Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Салова  Зоя Владимировна

    Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    урока литературного чтения в 3 классе

    Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

    Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»

    Дидактическая цель: создать условия для глубокого анализа произведения, проверить и закрепить уровень усвоения материала.

    Цель: познакомить обучающихся  с рассказом В. Астафьева «Капалуха».

    Задачи:

    1. Образовательная:
    • создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст художественного произведения).
    1. Развивающая:
    • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков и  творческих способностей через групповую и парную форму работы, в ходе анализа текста рассказа.
    1. Воспитывающая:
    • воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты обучения,  в том числе формирование УУД:

    Предметные: -прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

    Метапредметные:

    Познавательные УУД: формировать умения  сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; использовать знаково-символические средства; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться  на разнообразие способов решения задач;

    Коммуникативные УУД: формировать  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Регулятивныее УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    Личностные УУД: формировать  мотивационную  основу учебной деятельности, включающей  учебно-познавательные и внешние мотивы;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;         адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться  к совершенствованию своих знаний; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

    1. Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная,  парная, групповая.

    Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.

    Методы: репродуктивный, проблемный, частично- поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).

    Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

    Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, видеофильм, портрет писателя, фломастеры, карточки с заданиями для работы в  паре, в группе, технологические карты, выставка книг писателя.

    Средства обучения:

    Учебник: Литературное чтение. 3 класс.  В 2ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение , 2013г.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    1. Организационный момент

    Самоопределение к деятельности.

    Цель: создание условий для возникновения у детей потребности включения в учебную деятельность.

    1.Приветствие

    Прозвенел звонок, начинается урок.

    Друг на друга посмотрели,

    Улыбнулись, тихо сели.

    Будем мы внимательны. Будем мы старательны.

    Приветствуют учителя и настраиваются на урок

    Личностные:

    • мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные и внешние мотивы;

    Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    Приятно общаться с человеком весёлым. Доброжелательным. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Повернитесь к нашим гостям и им подарите улыбки. Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.

          Приветствуют гостей  и улыбаются друг другу.

    2.Работа с текстом до чтения

    Актуализация

    знаний.

    Цель: организовать актуализацию знаний.

    -Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела …?

    -Чему мы учимся в этом разделе?

    «Люби живое»

    Понимать смысл рассказа, формулировать его основную мысль своими словами; рассказывать о герое, подбирая слова, характеризующие его поступки и характер

    Личностные: 

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    Познавательные: 

    -используют  знаково-символические средства;

    Регулятивные:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; Коммуникативные:
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
    • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

     

    Проверка домашнего задания.

    Цель: проверить правильность, полноту и сознательное выполнение домашнего задания

    Учитель: работа с таблицей «Верные – неверные ответы» (дети отмечают верные ответы  «+», неверные «-»).

    1. Верно ли то, что вы прочитали рассказ? (верно)-к

    2. Верно ли то, что  мальчику было 12 лет?   (верно)-а

    3. Верно ли, что  обезьянку звали Яшка? (верно)-п

    4. Верно ли то, что  у товарища была фамилия Ахименко? (неверно)-

    5. Верно ли то, что обезьяна была породы макака?  (верно)-а

    6. Верно ли, что  этот рассказ написал Б. Житков? (верно)-л

    7. Верно ли. что примирение у отца с обезьянкой Яшкой произошло из – за конфет? (верно)-у

    8. Верно ли то, что постель для Яшки устроили в ящике»?  (неверно)-

    9. Верно ли, что  врагом у Яшки была собака? (неверно)-

    10. Верно ли, что  Яков стал царём во дворе? (верно)-х

    11. Верно ли, что   мальчик подарил обезьянку товарищу? (верно)-а

    (где слово «верно»- высвечивается буква, после проверки появляется слово «капалуха»)

    (Предлагается эталон для проверки)

    Самостоятельная работа с таблицей «Верные – неверные ответы»

    Выполняется взаимопроверка в парах по эталону.

    После проверки на эталоне появляется слово КАПАЛУХА

    Антиципация

    чтения.

    Цель: организовать  

    учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической,

    эмоциональной направленности, заинтересовать учащихся.

    -Знаете ли вы, лексическое значение слова «капалуха»? Предположите.

    Я предлагаю поработать в  группах и по опорным словам, биографии автора, названию и иллюстрации предугадать, о чём или о ком мы будем читать рассказ.

    Ученики предполагают и называют значение слова.

    Ученики работают в группах: 1группа-определяет по опорным слова (приложение1)

    2группа-определяет по иллюстрации и названию (приложение2)

    3 группа-определяет по биографии автора (приложение3)

    Личностные:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    Познавательные: 

    • строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме
    • прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста;

    Коммуникативные:

    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    Регулятивные:

    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    Определение цели урока.

    - Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока, прочитав  название рассказа, рассмотрев иллюстрацию, изучив творчество автора и опорные слова

    Вывод: сегодня  на уроке  мы познакомимся  с произведением В.П.  Астафьева. «Капалуха».  Каждая группа выдвигает свои предположения о содержании, событиях,  героях рассказа.

    -Ребята выдвинули разные версии. А вы хотите узнать, о чём рассказ и кто из вас был прав?  Давайте проверим ваши предположения, прочитав рассказ, используя   приём  «диалог с автором».

    У детей повышается мотивация к изучению произведения, а главное  желание прочитать рассказ, убедившись в том, правы они или нет.  

    3.Работа с текстом во время  чтения

    Словарная работа

    (слайд5-9)

    • Предварительно  узнаем лексическое значение трудных слов, используя презентацию и толковый словарь.
    • Пастьба – луг, где пасут скот.
    • Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.
    • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
    • Альпийские луга- высокогорные
    • Тайга-  трудно проходимый лес
    • Черничник-заросли черники.

    Чтение и  объяснение  слов с помощью

    толкового словаря   и презентации.

    Познавательные: 

    • формировать умения  анализировать, учебный материал
    • ориентироваться  на разнообразие способов решения задач;

    Коммуникативные:

    • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

    Первичное чтение текста. «Диалог с автором»  

    Цель: эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

    Читает текст учитель.

    ….Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

    У черничного бугорка поднялся шум.

    Учитель: как вы думаете, ребята, что же произошло, почему поднялся шум?

    Предположения детей: подбежали собаки, выбежали какие-то лесные звери, что-нибудь случилось с детьми…

    Познавательные: 

    • прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить речевое высказывание в устной форме

    Личностные: 

    • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

    .…Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

    Я поспешил к бугорку и увидел…Учитель: как вы думаете, ребята, что он увидел?

    Предположения детей: медведя, большую собаку, змею…  

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

    ….как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой). 

    Учитель: как вы думаете, ребята, почему бегала глухарка? Кто же такая капалуха?

    Предположения детей:  спасала своих птенцов, защищала гнездо, просто сама испугалась…

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

     — Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

    Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

    — Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

    Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. Учитель: как вы думаете, ребята, что было в гнезде?

    Предположения детей:  маленькие птенцы, яйца…

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

    …В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
    — Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

    — Зачем?

    Учитель: как вы думаете, ребята, зачем им яйца? Что ответил мальчик?

    Предположения детей: просто  поиграть, наблюдать за ними, показать другим детям, похвастаться…

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

    ….Да так!

    — А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

    Учитель: как вы думаете, ребята, что будет с капалухой?

    Предположения детей: погибнет, улетит в другой лес, останется одна…

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

    …. Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

    Учитель: как вы думаете, ребята, почему живот был голый?

    Предположения детей: ей было жарко, она грела яйца, просто вылезли перья…

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

    …— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

    И все весело побежали от капалухиного гнезда.  Учитель: как вы думаете, ребята, что было дальше с капалухой?

    Предположения детей: капалуха села на гнездо, успокоилась, стала высиживать яйца  дальше…

    Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше). Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

    Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

    4.Работа с текстом после  чтения.  Работа с технологическими картами.

    Концептуальная беседа по

    тексту (слайд10-13)

     

    • Понравился вам рассказ?
    • Какие чувства вызывает у вас  эта история?
    • Подтвердились ли ваши предположения, о которых вы говорили перед чтением рассказа?
    • Какую птицу охотники называют капалухой?  
    • Как бы вы озаглавили этот рассказ?

    Чувство  грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят

    Некоторые подтвердились, но не все

    Самку глухаря.

    Самоотверженная птица, птица-мать…

    Познавательные: 

    • строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме
    • формировать умения  анализировать, обобщать учебный материал

    Личностные: 

    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    Перечитайте рассказ про себя и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

    Работа в технологических картах. 

    Металась в стороны

    Крылья разброшены, мела ими землю

    Закостенели от неподвижности

    Пыжилась и не могла взлететь

    -Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?

    Чтобы показать состояние капалухи.

    -Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы?

    Испуг, гнев, бесстрашие.

    - Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи после ухода людей?

    Вытянула  шею,  глаза не следили,  целились на гнездо,  плавно слетела с дерева,  заползла в гнездо,  распустила крылья и замерла

    -Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе   как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

    Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое

    Какое правило забыли дети? Давайте его вспомним?

    Оцените свою работу смайликом.

    Не трогать гнезда, яйца; не приносить животных из леса.

    Оценка.

    Творческие задания.

    Видеофильм (слайд14)

    Посмотрите мультфильм и внимательно послушайте, какое ключевое слово, фразу опустил автор?

    Как мать. 

    Коммуникативные:

    • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    Личностные: 

    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
      деятельности;

    Восстановление авторского текста.

    У вас карточки с авторским текстом, подумайте, где в тексте опущены эти слова.  Работа  в парах.

    «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

    Определяют  место, где автор опустил данные слова. После слов …— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам,-сказал подошедший учитель…

    Работа с кластером (слайд15)

    Выберите  слова, характеризующие капалуху, составьте кластер. Работа в парах.  

    Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная

    Как вы понимаете слово самоотверженная?

    Готовая  пожертвовать жизнью ради будущих птенцов

    — Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

    Оцените   работу друг друга смайликом.

    И тут мы увидели, что живот у нее голый…

    Вывод: мы знаем, что детство писателя было трудным, он рано остался без мамы, ему не хватало материнской любви и именно в образе капалухи он показал любовь своей матери и всех матерей Земли.  

    Взаимооценка.

    Работа с пословицами

    Из написанных на карточках слов соберите пословицу. Самостоятельная работа.

    Оцените свою работу смайликом.

    Материнская ласка конца не знает. Анализ. Самооценка.

    - Как можно связать данную пословицу и прочитанное произведение?

    Не зря в старину на изголовье колыбели изображали капалуху, как оберег, символ нежности, заботы и материнства.

    Вывод: основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже.

    Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

    Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели, как птица заботится о своих птенцах и будут относиться к природе бережнее.

    Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? 

    Вывод: люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!

    Прочитайте последнее предложение рассказа. Как вы думаете, почему В.П.Астафьев именно такими слова заканчивает свой рассказ?

    Автор обращает наше внимание на то, что нужно бережно относиться к окружающим, быть внимательными по отношению к ним. Оставив  яйца в гнезде, дети дают возможность появлению новой жизни, которая так хрупка и отчасти зависела от поведения героев.

    Вам понравилось произведение? Захотелось ли вам, ребята. прочитать другие рассказы В.П. Астафьева?

    - Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения В.П. Астафьева?

     - Выставка книг Астафьева.

    Посетим  библиотеку, прочитаем другие рассказы В.П. Астафьева.

    Составление  синквейна

    Составьте синквейн с помощью карточек –помощников. Работа в группах.

    Имя сущ.

    КАПАЛУХА

    2 им. прилаг.

    3 глагола

    Предложение

    Синоним к им. сущ.

    Оцените работу смайликом. Сдайте технологические карты.

    Самостоятельная работа в группах.

    Капалуха

    Смелая, храбрая

    Защищает, оберегает, хлопочет

    Заботливая мама для своих детей.

    МАМА

    Оценка. Сдают карты.

    5.Подведение итогов урока

    Рефлексия Цель:  определение эмоционального состояния учащихся.

    Учитель: Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде.

    На сегодняшнем уроке я узнал …

    На этом уроке я похвалил бы себя …

    Мне понравились ответы таких ребят, как  …

    После урока мне захотелось…

    Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности:  

    На сегодняшнем уроке я узнал …

    На этом уроке я похвалил бы себя …

    Мне понравились ответы таких ребят, как  …

    После урока мне захотелось…

    Личностные: 

    • дают адекватную оценку своим достижениям,  

    -адекватно судят о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.

    6.Домашнее задание

    Творческие задания

    Учитель: Какое домашнее задание вы могли бы предложить?

    Учитель: Каждый попробует сделать одно из трёх перечисленных заданий по выбору и выполнить тест на карточках.

    Ученики: еще раз прочитать рассказ, пересказать.  Сделать рисунок – иллюстрацию.  Найди сведения о  капалухе.

    Личностные:

    • повышают устойчивый учебно-познавательный интерес, стремятся  к совершенствованию своих знаний;

    Список литературы.

    1. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 11-18.
    2. Хирьянова И.С. Организация учебного процесса. //Управление начальной школе -2014. - № 9. – С.24-29.
    3. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта по литературному чтению. К. И. Чуковский. Путаница. 1 класс Школа России

    Технологическая карта по литературному чтению поможет учителю подготовить урок в соответствии с ФГОС....

    технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

    Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

    Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

    Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

    Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

    Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...

    Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).

    Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками)....

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

    Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....