Конспект занятия "Тайное становится явным" И.Ю. Драгунский
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект занятия "Час чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: выставка книг В.Ю. Драгунского, текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», карточки с заданиями, декорации к инсценировке ( стол, тарелка, ложка, шляпа).

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний, целеполагание.

-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

- Я надеюсь, что вы готовы меня слушать и слышать. Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем.

2. Подготовка речевого аппарата. (Пословица)

- Чтобы урок пошел нам в прок — активно включайся в работу дружок!

-Что написано у меня на доске?

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (пословица)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (без труда ничего в жизни не добьешься)

-Прочитайте пословицу выделяя голосом 2 слово(труда)

- Выделяя голосом слово(вытянешь)

- Прочитайте пословицу с вопросом.

- Прочитайте радостно пословицу хором прочитаем пословицу с вопросом, с радостью, с грустью.

3. Целеполагание.

- Каждый урок чтения - это встреча с новым автором, знакомство с новым произведением и сегодня мы с вами познакомимся с новым автором и с одним из его произведений.

4. Знакомство с автором

-Итак, Виктор Драгунский, родился в Америке, но когда ему был всего 1 годик, семья вернулась в Россию, где и прошло его детство. Учась в школе, он был очень активным, участвовал в играх, устраивал представления, пел, танцевал.

В 17 лет Виктор принимает решение быть театральным актером. Но началась война.

В годы войны вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед ранеными в госпиталях, поднимая их боевой дух.

Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. После войны неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Ему было без малого почти пятьдесят лет, когда стали выходить его книжки для детей. Самая известная книга «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз ( «Заколдованная буква», «Весёлые истории о школе», « Где это видано, где это слыхано…»), а над другими задумываемся, грустим ( «Девочка на шаре», Друг детства», «А он живой и светится»).

Посмотрите на выставку книг. Это только малая часть его произведений. Кто заинтересуется его жанром, добро пожаловать в библиотеку.

5. Знакомство с текстом.

- Прочитайте название рассказа

- Все ли слова понятны?

-Что можно предположить по названию? (речь пойдет о каких-то тайнах)-

- Что такое тайна? (Нечто скрываемое от других, известное не всем. Нечто неразгаданное, ещё не познанное)

-А каким словом мы иногда заменяем это слово? (секрет)

-Как вы понимаете слово явным? (Известный, всем доступный, очевидный.)

- Станет ли тайное явным? (Эту фразу вывесить на доске и вернуться к ней в конце урока)

6. Словарная работа.

-КАКИЕ СЛОВА ОКАЗАЛИСЬ НЕПОНЯТНЫМИ?

Кремль - Городские укрепления в древней Руси

Грановитая палата – Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Царь-колокол и Царь-пушка-исторические памятники и достопримечательность московского Кремля.

-интеллигентный-(Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

-не клевещите (клевета)- (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

- Что значит слово язвительный? (Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

- Какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

7. Беседа по содержанию.

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

- Почему Дениска не хотел есть кашу?

- Как мама уговорила сына?

- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

- Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

- Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

- Как выглядел пострадавший дяденька?

- Рассердилась мама на Дениса?

- Какой урок получил Денис?

-Назовите героев нашего произведения (мама, Денис)

- О каких же серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Драгунский

-Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?

-Какой урок вы извлекли для себя? (Правду не скроешь.Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным)

-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете? (стыд, разочарование)

Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Нужно правильно их распределить.

План: КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
  • Завтрак.
  • Предложение мамы.
  • Мучения с кашей и избавление от неё.
  • Возмущённый милиционер.
  • Пострадавший дяденька.
  • Рассерженная мама.
  • Урок на всю жизнь.

Подведение итогов урока.

- Какое произведение читали на уроке?

- Что хотел донести до нас В. Драгунский?

- О чём должен помнить каждый человек?

-Давайте вернемся к вопросу, который мы задавали в начале урока

СТАНЕТ ЛИ ТАЙНОЕ ЯВНЫМ?

ВСЕГДА ЛИ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ? (рассуждения детей)

- Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

- Ребята, а вы в своей жизни сталкивались с проблемой?

- Находили ли вы решение своей проблемы? - Может кто -то помог в решении? - А всегда можно найти правильное решение проблемы?

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

- Мишка

- Дениска

- Вовка.

- Рефлексия.

Продолжите фразы:

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

- Мне было сложно…………

- После урока мне захотелось……..

- А теперь оцените свою работу сегодня на уроке.

- У вас на столах лежат карточки. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите карточку зеленого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите желтую, а если вы считаете, что могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красную карточку. (Теперь нужно выйти к доске и показать выбранную карточку).

- Ребята, спасибо вам за сегодняшний урок. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по программе Школа 2100В.Драгунский "Тайное всегда становится явным"...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"

Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания....

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"

Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным"

Тема. В.Драгунский «Тайное становится явным»Цели урока:·       познакомить детей с рассказами В.Ю. Драгунского;·       развивать память, вни...

«Тайное становится явным В. Драгунский»

Предмет: ЛитератураКласс:2вТема урока: «Тайное становится явным В. Драгунский»Цели урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным».Пл...