Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
методическая разработка (3 класс) по теме

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_3_klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Интегрированный  урок – обобщение

по  литературному  чтению «Поэзия. Странички  о  родине  в  творчестве  поэтов-земляков.»

и  окружающему  миру «Степь. Особенности  жизни  и  занятий  людей  в  степи.»

в  3  классе  по  системе  Л. В. Занкова  с  использованием  ИКТ .

Участники   урока :        учащиеся  3  класса ,  учитель

            Данный  урок  построен  на  основе  курсов  Н. Я. Дмитриевой   и  Казакова  А. Н.  « Окружающий  мир «   и   Лазаревой В.А.« Литературное  чтение«  за  3  класс  с  использованием  ИКТ. Информационные  технологии  в  данном  уроке  позволяют  совершить  методы  и  организационные  формы  обучения  и  воспитания – закреплять  знания,  развивать   фантазию  и  воображение,  воспитывать  любовь  к  природе .

Цели  интеграции :     - научить  видеть  взаимосвязь  между  разными

                                       п редметами; 

                                    - решать  единую педагогическую  задачу  обучения  и              развития  средствами  нескольких  предметов .

Цели  урока :       1) образовательные :

                                -  расширять  представления учащихся об использовании природных богатств степной зоны, о занятиях населения;

                               - учить работать  над  стихотворным  произведением, уметь находить  известные приёмы  авторов в стихосложении.

                               2) развивающие :

                                 - развивать  умение  анализировать,  сравнивать, сопостав-

                                 лять,  обощать,  активизировать  познавательную  деятель- ность  через  решение  проблем ;

                                - формировать  умение  оценивать  свою  работу  и  анализи-ровать  деятельность  свою  и  группы;

                               - развивать  речь  учащихся, логическое мышление.

                               3) воспитательные :

                                  - формировать  у  учащихся  коммуникативную  компетен-

                                   цию,  умение  работать  в  группах,  парах;

                                  - через  систему  художественных  описаний  воспитывать  культурное  и бережное  отношение  к  родной  природе, уважение  к  труду  людей;

                                   - прививать  культуру  общения  и  чувство прекрасного.

Ресурсы  ( оборудование) :     компьютер, интерактивная  доска  Smart Board,

                                                    карточки  слов  по  цепи  питания;

                                                     презентация;  рисунки   учащихся  о  животных;      

 рабочая  тетрадь  уч-ся по  окр.миру ;

                                            Учебник Н. Я. Дмитриевой   и  Казакова  А. Н.  « Окружающий                          мир «   и   Лазаревой В.А.« Литературное  чтение«  за  3  класс;

                                                Сборник  стихов  И.П.Безуглова

                                                                   Ход  урока :

  1. Организационный  момент. Стадия  настроя.

 1.Мобилизирующий  этап.

- Сегодня  в  нашей  школе  необычный  день- школа  открыла  двери  для  многих  гостей. Они  не  обошли  вниманием  и  наш  3»А» класс. Поприветствуйте  наших  гостей  кивком  головы  и  улыбкой.

Итак, есть  первый  контакт !

Я надеюсь, это  только  начало  нашей  совместной  работы, дорогие  гости  и  дорогие  дети.

- Начинаем  наш  урок  и  помним :

                                                       Мы  веселы,  добры,  здоровы,  умны.

                                                      Мы  знаем  уже  много,  но  хотим  знать

                                                     ещё  больше.

Улыбнитесь  своему  соседу  по  парте  и  традиционно  пожелайте  успехов  на  уроке:                                          Желаю (соприкасаемся  большими  пальцами рук)

                                                    Успеха ( указательными)

                                                    Большого  (средними)

                                                    Во  всём  и  везде  ( безымянными)

                                                   А  также  желаю ( мизинцами)

                                                  Удачи  тебе ! ( ладошками)

     2. Стадия  вызова. Мотивация.

- Наш  интегрированный  урок  будет  включать  2  основных  предмета : литературное  чтение  и  окружающий  мир, а  значит,  нужны  2  темы.

- Над  каким  жанром  устного  народного  творчества  мы  работаем  на  уроках  литературного  чтения  сейчас?

- О  чём  были  последние  произведения ?

- Прочитайте  тему  сегодняшнего  урока  чтения ( на  доске)

             « Поэзия. Странички о родине  в  творчестве поэтов-земляков»

      - Вдумайтесь  в  связь  этих  понятий  и  постарайтесь  сформулировать тему  урока  по  окружающему  миру  в  том  же  соответствии, я  лишь  немного  помогу:

- Какую природную  зону  мы  изучаем  сейчас ?

- О  чём  мы  уже  успели  узнать- определите  по  плану  изучения  природной  зоны

( на  доске  план  изучения  природной  зоны)   1. Географическое  положение.Климат.

                                                                               2. Растительность  и  животные.

                                                                               3. Занятия  людей.Экологические  проб-

                                                                                  лемы  и  пути  их  решения.

Формулируется  тема  урока :

                   «Степь. Особенности жизни  людей  в  степной зоне»

- Определимся  с  задачами  урока. На  какие  вопросы  вы  хотели  бы  найти  ответы ? 

(учиться работать  со  стихами, развивать  речь, пополнять  словарный  запас, выявить  условия  жизни  людей  в  степи  и  в  зависимости  от  этих  условий – занятия  людей, влияние  хозяйственной  деятельности  человека  на  природу  степи.)

2. Деятельностная  стадия.

    1. Времена  года  в  степи. Их  влияние  на  занятия  людей.

- Я  хочу  начать  работу  словами  нашего  поэта-земляка  И.П.Безуглова:

                                     За  околицей – луг  да  поле,

                                     За  околицей – даль  без  края,

                                     Дух  мятежный, лихая  воля !

                                    И  такое  вокруг  раздолье !

- Какие  эпитеты описания  степи  вам  запомнились ?( лихая  воля, раздолье)

Покажите  на  карте  природных  зон  зону  степей  по  всему  миру.

( на  доске  по  карте  природных  зон  мира  учащийся  показывает  зону  степей  на  всех  материках  о  попутно  объясняет  её  расположение)

Зона  степей  расположена  в северном  полушарии   к  югу  от  лесной  зоны, в  умеренном  климатическом  поясе, на  Восточно-Европейской  равнине  и  на  Западно-Сибирской  равнине,  а  также  в  Северной  Америке ( здесь  она  называется  прерия),  в  Южной  Америке -  где  её  зовут  пампа  или  пампасы, в  Африке  и  Австралии – саванна.

- На  сегодняшнем  уроке  мы  рассмотрим  зону  степей  в  Северном  полушарии, именно  в  нашем  крае, где  ярко  выражены  все  4  времени  года.Есть  ли  зависимость  в  жизни  и  занятиях  людей  от  времён  года  в  степи ?

А)Зима  в  степи

-Какое  сейчас  время  года ?

- Дежурным  синоптикам  слово  об  этом  времени  в  степи.

                              1) отрывок  из  стихотворения И.П.Безуглова «Предзимье»

                              Всё  чаще, а  не  вдруг, морозы

                             На  землю  холод  свой  приносят.

                             Уже – предзимье, а  не  осень

                             На  травах  иней, а  не  росы.

                              2) Погода  из  Интернета

                             3) «Самое  интересное»

-  самый  крепкий  сон – у  суслика. Во  время  зимней  спячки  его  можно  вынуть  из  норки, катать  как  шарик, тормошить,  что  угодно  делать -  он  не  проснётся. Жёлтый суслик  спит  9 месяцев.

- самый  лучший  бегун  среди  птиц – бегунок, он  мчится  быстрее  зайца.

- в австралийской  саванне  не  секрет, что  все  зебры – полосатые,  но  нет  ни  одной  одинаковой ! У  каждой  особый  узор,  как  отпечатки  пальцев  у  человека  на  руках.

-  угадайте, у  какого  животного  саванны  самое  маленькое  сердце? ( ответы  детей)Ни  за  что  не  догадаетесь,  что  у  льва!

Работа  над  произведениями   И.П.Безуглова « Зимние  сны»- 1 ряд

«Осенним  утром» - 2 ряд  и  «Разгулялся  апрель» - 3 ряд.     - одновременно

                       Зимние  сны.

Тучки, как  кудряшки  в  звёздном  небе

Стынут  в  серой  дымке  предрассветной.

Тянется  из  снега  тонкий  стебель,

Стосковавшись  о  поре  заветной.

Ветер, полыхнув  над  снежной  кромкой,

Где-то  прикорнул  за  дальней  далью,

Степь  украсив  розовой  позёмкой,

Как  невесту  свадебной  вуалью.

Я  и  без  подсказки  точно  знаю,

Когда  виснет  холод  в  зимнем  небе,

В  вещих  снах  земля  моя  родная

Грезит  с  болью  о  насущном  хлебе.

