Урок литературного чтения "Тайное становится явным". В.Ю.Драгунский.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Абраменкова Людмила Львовна

Учащиеся младших классов очень любят читать произведения В.Ю. Драгунского.  В ходе урока дети знакомятся с идейно-смысловым и художественным содержанием рассказа. Учатся анализировать, давать оценку поступкам героев, учатся быть честными и воспитанными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taynoe_stanovitsya_yavnym.doc77.5 КБ
Файл dragunskiy.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                       

                                 

                                                 Абраменкова Людмила Львовна

                                            учитель начальных классов

                                              МБОУЦО №31

                                        город Тула.

                                                  2014

Тема урока: Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.

Цель урока:  способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского  «Тайное становится явным».

Задачи урока:

 - познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

 -  формировать навык литературного осознанного   чтения;

 - развивать  способность прогнозировать содержание  произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

 - воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

  1. Личностные УУД

 - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

-  воспитывать  уважительное отношение к  старшим и близким людям

 2.Познавательные УУД

 -  способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)

- формировать у обучающихся умения производить  анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

- формировать умение договариваться, находить общее решение.

- формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

4. Регулятивные УУД

- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

 - развивать умения дать оценку своей работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.

I. Мотивация к учебной деятельности: (слайд1)

Прозвенел звонок веселый!

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Начинаем наш урок с разминки. Посмотрите на экран: перед вами четверостишье (слайд 2)

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

Прочитайте  четверостишье  удивленно…

-Прочитайте четверостишье жалостливо

- Прочитайте четверостишье раздражённо

-  Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же четверостишье с разной   интонацией?   Совершенно верно, подобные упражнения развивают быстроту чтения,  чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или удивленно.  Всё зависит от того, как вы к этому относитесь, как воспринимаете.                                                                                                                     

-А вы узнали героя?

-Из какого произведения и кто автор?

-Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все)

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное  становится явным (слайд2 )

-Как вы понимаете смысл этих слов?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде 3 «И в шутку и всерьёз»). Произведения  каких авторов  мы читали? Вот сейчас и проверим ваши познания

                                         Игра « Назови автора». (Слайд 4)

- Соотнеси фамилию автора с названием произведения.    

- Ребята, а почему вы не смогли назвать из какого произведения эта иллюстрация? А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

   

  III. Подготовка к изучению нового материала   (слайд 5 ),

-  Посмотрите  очень внимательно на экран и попробуйте найти неповторяющиеся буквы. Если вы правильно определите, то узнаете фамилию писателя.   Какая фамилия у вас получилась?  (Драгунский)

(появляется (слайд 6  ) с его фотографией ).  Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения?

- Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни, рассказы.

- Какие рассказы вы уже читали? (дети называют)

  IV. Изучение нового материала. Постановка темы и цели урока.

( портрет писателя, работа по портрету)

- Каким вы представляете себе Виктора Юзефовича? (ПОРТРЕТ!)

( весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

Я вам предлагаю посмотреть мини-фильм о писателе, а затем сказать мне:

- Что интересного вы узнали, что заинтересовало, удивило или  заставило задуматься? (фильм слайд 7)

       ( После просмотра спросить у детей:

Что вас заинтересовало? Кем работал Драгунский?

(Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном, писал репризы( текст для клоуна): токарем, затем шорником- мастер по изготовлению элементов упряжи для лошадей, даже был лодочником)

- Я думаю,  у вас появилось желание прочитать его  рассказы, ведь они у него разные.    (Слайд 8: над одними смеемся до слез,  над другими задумываемся и грустим..)

- а какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались?

                                                   Что бы вы хотели узнать? Хотим узнать»   ( слайд 9)

- О чём может идти речь в этом произведении,  судя по названию?

СЛОВАРНАЯ   РАБОТА  (слайд 10)  

 - Ребята, любите ли вы тайны? Что такое тайна? (дети высказывают мнения)

Нечто скрываемое от других, известное не всем; 

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

- Назовите синоним к слову тайна  (секрет).

-Что значит «тайное»?   

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Вот мы сейчас и узнаем - какую же тайну скрывает это рассказ? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

  • К слову тайна синоним подобрали, а подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» ( очевидное, открытое, откровенное, нескрываемое, неприкрытое.)

- Прочитайте выражение  «Грановитая палата».     (11     слайд)

Кто знает, что это такое?  Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?  

( высказывают своё мнение)  ( СЛАЙД 12).

---  Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

-  Клевета – что оно означает?   (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).  

