Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кабанова Ирина Леонидовна

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой;
  2. Способствовать речевому развитию и формированию навыкам чтения через произведения Н. Сладкова;
  3. Воспитывать интерес к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок

литературного чтения и окружающего мира

в 4А классе.

Тема: Лес – природное сообщество.

Лес – не школа, а всему научит.

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой;
  2. Способствовать речевому развитию и формированию навыкам чтения через произведения Н. Сладкова;
  3. Воспитывать интерес к природе.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Звучат звуки леса. Под звуки леса уч-ся читает рассказ Н. Сладкова «Следы».

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (лес) (открывается тема урока).

- Мы эту тему рассмотрим одновременно на уроке литературного чтения и окружающего мира, потому что лес – это ещё и природное сообщество. Как вы понимаете это словосочетание? В течение урока мы к нему будем возвращаться.

- А ещё мы узнаем, можно ли с помощью художественной литературы найти ключ к открытию природы?

- Что такое лес с точки зрения предмета окружающий мир?

- Лес – это территория земли, занятая деревьями.

- Чтобы раскрыть эту тему, мы будем работать в группах:

1 группа представляет КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.

Цель вашего исследования – Лес и его обитатели. Проблема: Почему растения в лесу растут ярусами? Сколько этажей в лесу? (дать уч-ся таблицу по ярусам, названия ярусов, названия деревьев, кустов и трав).

2 группа представляет КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ.

Цель вашего исследования – Животный мир в лесу. Проблема: Как разделили животные между собой лесные ярусы? (Даны названия животные, задание- распределить по ярусам)

3 группа представляет КЛУБ ЗНАТОКОВ.

Цель вашего исследования – Книги Н. Сладкова. Проблема: Раскрыть тайны лесных обитателей.

(Работа в группах)

- Все обитатели леса живут вместе. Лес можно сравнить с многоэтажным домом. Учёные называют «этажи» ярусами.

(проверка работы 1 группы):

- Сколько ярусов нашли? (4 яруса)(уч-ся прикрепляют «ярусы» на доску).

- Как вы думаете, сколько ярусов образуют деревья? (Два. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев. Ниже располагаются теневыносливые деревья).

- Ещё ниже расположен 3 ярус, образованный различными кустарниками.

- А кто сможет сказать, на какие два яруса делятся кустарники? (Ярус кустарников делится на кустарники и кустарнички).

- А что располагается на нижних «этажах» леса (4 ярус)? (На нижних этажах леса живут травы, грибы, мхи, лишайники).

- Ярусность выражена также в расположении корневых систем. Деревья верхних ярусов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубины слоёв почвы.

(проверка работы 2 группы)

- Весь лес - от верхушек деревьев до земли – заселён животными. Не забывайте, что к животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, пауки, черви.

-  Животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю.

- А как вы, ребята, распределили жителей леса в «многоэтажный» дом?  (Уч-ся прикрепляют таблички с надписями животных на ярусы) («Чердак» - самое светлое и безопасное место. Здесь живут белка и дятел).

-  Почему? (белки прячут среди листьев свои гнёзда, а птицы выводят птенцов).

- А кто ведёт наземную жизнь? (Это лиса, волк, кабан, муравей, медведь, лось).

- На какие группы по способу питания можно разделить животных? (Хищники и растительноядные).

 - В какой группе оказался медведь? (медведь относится к растительноядной группе).

 - Почему? (медведь питается ягодами, грибами, мёдом).

- Как вы думаете, чем ещё питается медведь? (он питается мясом других животных, рыбой).

-  Правильно ли был распределён медведь в растительноядную группу? (нет).

- Как называется группа по способу питания, если это животное питается растительноядной и животной пищей? (это всеядная группа).

физминутка («Ползёт змея лесной тропою…)

(проверка работы 3 группы)

- Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны, надо знать особые правила. И эти правила у Н. Сладкова есть.

(показ 1 слайда – портрет Н. Сладкова).

(Показ 2 слайда – правила).

- С помощью этих правил писатель сумел открыть нам тайны леса.

(показ илл. белки).

- Какой секрет этого животного вы нашли?

(если время будет, то разобрать тайну мышки).

 - А вывод по книге вы теперь сделаете сами. Задание – составить пословицу. (работа с пословицей «Лес – не школа, а всему научит»).

- Лес как живой организм может заболеть и почувствовать себя неудобно.

Инсценировка «Дуб и рябина».

- Что произошло с деревьями?

- Какие условия нужны деревьям и другим обитателям леса для нормального существования?

- А для этого откроем учебник – 1, 2 группы – стр. 179, 3 группа – стр. 180.(сам. чтение).

- Отгадайте загадку.

И на горке, и под горкой,

 Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

- Что это? Для чего они нужны лесу?

-Какое ещё условие нужно для того, чтобы лес хорошо себя чувствовал? (подстилка).

- Как она образуется?

- Для чего она нужна?

- Значит, всё в природе взаимосвязано. И её обитатели живут вместе, сообща? Поэтому лес и называют природным сообществом.

- На стр. 181 прочитаем вывод.

-А сейчас мы проверим наши знания: как всё усвоили?

- Почему лес называют природным сообществом? (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних зависит от других).

- Для вас сейчас будет показана презентация – тест. Ваша задача с помощью сигнальных карточек выбрать правильный по вашему мнению ответ. Правильный ответ среди предложенных трёх только один.

(Презентация – Сигнальные катрочки).

- На этом урок наш не заканчивается. Не все тайны мы с вами открыли. - Не ответили на вопрос, а должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

- Поэтому путешествие по лесному краю не заканчивается. Обратите внимание на выставку книг, которые помогут нам в дальнейшем пути.

УРОК ОКОНЧЕН.

(Дополнительно, если останется время – составить цепи питания)



Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок

литературного чтения и окружающего мира

в 4 классе.

Тема: Лес – природное сообщество.

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой;
  2. Способствовать речевому развитию и формированию навыкам чтения через произведения Н. Сладкова;
  3. Воспитывать интерес к природе.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Звучат звуки леса. Под звуки леса уч-ся читает рассказ Н. Сладкова «Следы».

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (лес) (открывается тема урока).

- Мы эту тему рассмотрим одновременно на уроке литературного чтения и окружающего мира, потому что лес – это ещё и природное сообщество. Как вы понимаете это словосочетание? В течение урока мы к нему будем возвращаться.

- А ещё мы узнаем, можно ли с помощью художественной литературы найти ключ к открытию природы?

- Что такое лес с точки зрения предмета окружающий мир?

- Лес – это территория земли, занятая деревьями.

- Чтобы раскрыть эту тему, мы будем работать в группах:

1 группа представляет КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.

Цель вашего исследования – Лес и его обитатели. Проблема: Почему растения в лесу растут ярусами? Сколько этажей в лесу? (дать уч-ся таблицу по ярусам, названия ярусов, названия деревьев, кустов и трав).

2 группа представляет КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ.

Цель вашего исследования – Животный мир в лесу. Проблема: Как разделили животные между собой лесные ярусы? (Даны названия животные, задание- распределить по ярусам)

3 группа представляет КЛУБ ЗНАТОКОВ.

Цель вашего исследования – Книги Н. Сладкова. Проблема: Раскрыть тайны лесных обитателей.

(Работа в группах)

- Все обитатели леса живут вместе. Лес можно сравнить с многоэтажным домом. Учёные называют «этажи» ярусами.

(проверка работы 1 группы):

- Сколько ярусов нашли? (4 яруса)(уч-ся прикрепляют «ярусы» на доску).

- Как вы думаете, сколько ярусов образуют деревья? (Два. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев. Ниже располагаются теневыносливые деревья).

- Ещё ниже расположен 3 ярус, образованный различными кустарниками.

- А кто сможет сказать, на какие два яруса делятся кустарники? (Ярус кустарников делится на кустарники и кустарнички).

- А что располагается на нижних «этажах» леса (4 ярус)? (На нижних этажах леса живут травы, грибы, мхи, лишайники).

- Ярусность выражена также в расположении корневых систем. Деревья верхних ярусов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубины слоёв почвы.

(проверка работы 2 группы)

- Весь лес - от верхушек деревьев до земли – заселён животными. Не забывайте, что к животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, пауки, черви.

-  Животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю.

- А как вы, ребята, распределили жителей леса в «многоэтажный» дом?  (Уч-ся прикрепляют таблички с надписями животных на ярусы) («Чердак» - самое светлое и безопасное место. Здесь живут белка и дятел).

-  Почему? (белки прячут среди листьев свои гнёзда, а птицы выводят птенцов).

- А кто ведёт наземную жизнь? (Это лиса, волк, кабан, муравей, медведь, лось).

- На какие группы по способу питания можно разделить животных? (Хищники и растительноядные).

 - В какой группе оказался медведь? (медведь относится к растительноядной группе).

 - Почему? (медведь питается ягодами, грибами, мёдом).

- Как вы думаете, чем ещё питается медведь? (он питается мясом других животных, рыбой).

-  Правильно ли был распределён медведь в растительноядную группу? (нет).

- Как называется группа по способу питания, если это животное питается растительноядной и животной пищей? (это всеядная группа).

физминутка («Ползёт змея лесной тропою…)

(проверка работы 3 группы)

- Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны, надо знать особые правила. И эти правила у Н. Сладкова есть.

(показ 1 слайда – портрет Н. Сладкова).

(Показ 2 слайда – правила).

- С помощью этих правил писатель сумел открыть нам тайны леса.

(показ илл. белки).

- Какой секрет этого животного вы нашли?

(если время будет, то разобрать тайну мышки).

 - А вывод по книге вы теперь сделаете сами. Задание – составить пословицу. (работа с пословицей «Лес – не школа, а всему научит»).

- Лес как живой организм может заболеть и почувствовать себя неудобно.

Инсценировка «Дуб и рябина».

- Что произошло с деревьями?

- Какие условия нужны деревьям и другим обитателям леса для нормального существования?

- А для этого откроем учебник – 1, 2 группы – стр. 179, 3 группа – стр. 180.(сам. чтение).

- Отгадайте загадку.

И на горке, и под горкой,

 Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

- Что это? Для чего они нужны лесу?

-Какое ещё условие нужно для того, чтобы лес хорошо себя чувствовал? (подстилка).

- Как она образуется?

- Для чего она нужна?

- Значит, всё в природе взаимосвязано. И её обитатели живут вместе, сообща? Поэтому лес и называют природным сообществом.

- На стр. 181 прочитаем вывод.

-А сейчас мы проверим наши знания: как всё усвоили?

- Почему лес называют природным сообществом? (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних зависит от других).

- Для вас сейчас будет показана презентация – тест. Ваша задача с помощью сигнальных карточек выбрать правильный по вашему мнению ответ. Правильный ответ среди предложенных трёх только один.

(Презентация – Сигнальные катрочки).

- На этом урок наш не заканчивается. Не все тайны мы с вами открыли. - Не ответили на вопрос, а должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

- Поэтому путешествие по лесному краю не заканчивается. Обратите внимание на выставку книг, которые помогут нам в дальнейшем пути.

УРОК ОКОНЧЕН.

(Дополнительно, если останется время – составить цепи питания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"

Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...