Видятся  ей  шумные  потоки

Вешних  вод  и  солнца  свет  благой,

Тёплый  дождь  в  назначенные  сроки,

Многоцветье  радуги  дугой.

Видится  мужик, припавший  к  полю,

В  холод  его  холивший  и  зной

И  не  батраком, лишённым  доли,

А  хозяином  земли  родной.

          Самостоятельно  в  группе:

– подчеркните  эпитеты  или  сравнения.

(Безусловно, только  настоящий  хозяин  сможет  правильно  использовать  силу  родной  земли,  чтобы летом  она  дала  хороший  хлеб)

- Какие  полевые  работы  ведутся  в  поле  зимой ?

( Задержание  снега  на  полях, чтобы  он  покрыл  землю  и  уберёг  от  морозов)

-О  чём  должны  помнить  мы  в  холодное  время  года ? (  одеваться  соответственно  погоде  и  приложить  все  усилия,  чтобы  помочь  домашним  животным  пережить  холода  и  диким  животным  и  птицам. Из-за сильного ветра  и  морозов  может произойти  обледенение  проводов,  работы  бригад-ремонтников  по  всем  населённым  пунктам  всю  зиму, а  также  снегоуборочные  машины  и  от  гололёда))

 Б) «Осенние  странички»  в  произведениях  И.П.Безуглова.

- Подобрать  анимацию  к  тексту  и  под  её  сопровождение  прочитать  выразительно  или  наизусть. (  Интерактивная  доска – подбор  анимации  к  тексту)

                   Осенним  утром.

            Холодные осенние  рассветы,

           Замешанные на вороньем грае.

           От звонкого оставшаяся лета

              Раскисшая дорога полевая.

              В пролесках разноцветная листва

              Ещё скрывает наготу ветвей,

              А  в  небе  тучи, словно острова,

              Висят свинцом над клином  

                                                   журавлей.

              Печальное  курлыканье плывёт

               Над степью,

                          над промокшими полями,

               А я гляжу на хмурый небосвод,

              Машу рукой, прощаясь

                                             с журавлями.

- Каким  настроением  пропитаны  строки ?

- Осень – достаточно  долгая  в  степном  крае. Какие  работы  ведутся  жителями ?

( Утепление  к  зиме  помещений  для  себя  и  животных, заготовка  корма, припасов на  зиму,  вспашка  полей,  посев  озимых  культур)

В) Весна  в  стихах И.П.Безуглова.

                 Разгулялся  апрель.

Разгулялся апрель, распотешился,

По  деревьям листвою развесился,

По  лугам  изумрудом  рассыпался,

Землю  с  небом  связал  перезвонами,

Степь овеял  ветрами озонными.

В  миражах  синий день расплывается,

Даль  за  далью  туманной  скрывается,

Каждый  кустик под солнышком светится,

То  замрёт, то  тихонько колышется…

Пред  природой  душа  моя  крестится,

Мне  легко  в  ней  живётся и дышится !

- Предложите  своё  задание  к  тексту.(Назвать  признаки  весны)

- Каким  приёмом  воспользовался  поэт ?( олицетворение).

( Все  группы  самостоятельно  работают)

- Весна – пора  раннецветущих  растений  и  именно  в  это  время  степь  особенно  красива, нарядна  и  активна !- Это  уже  по  заголовку  заметно- Кто  самый  внимательный  читатель- в  чём  особенность  построения  строчек  этого  стиха ? ( заканчиваются  глаголами)

-Как  чувствует  себя  поэт  весной ?Доказать  строчками( последняя)

- А  как  вы  себя  чувствуете  весной ? У  кого  это  любимое  время  года ?

 3.Физминутка  ( под  музыку  Вивальди  « Весна «       из «Времён  года»  исполнение  движений-вальса)

Г)Лето  в  степи.

- Каким   мы  знаем  лето  в  степи ?

-Степь-это  царство  трав. Среди  них – много  злаков: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, рис и др.)Плодородные степные земли  засажены  этими  культурами.  И  превращены  в  посевные  площади.

- Работа  с  учебником «Окружающий  мир» с. 93 1,2 абзац – самостоятельное  чтение.

-Что  вы  узнали  о  лете  в  степи?

Д) « Жалобы  обитателей   степи» - Вам  нужно  разобраться, кто  жалуется  и  чем  можно  помочь.

( Видеозвук- запись  обращений  к  детям)

-  Я  живу  в  тропической  степи  , не  умею  летать, хоть  и  птица. Зато  я  умею  быстро  бегать. Длина  моего  шага – 2 метра, но  всё равно  нас  догоняют  и  истребляют. А  всему  виной – наши  драгоценные  перья. Пожалейте  нас, пожалуйста.                                                                                                          ( страус)

- Летом  мы  любим  греться  на  солнце. Совсем  безопасны  для  человека. Питаемся  насекомыми  или  мелкими  животными. Обладаем  удивительной  особенностью – оставляем  свой  хвост  в  руках  напавшего  на  нас. Интересно? А  вы  нас  палкой  по  голове…                                                                                                                (ящерица)

- Мы  всем  мешаем ! Вот  я  -  всего  16 кг  зерна  припас  на  зиму  в  норку  и  сплю  себе  спокойно, никого  не  трогаю. А  меня  вредителем  и  расхитителем  называют. Несправедливо !                                                                                                    (хорёк)

- И  я  вам  пожалуюсь  словами  И.П.Безуглова  в  стихотворении  «Сломанная  берёза»

                                      Сломанная  берёза.

Прильнув  кудряшками  к  земле,

Малышка – тонкая  берёза,

В  предутренней  весенней  мгле

Роняет  бисерные  слёзы.

                                         Один  никчемный  человек,

                                   Шагая  как-то  мимоходом,

                                   Сломал  её  боковую  ветвь,

                                  Разросшуюся  прошлым  годом.

Она  повисла, как  крыло

Подраненной  в  полёте  птицы,

Хоть  время  тёплое  пришло,

Но  ей  уже  не  распуститься.

                                    Сдавило  болью  тонкий  ствол

                              Дожившей  до  весны  берёзы,

                              Вокруг  разносит  ветер  стон

                              Да  сушит  горестные  слёзы.

- На  кого  все  жалобы ?   ( на  человека)

- Каким  образом  человек  может  нанести  вред  природе ? ( браконьерство, охота, неправильное  поведение  в  природе, пожароопасность,  необдуманная  с/х деятельность-  повальная  распашка  полей  возле  оврагов  и  водоёмов,  животноводство  и  выпас  скота  в  неподходящих  местах  и  т.д.

       1. Пути  выхода  из  экологической  катастрофы.

            А)  Работа  с  учебником – с. 94- борьба  с  пожарами.

             Б) Работа  на  ИА доске-     КМ- « Влияние  человека  на  экосистему»   -   ? слайд

В  это  время  - В)  сообщение  о  заповедниках:

Учащийся  -  даёт  справку : Животный  и  растительный  мир  в  степи  сильно  изменился  под  влиянием  человека. Ещё  в  19 веке  исчезли  дикие  лошади, туры, зубры  и  косули. Олени  оттеснены  в  леса, а  сайгаки – в полупустыни. В  нашей  стране  принят  закон  об  охране  и  использовании  животного  мира. Под  особой  охраной  отдельные  представители  флоры  и  фауны  находятся  в  заповедниках.

- Словарь – значение  слова  «заповедник»  ( читает  ученик)

- Следующая  справка  -  о  заповедниках  Ростовской  области.

     На  территории  Ростовской  области  находятся :  гос. заповедник  М.А.Шолохова

На  территории  Вёшенского  района,  он  организован  в  1984г.

И  гос.природный  заповедник  «Ростовский»  на  территории  Орловского  Района  среди  сухих  степей  и  полупустынь,  создан  в  1995г. (  вчера  ему  исполнилось  15 лет).

   Уч-ся – справка  :    На  территории  Орловского  района  в хуторе  Кундрюченском  создана  Ассоциация  «Живая  природа  степи»,  где  охраняются  уникальные  представители  животного  мира  степи. Так  как  наша  школа – школа  экологического  направления, наши  ученики – частые  гости  этого  чудного  уголка. И  сотрудники  этого  центра  подарили  нам  энциклопедию , из  которой  мы  берём  материал  для  изучения  родной  природы. ( демонстрирует  книгу)

     

                            Г)  Проверка  задания  с  ИА  доски.

- В  честь  юбиляра  ученик  10  класса  нашей  школы  написал  стихотворение,  а  его  младший  брат  прочитает  его  выразительно. Всё  это  будет  сопровождаться  презентацией.

                ( Под  показ  презентации- уч-ся читает  стих о заповеднике «Ростовский»)

                    Заповеднику    « Ростовский»  посвящается

                                               в  честь  15-летия.

Однажды  я  задумался, что  всех  нас  ожидает,

Что  станет  с  матушкой-природой  через  десятки  лет ?

Погибнет  всё  живое ? Земля  поблекнет  вдруг ?

Ведь  пагубно  влияем  мы  на  неё, мой  друг.

«Как  же  мы  поможем  степи? -  я  спросил  у  мамы,-

Чтоб  весною  любоваться  дивными  цветами».

«Ты, сынок, меня  послушай: чтоб  спасти  природу,

Заповедник  на  востоке  был  организован.

Под  его  защитой  дремлют  древние  курганы,

Расцветают  Биберштейна  редкие  тюльпаны.

Василёк, катран, ковыль  поле  украшают,

Рядом  с  ними  –  жук-олень  да  шмель  большой  летает.

На  донских  просторах  степи  лошади  гуляют

И  не  страшно  им  в  степи – их  люди  охраняют.

Маныч-озеро  гудит, когда  ветер  дует,

Легендарное  оно – это  каждый  знает.

Стрепет, розовый  скворец, журавль-красавка,

Колпица, степной  орёл – разве  их  не  жалко ?

Не  лови, сынок, стрекоз,  бабочек  над  степью,

Чтобы  все  мы  наслаждались  перепёлки  трелью.»

Выслушал  рассказ  я  мамин  про  «Ростовский»  заповедник

И  подумал :  

Хорошо, что  люди   вдруг

 поняли, что  всё  вокруг :

Травы, птиц, животных,- нужно  сильно  так  любить,

Чтобы  всем  не  позабыть,  что  на  свете  есть  одно –

Чудо, свыше  нам  дано – дивная  природа.

Так  давайте  воздадим  ей  почёт  и  уваженье,

Что  имеем – сохраним  для  будущего  поколенья !

- Но  ведь  надо  беречь  не  только  редких  представителей  , но  и  всех   остальных. Почему ? (  все  связаны  цепью  питания)

           

     1 уровень – по  картинкам  из  приложения  к  тетради  «Окружающий  мир»  составить  цепи  питания - № 48.

     2 уровень – по  табличкам  со  словами  -  при  помощи  скотча  составить  цепи  питания.

     3 уровень – выбрать  правильное  соотношение  между  количеством  растений, травоядными  и  хищниками  в  зоне  степей.  Доказать.

                                     Проверка.

4. Стадия  осмысления. Подведение  итогов  урока.

       1. Возврат  к  стадии  настроя  -  плану    изучения  природной  зоны.

         Что  мы  успели  сегодня  узнать  по  этим  пунктам ?

-На  какие  вопросы  ещё  хотелось  бы  найти  ответ ?

         2. Составление  схемы  по  теме  «Человек  в  степи» ( ИА доска -1 уч-ся)

  В  это  время  -  объяснение  д/з  на  обратной  стороне  стихов  И.П.Безуглова.

- Какие  вопросы  возникли ?

      -  В  заключение  -  словами  Леонида  Куклина:

                Всё  в  мире   цепью   связано  нетленной,

                Всё  включено  в  один  круговорот:

                Сорвёшь  цветок, а  где-то  во  Вселенной

                В  то  миг  звезда   взорвётся  и  умрёт…

        3. Семена  в  кормушку.

-  Настал  момент,  когда  и  нашим  гостям  найдётся  дело. Уважаемые  гости ! Наш  класс  активно  участвует  в  экологических  мероприятиях,  проводящихся  школой,  а  сегодня  в  канун  15-летнего  юбилея  заповедника  «Ростовский»  и  просто  от  души  приглашаем  вас  внести  свой  вклад  в  дело  охраны  природы -  насыпьте  семена      для  зимующих  птиц  в  одну  из  кормушек,  которые  мы  сделали  со  своими  родителями.

( гости  насыпают  семена  в  кормушку)

Итог  урока: - Всем  спасибо  за  работу  на  уроке – пусть  каждый  оценит  свой  вклад  в  работу  класса  и  подумает  о  том,  что  ещё  можно  найти  к  этой  теме  и  рассказать  в  классе. Спасибо.

Использованные  материалы:

- учебник «Окружающий мир» 3 класс, Москва, «Просвещение», 2010г.;

- учебник «Литературное чтение» 3 класс, Москва, «Просвещение», 2010г.;

-стихотворение школьника Я. Шаповалова «Заповеднику «Ростовский»;

- кормушки для птиц;

- отрывок стихотворения Л.Куклина «Всё в мире цепью связано нетленной»;

- мелодия  «Весны»  Вивальди из «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"

Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к ...