- Что значит слово язвительный?

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).  

    V. Первичное ознакомление с текстом.                                                     I.Первичное чтение рассказа. (  Слайд 13)

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

-  Как бы вы ответили на этот вопрос?

  1. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

-   Как вы думаете, что может произойти дальше?

  1. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

   -  Предположите, что может произойти дальше?

  1. Дочитывание рассказа  до конца.

II. Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

 - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

- В каких словах выражена главная мысль рассказа?

- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа?  Почему?        

      VI.  Анализ литературного произведения.  Выборочное чтение.( Слайд 14)

Подтвердите словами из текста:

  - Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?  («Тайное становится явным»)

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?   (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).

 - Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?  (чувство обиды, досады)

- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?  Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

                        VII.  Включение в систему знаний. Самостоятельная работа в группах:

А сейчас поработаем самостоятельно в группах. (слайд 15)

1 группа:  Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.

2 группа:     - Ребята, вы «разведчиками».  Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена).

3 группа:     Составить  СИНКВЕЙН по рассказу                                 В. Драгунского «Тайное становится явным»

Проверяем работу в группах!

1 группа – 16 слайд

2 группа -17 слайд

3 группа -18 слайд

- Как вы думаете, любит ли автор  Дениску?

- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным»  (слайд 19) –

-Как вы думаете, раскрыли мы тайну рассказа Драгунского?

- о каких качествах  личности  идет речь в этом произведении?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД 20)                                «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский» 

- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Д/ з:  А какое домашнее задание вы бы хотели получить? (Слайд21)

  •  Пересказ рассказа   от лица Дениски 
  • Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.  (Слайд 22)

.Закончите одно из предложений:

- Я понял (а),что…

- Меня удивило…

- Я сделал(а) вывод, что…

- После сегодняшнего урока я….

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

- Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал. Тайное становится явным

Слайд 4

Э. Успенский Э. Успенский Б. Заходер Г. Остер Б. Заходер ? И. Токмакова

Слайд 5

Найдите неповторяющиеся буквы и сложите фамилию писателя

Слайд 6

Драгунский Виктор Юзефович 30 ноября 1913 г. – 6 мая 1972 г. Советский актёр и писатель – прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Слайд 7

ФИЛЬМ

Слайд 8

Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз над другими задумываемся, грустим

Слайд 9

Хотим узнать О чём может идти речь в произведении, судя по названию? Что значит тайное становится явным? Чем закончится рассказ?

Слайд 10

Тайна? Нечто скрываемое от других, известное не всем; Нечто неразгаданное, ещё не познанное; Скрытая причина чего-нибудь. Назовите синоним к слову тайна. Секрет Тайное? Секретный, потайной, скрытый, затаённый. Явное? Открытое, откровенное. Словарная работа

Слайд 11

Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.

Слайд 12

Интеллигентный Человек, обладающий большой внутренней культурой. Клевета Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Синонимы: Ложь, враньё, выдумка, наговор. Язвительный? С тремящийся досадить, злобно-насмешливый.

Слайд 13

Тайное становится явным С. 159

Слайд 14

Работа с текстом Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным») Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль) Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады) Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

Слайд 15

Самостоятельная работа в группах. 1 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий. 2 группа: Вы «разведчики». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? 3 группа: Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»

Слайд 16

Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. 3 1 «Видеть не могу манную кашу!» 4 «Вы выливаете разную гадость за окно!» 5 «Ты это запомнил на всю жизнь?» 2 «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». Проверь себя

Слайд 17

Чтение - разведка Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена.

Слайд 18

СИНКВЕЙН Дениска. Добрый, озорной. Рассуждает, думает, фантазирует. «Тайное становиться явным». Мечтатель

Слайд 19

Какая проблема волнует автора? Проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей.

Слайд 20

«Юному человеку нужны все витамины , в том числе все нравственные витамины . Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский. Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины »! поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского

Слайд 21

Домашнее задание Пересказ от лица Дениски. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку. Всё, что Вам хочется выполнить!

Слайд 22

Закончите одно из предложений: Я понял(а), что… Меня удивило… Я сделал(а) вывод, что… После сегодняшнего урока я… На этом уроке я похвалил (а) бы себя за…….. - Мне было сложно………… - После урока мне захотелось……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский "Друг детства" ПНШ.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. В. Драгунский "Друг детства" .  Перспективная начальная школа....

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"

Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным». УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление знаний о рассказе В. Драгунского  «Тайное становится явным»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанн...