Конспект открытого урока по чтению "В. Драгунский. Тайное становится явным"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Школа России. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc62.5 КБ
Binary Data презентация к уроку 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В. Ю. Драгунский  «Тайное становится явным»

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа
  2. Формировать навык литературного осознанного чтения
  3. Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
  4. Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  1. Самоопределение
  2. Смыслообразование
  3. Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
  5. Следование моральным нормам и этическим требованиям
  6. Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
  7. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  1. Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  2. Анализировать заголовок произведения
  3. Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
  4. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  5. Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  1. Формировать умение договариваться, находить общее решение
  2. Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  1. Прогнозировать содержание урока
  2. Развивать умения давать оценку своей работы
  3. Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой на урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты.

2. Постановка целей и повторение пройденного.

-Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

- Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

- Какое произведение будем читать прочитайте на доске. (В. Ю. Драгунский «Тайное становиться явным») Слайд 1

- Какой раздел мы начали читать? (И в шутку и всерьёз)

- Каким будет это произведение ? Предположите.( смешным, весёлым)

- Вспомним сначала уже прочитанные произведения, их авторов и о чём они.

-Прочитайте отрывки. Слайд 2

- Что их объединяет? Почему они в одной группе?( эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)

- Почему я поместила сюда же произведение Драгунского? (наверное, оно тоже о взаимоотношениях людей)

- Прочитаем и проверим наши предположения.

3.Работа по теме урока

а) Введение в тему

- Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения.

-Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

б) –Каким человеком был Драгунский? Послушайте рассказ о его жизни и подумайте.

Показ слайдов о писателе. Слайд 3,4,5

- Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

- Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

- Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

- А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет)

- А что значит явное? ( не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?

в) Словарная работа Слайд 6

- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

4. Первичное восприятие текста . Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

-Что может произойти дальше?

- Почему вы так считаете?

Продолжаем читать до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»

- Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.

5. Анализ произведения.

- Кто главный герой?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были  ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется,  каким же человеком  надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

-Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

- Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)

 7. Работа с пословицей

-Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  1. Никто так детям не верит как мать родная
  2. Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
  3. Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.

8.Рефлексия

 - О чём же рассказ Драгунского? (вставляем вывод в слайд 2) Почему мы объединили эти произведения?

 - Кому ещё захотелось прочитать об этом? Список рассказов других писателей я повесила в наш уголок.

9. Итог урока.

- Закончите одно из предложений. Слайд 7

  1. На сегодняшнем уроке я узнал…
  2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с презентацией по литературному чтению. В. Драгунский "Тайное становится явным"

Тема: «Первичное знакомство с произведением В.Ю.Драгунского   «Тайное становится явным» Цели урока: - познакомить детей с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» - совер...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"

Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания....

Конкурс "Учитель года": Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

В 2017 году я участвовала в муниципальном этапе конкурса "Учитель года". Коллеги, предлагаю Вашему вниманию открытый урок по литературному чтению в 3 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »    Цели деятельности учителя: формирование  представлений о В.Драгунском, к...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме В.Драгунский "Тайное становится явным"

Данный урок входит в раздел литературного чтения "И в шутку и всерьез» (1 урок из двух отведенных по программе)На уроке были использованы следующие приемы работы с текстом: инсёрт (заметки ...

Конспект по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели деятельности: ознакомление детей с жизнью и творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умение...