Урок литературного чтения "К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Балдина Ольга Владимировна

Урок разработан по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k._paustovskiy_barsuchiy_nos.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:____________                                                                                                                                                                                 Учитель: Балдина О. В.

Технологическая карта урока литературного чтения по учебнику

«Литературное чтение» 2  класс

Авторы: Л. Ф.  Климанова и др.

Тема: К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста

Цели деятельности учителя: Формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского «Барсучий нос».

Планируемый результат

 Предметные умения

- выразительно читать

- ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их

- объяснять лексическое значение слова.                        

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебник;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

2.Речевая разминка

- Отгадайте загадку

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный(барсук)

(Чтение с разными интонациями)

- Кто такой барсук?

Выполняют речевую разминку

3.Актуализация знаний. Постановка целей урока

«…Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

- Хотите узнать, кто из писателей сказал такие слова?

- О чём мог писать этот человек?

- Слова эти принадлежат  русскому писателю Константину Георгиевичу  Паустовскому.  

Рассказ о писателе

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. К.Г.Паустовский переменил много профессий: он был кондуктором трамвая, рабочим на заводе, простым рыбаком, санитаром в Первую мировую войну. В гражданскую войну воевал в Красной Армии. В Великой Отечественной войне он был военным корреспондентом.

За свою писательскую деятельность он побывал во многих уголках нашей необъятной страны. Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки. Писатель подарил своим читателям   рассказ  «Барсучий нос».

- Откройте учебники на стр.98, рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, почему рассказ так называется?

- По заглавию можно догадаться о содержании рассказа?

- Посмотрите на иллюстрацию на доске.

- Где происходят действия? Кто герои? Что можно предположить?

- У  кого возникло желание узнать, кто эти люди и почему рассказ назван «Барсучий нос»?

- Теперь сформулируйте цели нашего урока.

Отвечают на вопросы

4. Работа по теме урока

1. Словарная работа

- Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов: дёготь, чёлн, вереск, пуд

 2. Чтение 1 части. (чтение учителем)

- О каких приметах осенней природы рассказывает автор?

- Какую рыбу ловили рыбаки?

- Какие литературные приемы использует автор в этой части?

- Что с чем сравнивает Паустовский?

- Почему плотва названа оловянной?

- Приведите прием олицетворения.

- Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

- Почему зверь   прибежал к костру?

- О чем мы узнали из этой части?

- Как можно ее озаглавить? ( Осенняя рыбалка у озера)

3. Чтение 2 части ( по цепочке)

Кто еще был с путешественниками в лесу?

- Как его называет Паустовский?

- Как автор относится к нему, прочитайте из текста

- Как вы думаете, человек выдумщик: это хорошо или плохо?

- Какими словами автор характеризует мальчика? Прочитайте.

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

– Кто первым услышал фырканье зверя?

- Как стали вести себя рыбаки. 

Чтение до слов: … внимательно на меня посмотрел…

- Что могло произойти дальше?

- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

- Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать характер барсука?

- Как повели себя другие обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли?

– О чём говорится во 2 части?

-  Как озаглавим 2 часть? ( Зверек решил поужинать у людей)

4. Чтение 3 части

- Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

- Как вы думаете чем могла завершиться эта история?

- Почему автор узнал барсука?

 

Активное слушание

Отвечают на вопросы, читают текст, отгадывают загадки

5. Физкульминутка

Выполняют физкультминутку

6. Продолжение работы по теме урока

- Мы прочитали рассказ. А сейчас давайте выполним следующий шаг: повторим и запомним.

- Что вы можете сказать о писателе? Какой характер у этого человека? Как он относится к своим героям?

- Можно ли назвать мальчика и Константина Георгиевича друзьями?

А сейчас я хочу услышать ваше отношение к прочитанному?

Вам помогут такие слова:

- меня удивило…

-мне стало жалко…

- мне не понравилось…

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа? Для чего подарил он нам свой рассказ?

- Чему учит рассказ?

- Посмотрите на доску. Здесь размещены книги, которые написал Константин Георгиевич  Паустовский.  Он завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. В рассказе «Барсучий нос», кто нас учит любить нашу землю, Родину?

Активное слушание

Отвечают на вопросы, читают текст

7. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке? Своё мнение я попрошу вас выразить с помощью «рыбок», которые лежат у вас на парте. Если вам было интересно, и вы открыли для себя что-то новое, то поднимите «большую рыбку»; если вам было скучно, неинтересно на уроке, и вы ничего нового не узнали, то поднимите «маленькую рыбку».

Ребята, всем спасибо, мне очень понравилось, как вы работали  на уроке. А завершить наш урок я хочу словами

К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

(раздаю закладки с этими словами) .

Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно!  

Оценивают свою работу на уроке

8. Итог

1.Подготовить рассказ от имени барсука к следующему уроку литературы.

2.Первый ряд – это  группа биологов, готовят сообщение о барсуке, чем  питается, где живёт, какую пользу приносит. Узнать, водятся ли барсуки в природе нашей республики.

3.Второй ряд – это фармацевты, приготовят сообщение о дёгте, из чего готовят, как используют для лечения.

4.Третий ряд – художники – мультипликаторы приготовят рисунки к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Паустовский "Заячьи лапы"

На уроке  развивается  умение анализировать поступки и характер героев, выделять главное, обобщать....

Презентация к уроку литературного чтения Паустовского "Кот-ворюга"

Презентация по рассказу "Кот -ворюга", представлены разные приемы работы с текстом, с загадками, пословицами. Групповая работа с текстом. Предназначена для 2-3 класса....

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...

Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".

Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...

Конспект урока литературного чтения "Паустовский ""Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения "Паустовский ""Корзина с еловыми шишками"...

Урок литературного чтения в 3 «Наблюдение за художественными особенностями рассказа- описания Л.Н.Толстого «Лебеди».

Урок литературного чтения в 3  «Наблюдение за художественными особенностями рассказа- описания Л.Н.Толстого «Лебеди»....