Урок литературного чтения "Тайное становится явным". В.Ю.Драгунский.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Учащиеся младших классов очень любят читать произведения В.Ю. Драгунского. В ходе урока дети знакомятся с идейно-смысловым и художественным содержанием рассказа. Учатся анализировать, давать оценку поступкам героев, учатся быть честными и воспитанными.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.5 КБ | |
| 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Абраменкова Людмила Львовна
учитель начальных классов
МБОУЦО №31
город Тула.
2014
Тема урока: Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.
Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с содержанием рассказа;
- формировать навык литературного осознанного чтения;
- развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;
- воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.
Планируемый результат:
- Личностные УУД
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.
- воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям
2.Познавательные УУД
- способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)
- формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.
3. Коммуникативные УУД
- формировать умение договариваться, находить общее решение.
- формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.
4. Регулятивные УУД
- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;
- развивать умения дать оценку своей работы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.
I. Мотивация к учебной деятельности: (слайд1)
Прозвенел звонок веселый!
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Начинаем наш урок с разминки. Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд 2)
Ваня сливу съесть решил,
А что сделал – утаил.
Отец об этом разузнал.
Поступок Вани явным стал.
Прочитайте четверостишье удивленно…
-Прочитайте четверостишье жалостливо
- Прочитайте четверостишье раздражённо
- Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье с разной интонацией? Совершенно верно, подобные упражнения развивают быстроту чтения, чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или удивленно. Всё зависит от того, как вы к этому относитесь, как воспринимаете.
-А вы узнали героя?
-Из какого произведения и кто автор?
-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)
Прочитайте высказывание, записанное на слайде:
Тайное становится явным (слайд2 )
-Как вы понимаете смысл этих слов?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде 3 «И в шутку и всерьёз»). Произведения каких авторов мы читали? Вот сейчас и проверим ваши познания…
Игра « Назови автора». (Слайд 4)
- Соотнеси фамилию автора с названием произведения.
- Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?
III. Подготовка к изучению нового материала (слайд 5 ),
- Посмотрите очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы. Если вы правильно определите, то узнаете фамилию писателя. Какая фамилия у вас получилась? (Драгунский)
(появляется (слайд 6 ) с его фотографией ). Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?
- Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.
- Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)
IV. Изучение нового материала. Постановка темы и цели урока.
( портрет писателя, работа по портрету)
- Каким вы представляете себе Виктора Юзефовича? (ПОРТРЕТ!)
( весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).
Я вам предлагаю посмотреть мини-фильм о писателе, а затем сказать мне:
- Что интересного вы узнали, что заинтересовало, удивило или заставило задуматься? (фильм слайд 7)
( После просмотра спросить у детей:
Что вас заинтересовало? Кем работал Драгунский?
(Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном, писал репризы( текст для клоуна): токарем, затем шорником- мастер по изготовлению элементов упряжи для лошадей, даже был лодочником)
- Я думаю, у вас появилось желание прочитать его рассказы, ведь они у него разные. (Слайд 8: над одними смеемся до слез, над другими задумываемся и грустим..)
- а какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались?
Что бы вы хотели узнать? Хотим узнать» ( слайд 9)
- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд 10)
- Ребята, любите ли вы тайны? Что такое тайна? (дети высказывают мнения)
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. скрытая причина чего-нибудь;
- Назовите синоним к слову тайна (секрет).
-Что значит «тайное»?
Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.
- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Вот мы сейчас и узнаем - какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?
- К слову тайна синоним подобрали, а подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» ( очевидное, открытое, откровенное, нескрываемое, неприкрытое.)
- Прочитайте выражение «Грановитая палата». (11 слайд)
Кто знает, что это такое? Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).
Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?
( высказывают своё мнение) ( СЛАЙД 12).
--- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).
- Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).
Подберите синонимы к этому слову.
(Ложь, враньё, выдумка, наговор).
- Что значит слово язвительный?
(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).
V. Первичное ознакомление с текстом. I.Первичное чтение рассказа. ( Слайд 13)
1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
- Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».
- Предположите, что может произойти дальше?
- Дочитывание рассказа до конца.
II. Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
- В каких словах выражена главная мысль рассказа?
- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?
VI. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.( Слайд 14)
Подтвердите словами из текста:
- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)
- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
(высказывания детей)
VII. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа в группах:
А сейчас поработаем самостоятельно в группах. (слайд 15)
1 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.
2 группа: - Ребята, вы «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).
3 группа: Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»
Проверяем работу в группах!
1 группа – 16 слайд
2 группа -17 слайд
3 группа -18 слайд
- Как вы думаете, любит ли автор Дениску?
- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным» (слайд 19) –
-Как вы думаете, раскрыли мы тайну рассказа Драгунского?
- о каких качествах личности идет речь в этом произведении?
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД 20) «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
Д/ з: А какое домашнее задание вы бы хотели получить? (Слайд21)
- Пересказ рассказа от лица Дениски
- Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 22)
.Закончите одно из предложений:
- Я понял (а),что…
- Меня удивило…
- Я сделал(а) вывод, что…
- После сегодняшнего урока я….
- На этом уроке я похвалил бы себя за……..
- Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал. Тайное становится явным
Э. Успенский Э. Успенский Б. Заходер Г. Остер Б. Заходер ? И. Токмакова
Найдите неповторяющиеся буквы и сложите фамилию писателя
Драгунский Виктор Юзефович 30 ноября 1913 г. – 6 мая 1972 г. Советский актёр и писатель – прозаик, автор популярных рассказов для детей.
ФИЛЬМ
Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз над другими задумываемся, грустим
Хотим узнать О чём может идти речь в произведении, судя по названию? Что значит тайное становится явным? Чем закончится рассказ?
Тайна? Нечто скрываемое от других, известное не всем; Нечто неразгаданное, ещё не познанное; Скрытая причина чего-нибудь. Назовите синоним к слову тайна. Секрет Тайное? Секретный, потайной, скрытый, затаённый. Явное? Открытое, откровенное. Словарная работа
Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный Человек, обладающий большой внутренней культурой. Клевета Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Синонимы: Ложь, враньё, выдумка, наговор. Язвительный? С тремящийся досадить, злобно-насмешливый.
Тайное становится явным С. 159
Работа с текстом Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным») Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль) Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады) Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
Самостоятельная работа в группах. 1 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий. 2 группа: Вы «разведчики». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? 3 группа: Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»
Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. 3 1 «Видеть не могу манную кашу!» 4 «Вы выливаете разную гадость за окно!» 5 «Ты это запомнил на всю жизнь?» 2 «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». Проверь себя
Чтение - разведка Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена.
СИНКВЕЙН Дениска. Добрый, озорной. Рассуждает, думает, фантазирует. «Тайное становиться явным». Мечтатель
Какая проблема волнует автора? Проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей.
«Юному человеку нужны все витамины , в том числе все нравственные витамины . Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский. Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины »! поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского
Домашнее задание Пересказ от лица Дениски. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку. Всё, что Вам хочется выполнить!
Закончите одно из предложений: Я понял(а), что… Меня удивило… Я сделал(а) вывод, что… После сегодняшнего урока я… На этом уроке я похвалил (а) бы себя за…….. - Мне было сложно………… - После урока мне захотелось……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский "Друг детства" ПНШ.
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский "Друг детства" . Перспективная начальная школа....

Урок литературного чтения по произведению В.Ю.Драгунского "Надо уметь смеяться над собой"
Урок литературного чтения по программе Школа 2100, 3 класс...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"
Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным
Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным». УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление знаний о рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанн...
Конспект занятия "Тайное становится явным" И.Ю. Драгунский
Конспект занятия "Час чтения"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным" (2 класс)
Цель урока: формирования у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения произведения В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить обу...
