассивную, не развивает в них ни наблюдательности, ни самостоятельности и не сближает с природой» А.Я. Герд подчеркивал все преимущества методики, основанной на индукции, самостоятельных исследованиях учащихся. Когда «ребенок сам наблюдает, сравнивает, - считал Александр Яковлевич, - ... знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную. В соответствии с этим, самостоятельную практическую работу он рассматривал необходимым условием успешного обучения. Содержание исследовательских работ А.Я. Герд видел в обсуждении учащимися всего класса вопросов, подлежащих решению; в проведении наблюдений и опытов за свойствами живой и неживой природы на уроках, дома, на экскурсиях; регистрации наблюдаемых явлений и самостоятельных выводах учащихся на основе проделанной работы. Сущность его заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. При этом его мыслительный процесс проходит следующие этапы: «1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение». Ученик в процессе обучения ставится в позицию субъекта деятельности. Ход его «исследования» — это процесс логического мышления от наблюдения к выводу. Следовательно, применение исследовательского метода в практике преподавания способствует развитию логического мышления. Исследовательский метод, кроме того, отвечает «природе ребенка», т. к. ребенок по природе своей — исследователь. Но чтобы этот метод действительно привел ученика к «открытию», необходимо соблюдать некоторые требования к постановке исследований в школе, а именно: 1) перед учеником должна быть поставлена задача; 2) задача должна быть интересной, посильной, отвечать запросам ребенка; четко и определенно сформулирована.
Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Cчитаю, что нужно больше использовать индивидуальную работу, так как исследовательское обучение, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д. В групповой же работе ребёнок либо выполняет одну функцию, либо все, но в наименьшем объёме. Но нельзя забывать и о преимуществах групповой работы. При групповой работе ребёнок учится применять свои умения, помогать другим, что является не менее важным умением, больше того, он готовиться применять всё, чему научился в будущем, для чего собственно и нужно образование.
Так была организована работа по знакомству с тем, как растения кормят человека, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе на тему «Про хлеб и кашу, про чай и кофе» с учениками первого класса. Детям было предложено собрать информацию из дополнительных источников (энциклопедий, газет, журналов) о сортах культурных растений, нарисовать рисунок, подготовить и принести разные виды круп и зерна, подготовить небольшое сообщение о людях, связанных с производством хлеба и других продуктов. В результате на уроке ученики с удовольствием эмоционально рассказывали о том, как появляются продукты, какой длинный путь проходит продукт, прежде чем он попадет к нам на стол. Ребята учились различать виды круп, проводили конкурс «Где какие крупы?», конкурс рисунков. В результате индивидуальной работы, обсуждения и беседы, дети не только узнали, познакомились с культурными растениями, но и воспитывали в себе уважение к хлебу, к труду людей, связанных с производством хлеба и других продуктов.
Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Следовательно, на первых ступенях обучения не стоит вовлекать детей в длительные практические работы, их внимание, а, следовательно, и интерес к работе пропадёт и всё будет бессмысленно [4].
В 3-4 классах дети уже способны самостоятельно, в большей степени, в комммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий (когда вопрос касается проектной деятельности), а именно:
-ставят цель;
-согласовывают тему проекта;
-выбирают способ;
-строят план достижения цели;
-определяют средства , ресурсы и сроки.
Помогает учитель , начала с помощью подводящего диалога, потом побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст обладает большим исследовательским потенциалом. Каждый ребёнок по своей природе – исследователь, он ещё многого не знает об окружающем мире, поэтому для него важно узнать обо всём. Но необходимо учитывать, что в таком возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому исследования должны быть яркими, запоминающимися.
На современных уроках окружающего мира учащиеся лучше усваивают новые знания, когда они получили их сами, увидев, услышав, потрогав и т.д. Детям интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что задача учителя на уроках – исследованиях – направить в нужное русло исследовательский потенциал младшего школьника.
Список литературы
1.Петерсон Л.Г., Железникова О,А, Система учебников «Перспектива»,-М; Просвещение, 2011
2. 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, изд.3,Москва, «Просвещение», 2011.
3. Ковалева Г.С.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - М: Просвещение,2010.
4. . Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе.- М: Просвещение,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....
Доклад "Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС"
В соответствии с ФГОС начального общего образования программ духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская ид...
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)
laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание с ним ...
Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...
Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ
Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ...