Литературное чтение "Капитан Клюквин"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Коржаева Ирина Казимировна

конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chteniya_3b_klasse.docx27.58 КБ
Файл kapitan_klyukvin1.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Каждый ли клёст может стать  капитаном?» по рассказу Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»

Цель: Знакомство с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»

Задачи:

  1. Организовать  работу  по формированию учебно – интеллектуальных умений (наблюдать, анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать проблему); поисково – информационных  (работа с учебником, компьютером)
  2. Создать условия для формирования типа правильной читательской деятельности.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

Технологии достижения цели: ИКТ-технология, технология продуктивного чтения, технология самооценки,технология проблемно-диалогического обучения на основе  деятельностного метода работы.

Оборудование: портрет писателя, учебник литературного чтения, аудиозапись пения клеста-еловика, презентация урока интерактивная доска, ЭОР.

  1. Результаты деятельности:
  1. Личностные (ЛР): оценивать  свои   эмоциональные  реакции с помощью учителя; передавать последовательность развития сюжета, описывать героев; формировать ценностное отношение к умению воспринимать задание,   самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия,  строить алгоритм деятельности; вносить существенные дополнения, анализировать и осмысливать свои достижения.
  2. Метапредметные (МПР):

Регулятивные умения:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свое действие с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные умения:

оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

            слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы;

 умение работать в паре и в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1

3

1.Орг.  момент

2. Работа с текстом до чтения

3. Работа с текстом во время чтения 1 части.

4).Вопросы после чтения 1 части:

5)Работа с текстом во время чтения 2 части.

6)Вопросы после чтения 2 части:

7)Работа с текстом до  чтения 3 части.

8)Работа с текстом во время чтения 3части.

9)Работа после чтения трех частей

10) Итог урока.

11) Рефлексия

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

2  4  2  2  4 

- Прочитайте имя и фамилию автора.

-Известен ли он вам? (показ фото автора) Что читали?

-Прочитайте заглавие,

Что можете предположить о содержании рассказа?

-Кого могли бы звать «капитан Клюквин»?

- произведения какого раздела мы читаем?

- если р-з помещен в этот раздел, то о чем пойдет в нем речь?

- откройте учебник на стр. 90, рассмотрите иллюстрацию

31

- о каком животном будем читать?

- О какой птице?

- Мнения разделились. Необходимо проверить.

- Как?

1,2,3, 4 абзац – чтение с остановками

1 абзац.

Так о ком произведение?

В- клест сосновик – почему назвал автор «сосновик»

2 абзац

 В Почему лапы белые?

4 абзац

- Читаю до слов …мельничного комбината..

- что значит сокольнических домов? Где поисходит действие?

Дальше прочитайте самостоятельно, найдите и подчеркните описание внешнего вида клеста (обсудите в парах находки)

1234

- Что значит слово сиделый, употребленное в отношении клеста?

-Какое имя получил клест в рассказе?

Почему птица получила такое странное имя?

13. 

Давайте почитаем дальше и узнаем, а какие взаимоотношения были у мальчика и птицы.

Откуда мальчик знал, что клест ночью так себя вел?

- А как это «убогая песня»?

Какое чувство возникло у рассказчика?

Новое колено – объясните выражение.

- что значит «зрела в груди»?

Перечитать абзац песни

-Какой была песня вначале?

-А потом? Подтвердите предложениями из текста.

123

- кто это заметил?

- так, значит, каким был мальчик?

- Вы знали, что клест может так петь?

- А мальчик знал?

Подтвердите словами из текста!

 -Мальчик был удивлен?

-А вы хотели бы услышать пение клеста?

- С кем сравнивает рассказчик клеста?

- К какому мнению приходит, выслушав песню до конца?

Ребята, кто из вас был внимательный при чтении и может сказать, в какое время года происходило событие?

-Какое настроение обычно у нас бывает, когда холодно, пасмурно?

- давайте узнаем, какое настроение было у наших героев.

-Так какое настроение было у героев? Какое предложение может ответить на этот вопрос?

(Работа в группах)

Ребята прочитайте дальше и узнайте, как Капитан клюквин веселил хозяина. Подчеркните фразы, описывающее это.

- прочтите выделенные фразы

Понравилось вам произведение Юрия Коваля Капитан Клюквин?

- Что хотел нам показать автор им: Что если у тебя есть…, ( вспомните 2 часть),то оно будет радовать

- если хозяин будет таким, то птица была благодарна  и выразила это в песне

-В произведениях этого раздела только ли клест был благодарен своему хозяину?

-какие слова из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» созвучны переживаниям рассказчика?

 - ребята мы продолжим изучение этого произведения. Как вы думаете, захочется ли еще больше мальчику подружиться с клестом?

Послушайте одно предложение- мне захотелось чтоб клюквин научился брать семечки из рук…

Ребята, закончите предложения

  • Я сегодня на уроке узнал…
  • Меня  сегодня удивило…
  • Мне хочется узнать…

Юрий Коваль

Да.

«Дик и черника»

Ответы детей

Человека, капитана корабля.

-Животные в нашем доме

О каком- то животном.

 

Видимо, речь в рассказе пойдет  о птице.

О попугае, о клесте.

Прочитать произведение

О клесте.

О - питался сосновыми шишками

- сосновый лес его дом

О- от природы,

-вымазался в краске

В Москве, район Сокольники

(Показ фото района Москвы)

Самооценка по алгоритму

Сидит на месте, не умеет летать.

Капитан Клюквин.

Из-за своего гордого и важного характера и из-за цвета оперения.

Зачитывают особенности внешнего вида клеста-сосновика

Он тоже не спал

Простая, однообразная, скучная

Расстроился, что песня не получилась.

Особенное чем- то выделяющееся место в песне.

Рождалась.

Незаметная, глухая.

сменился задорным

посвистом, зазвенели колокольчики, трели и рулады.

мальчик

наблюдательным

Нет!

Нет!

Оказывается настоящий…

Да!

С соловьем, с дроздом

Настоящий певец

Холодной  Осенью

Грусть, тоска

Тоскливое, грустное

В комнате было тускло.

Целый день прыгал, расшатывал прутья, зажав в когтях шишку, вонзал клюв под чешуинки, кочерыжку долбил до … превращал в щепки, принимался долбить бузинную жердочку

Самооценка по алгоритму

Что если у тебя есть…,и ты будешь внимательным, заботливым, наблюдательным, то и оно будет радовать тебя.

Все животные.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Да!

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Домашнее задание

Прочитать 4-6 части, подготовить пересказ 4 части, обратить внимание на динамику действий мальчика и клеста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юрий Иосифович Коваль

Слайд 2

Капитан Клюквин

Слайд 3

Животные в нашем доме

Слайд 4

Песня клеста

Слайд 5

Сокольники – район Москвы

Слайд 6

Убогая песня – Словарная работа совсем простая, убогая, скучная . особое, чем – то выделяющееся место . Новое колено –

Слайд 7

Клёст – птица особенная

Слайд 8

Я сегодня на уроке узнал… Меня сегодня удивило… Мне хочется узнать… Рефлексия

Слайд 9

Прочитать 4-6 части. В 4 части подчеркнуть действия хозяина и клеста и подготовить её пересказ. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Презентация.Ю.И.Коваль "Капитан Клюквин" .

Литературное чтение.Ю.И.Коваль "Капитан Клюквин"....

Ю.Коваль. Капитан Клюквин. Раздел 8. Проверочная работа. 3 класс. УМК " Школа 2100".

Цель: определение  и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; уметь характеризовать характеры и поступки героев; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан...

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....