Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме В.Драгунский "Тайное становится явным"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данный урок входит в раздел литературного чтения "И в шутку и всерьез» (1 урок из двух отведенных по программе)
На уроке были использованы следующие приемы работы с текстом: инсёрт (заметки на полях)-метод активного чтения дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника, применяется для эффективного чтения и размышления. Прием "Сюжетная таблица" заполняется на стадии осмысления по ходу работы с текстом. Прием "Денотатный граф"-способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Это помогает учащимся структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное. В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_moy.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

        Урок с использованием технологии продуктивного чтения в рамках требований ФГОС.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:  выставка книг В.Ю. Драгунского,  учебник (Литературное чтение. 2 класс.  Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 - 167 или текст рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями,  декорации к инсценировке  ( стол, тарелка, ложка, шляпа).

  1. Актуализация опорных знаний, целеполагание.

-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

   Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.  Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

Каждый урок чтения- это встреча с новым автором, знакомство с новым произведением.

-Что бы вы хотели получить от урока?  (сегодня на уроке мне хотелось бы...)

-Чтобы все получилось на уроке нам необходимо...(внимание,  хорошее чтение, отвечать на вопросы)

II.  Целеполагание.

Предлагаю каждой группе поработать в парах.

-Вспомните какие произведения мы изучали, соедините название с автором.

Е.Благинина                                "Зима недаром злится"

Ф.Тютчев                                      "Посидим в тишине"

В.Драгунский                               "Я маму мою обидел"

В.Осеева                                       "Волшебное слово"

Э.Мошковская                               "Товарищам детям"

Б.Заходер

-Все ли в порядке? ( нет произведения у Драгунского)

-Предположите, что будем изучать на уроке?

Вывешиваю на доску:

1.Знакомство с автором

2.Знакомство с новым произведением

3.Работать над выразительностью чтения

4Анализировать текст

-Итак, Виктор Драгунский

- кто уже слышал фамилию этого писателя?

- Скажите, что писал Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

- Верно рассказы.

- А какие рассказы писал Виктор Драгунский: смешные или грустные?

- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали? (Заколдованная буква, Денискины рассказы)

Давайте послушаем о Викторе Драгунском (рассказывает ученик)

Виктор Драгунский родился в 1913 году в Америке, но уже в 1914 семья вернулась в Россию, где и прошло его детство. Учась в школе он был очень активным, участвовал в играх, устраивал представления, пел, танцевал. В 17 лет Виктор принимает решение быть театральным актером.

Но началась война. В годы войны  вместе с театром он выступал  с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед ранеными в госпиталях, поднимая их боевой дух.

 Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев  от смеха.

 Виктору Драгунскому было без малого почти пятьдесят лет, когда стали выходить его книжки для детей. Самая известная книга Драгунского«Денискины рассказы».   Главным  героем  всех  историй  является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской.  Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз ( «Заколдованная буква», «Весёлые истории о школе», « Где это видано, где это слыхано…»), а над  другими задумываемся, грустим ( «Девочка на шаре», Друг детства», «А он живой и светится»).

Посмотрите на выставку книг. Это только малая часть его произведений. Кто заинтересуется его жанром, добро пожаловать в школьную библиотеку.

4. Работа с текстом до чтения

У вас на столах карточки с заданием. Здесь зашифровано название нашего произведения. Расшифруйте его

Таwйноzе стаsноdвитzся явsvным

-Прочитайте, что получилось. ("Тайное становится явным") -Как догадались?

-Все ли слова понятны?

-Что можно предположить по названию? (речь пойдет о каких-то тайнах)-

-Если кто-то читал, не открывайте тайну

-Что такое тайна? ( Нечто скрываемое от других, известное не всем.Нечто неразгаданное, ещё не познанное)-(СЛАЙД СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА)

-Назовите синоним к слову тайна (секрет)

-Как вы понимаете слово явным? (Известный, всем доступный, очевидный.)

- Станет ли тайное явным? (Эту фразу вывесить на доске и вернуться к ней в конце урока)

Работа с текстом во время чтения.

4. Чтение рассказа вслух по частям (учитель и хорошо подготовленные дети)

Возьмите карандаши,читая текст,рядом с непонятными словами ставьте (?)

  Чтение 1 части ( до слов "И мама ушла на кухню")

-КАКИЕ СЛОВА ОКАЗАЛИСЬ НЕПОНЯТНЫМИ?

Словарная работа.

Кремль-городские укрепления в древней Руси

- Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Царь-колокол и Царь-пушка-исторические памятники и достопримечательность московского Кремля

-интеллигентный-(Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

-не клевещите (клевета)- (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

- Что значит слово язвительный?(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАБЛИЦЕЙ ( словарную работу)

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «тайное становится явным»?

- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»? (ПРОЧИТАЙТЕ)

-Что не понял Дениска?

- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

-Объясните позицию мамы.(полезно)

-Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали? (ПРОЧИТАЙТЕ)

-Объясните позицию Дениски? (не любит , невкусно)

- Как вообще можно разрешить конфликт? (Уступить, договориться).

2 часть ( до слов:"Потом сразу вернулся и сел за стол")

ЭТУ ЧАСТЬ ЧИТАЮТ ДЕТИ САМИ ( 2-3 мин) и РАБОТАЮТ с СЮЖЕТНОЙ ТАБЛИЦЕЙ

КТО?

ЧТО?

ПРОБЛЕМА

ПОЧЕМУ?

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ

Денис

каша

Не хотел есть

Не любил, да еще и густая

1.Добавил хрен

2.Выбросил

(ТАБЛИЦА НА СЛАЙДЕ)

- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились, пришли к обоюдному согласию)

-Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?  

-Почему именно в Кремль  пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?

-Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность? Прочитайте)

-Как должен был поступить Денис?  

- А как поступил Дениска?

- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится?

 - Как вы думаете, Дениска баловался или действительно пытался выполнить мамино условие?

- Автор пишет: "А я остался с кашей наедине."

- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком)

-Почему же Дениска так говорит о каше?  (чувство обиды, досады)

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?

- Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлепал ложкой, посолил, посыпал сахару, долил кипятку, вылил в кашу всю баночку хрена). Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему Вы,  в отличие от Дениски смеётесь?

- Почему Дениска потерял сознание?

- О чем он думал в этот момент?

- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

- Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

- Почему Дениска не рассказал маме правду?

-Чем по вашему закончится рассказ? ( Кто знает -держите в секрете)

3 часть ( чтение рассказа до конца)-  (чтение по ролям) денотатный граф (на доске)

-Назовите героев нашего произведения (мама, Денис)

_Что чувствовала мама, когда посмотрела на тарелку? (восторг, радость)

-Что чувствовал при этом Денис, ведь его тайна не была раскрыта? (радость)

-А теперь посмотрите на с.166

-Каких еще героев видим? (милиционер, пострадавший)

--Какие чувства изобразил художник на лицах наших героев теперь? (мама-удивление, Денис-стыд)

-Что делает милиционер? (ругается) , а пострадавший (обиделся, огорчен)

Эту часть рассказа мы с вами прочитаем по ролям и попробуем интонацией передать чувства героев.

- Какой вывод сделал для себя Дениска?

- Будет ли с мамой продолжение разговора?

- Почему?

- Почему мама не ругала сына?.

 -Как признался мальчик?

 - Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?

 - Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?

 -Могла ли эта история произойти в жизни?

-Можно ли было рассказ  назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».

-Почему?

- О  каких же серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Драгунский

  - Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.)

Какой же Дениска?

-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?( Поступок,за который стало стыдно.)

-Как вы думаете,чему учит рассказ Драгунского? -Какой урок вы извлекли для себя? (Правду не скроешь.Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным)

Дверь отворилась и…какие новые герои появились? Объясните значение слов  "милиционер и пострадавший".

-Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным? (  Это человек, обладающий большой внутренней культурой. )

-  Клевета – что оно означает? (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)  

- Автор пишет: "язвительно рассмеялся милиционер".

-Как это  язвительно? (Стремящийся досадить, злобно, насмешливо. )

-  О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали?

Прочитайте, как выглядел пострадавший.

-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете? (стыд, разочарование)

 - А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.(стыд, неловкость за сына)

-  По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась? (по глазам)

-  Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается? - А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?  

Работа в парах

Вопрос 3 стр. 167 (обсудите с другом, что запомнил Дениска на всю жизнь?)

 Подведение итогов урока.

- Какое произведение читали на уроке?

- Что хотел донести до нас В. Драгунский?

- О чём должен помнить каждый человек?

-Давайте вернемся к вопросу, который мы задавали в начале урока

СТАНЕТ ЛИ ТАЙНОЕ ЯВНЫМ?

ВСЕГДА ЛИ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ? (рассуждения детей)

На свете так бывает,

Порой не разберёшь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

Оценки за урок.

Составление синквейна (по группам) ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

Дениска                                                             Дениска

Весёлый, озорной                                    Внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал                  Ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным        Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис (Это правда)                            (Урок)Думай!

Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама

 Тест. ( слайд ) А сейчас давайте  проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.  Прочитайте  и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

-  Мишка

-  Дениска

-   Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

-   в Мавзолей

-   в Грановитую палату

-   в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

-   манная

-   гречневая

-   овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

-   съел

-   выбросил в окно

-   отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

-   в магазин за покупками

-   в театр на спектакль

-   фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

- обрадовалась

- заплакала

- ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

-   Я все равно пойду в Кремль!

-   Тайное  всегда становится явным.

-   Я весь вечер проведу в углу.

-ВЗАИМОПРОВЕРКА

-Возьмите карандашики, перечитайте стр....Найдите действующих лиц, отметьте, где чьи слова. На эту работу 2 мин.

-Сколько действующих лиц? Назовите их ( милиционер, пострадавший, мама и Дениска)

-Каким голосом надо читать слова милиционера? пострадавшего? мамы? Дениски?

-Объединитесь в группы, распределите роли и прочитайте по ролям.

Чтение у доски 1-2 групп.

Инсценировка.

-Ребята, вы любите театр? 2019 год объявлен президентом -годом театра. Сегодня мы тоже побываем в театре и посмотрим маленькую сценку наших ребят.

Работа с текстом после чтения.  ( А можно поработать с цицатным планом)

Ребята, подумайте,  как менялось настроение главных героев.

Как менялось настроение мамы

Гордость

 Недоумение

Радость за сына

Стыд

Неловкость за сына

Как менялось настроение Дениски

Радость от найденного выхода

Обида

Стыд

Неловкость

досада

Работа в парах. Словарик настроений.(Гордость, радость за сына, недоумение, стыд и неловкость за сына),(Обида, досада, радость от найденного выхода, стыд и неловкость)

1 группа: Как менялось настроение мамы? (Гордость, радость за сына, недоумение, стыд и неловкость за сына)

2 группа: Как менялось настроение Дениски? (Обида, досада, радость от найденного выхода, стыд и неловкость)

- Какой вывод сделал для себя Дениска?

- Будет ли с мамой продолжение разговора?

- Почему?

- Почему мама не ругала сына?.

 -Как признался мальчик?

 - Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?

 - Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?

 -Могла ли эта история произойти в жизни?

-Можно ли было рассказ  назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».

-Почему?

- О  каких же серьёзных вещах с юмором рассказывает В.Драгунский

  - Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.)

Какой же Дениска?

-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?( Поступок,за который стало стыдно.)

-Как вы думаете,чему учит рассказ Драгунского? -Какой урок вы извлекли для себя? (Правду не скроешь.Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным)

Проверка читательского восприятия

Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым неожиданным?

Почему было смешно?

РЕФЛЕКСИЯ  (ДЕРЕВО УСПЕХА)

Составление синквейна (по группам) ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

Дениска                                                    Дениска

Весёлый, озорной                           Внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал           Ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным  Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис (Это правда)                            (Урок)Думай!

Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама

IX. Подведение итогов урока.

- Какое произведение читали на уроке?

- Что хотел донести до нас В. Драгунский?

- О чём должен помнить каждый человек?

На свете так бывает,

Порой не разберёшь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

Оценки за урок.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1.

 Имя существительное, выраженное одним словом.

ДЕНИСКА

2.

 Описание темы именами прилагательными

3

Описание действия

4

Фраза, выражающая отношение автора к теме.

5

 Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы

6. Тест. ( слайд ) А сейчас давайте  проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.  Прочитайте  и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

-  Мишка

-  Дениска

-   Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

-   в Мавзолей

-   в Грановитую палату

-   в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

-   манная

-   гречневая

-   овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

-   съел

-   выбросил в окно

-   отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

-   в магазин за покупками

-   в театр на спектакль

-   фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

- обрадовалась

- заплакала

- ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

-   Я все равно пойду в Кремль!

-   Тайное  всегда становится явным.

-   Я весь вечер проведу в углу.

-ВЗАИМОПРОВЕРКА

7.Работа в группах.

Первая  группа – составляет (последовательно выстраивает)  план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План:                                                                                                  

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
  • Завтрак.
  • Предложение мамы.
  • Мучения с кашей и избавление от неё.
  • Возмущённый милиционер.
  • Пострадавший дяденька.
  • Рассерженная мама.
  • Урок на всю жизнь.

2гр—цитатный план—расположить по порядку:

«-А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание.»

«-Видеть не могу манную кашу!»

«А я остался с кашей наедине.»

«…вы выливаете всякую гадость за окно!»

«-Ты это запомнил на всю жизнь?»

«У меня зуб вывалился и свистит.» (убрать лишнюю часть)

3группа- выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.( по которым можно будет пересказать текст)

 - Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту

Опорные слова и словосочетания:                                                  

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар  соль

Кипяток

Окно  улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Варенье

Пострадавший

Шляпа

Балкон

Рассердилась

Баба-Яга

Почистить

Правильно

Запомним  

Опорные слова и словосочетания:                                                  

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар  соль

Кипяток

Окно  улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Варенье

Пострадавший

Шляпа

Балкон

Баба-Яга

Рассердилась

Почистить

Правильно

Запомним  

4 группа – мультипликаторырасположить иллюстрации в хронологическом порядке (выделить в разрезанном тексте слова, подходящие к иллюстрации—маркером

5 группа - артисты

Эпизод по ролям (Мама, Денис, милиционер, прохожий)

6 гр.—придумать по 1 вопросу к каждой части:

1.        Как мама

2.        Куда

3.        Что

4.        Как

5.        Что

Проверка читательского восприятия

Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым неожиданным?

Почему было смешно?

РЕФЛЕКСИЯ  (ДЕРЕВО УСПЕХА)

Составление синквейна (по группам) ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ

Дениска                                                    Дениска

Весёлый, озорной                           Внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал           Ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным  Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис                                   Думай!

Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама

 Биографию читает учитель (слайд )

    Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

- И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Итак, скажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский.

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

Совершенно верно поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.

Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это только маленькая часть его произведений.

Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

(о детях и для детей)

Кто заинтересуется его жанром, то добро пожаловать в школьную библиотеку.

Так  каким  человеком был Виктор Драгунский?

(он был весёлым человеком и очень любил детей)

- Как  называется его главная книга? (Слайд )

(Денискины рассказы)

Совершенно верно, поэтому множество своих произведений он посвятил детям.

И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его произведений

Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

5. Чтение трудных слов по слогам

Читай первый раз  плавно, по слогам, а затем целыми словами. (парами)

Ста–но–вит–ся     -   становится

гра–но–ви–той      -   грановитой

о–ру–жей–ной      -    оружейной

ин –те –рес-но–го  -   интересного

о –ста –но –ви –лось  - остановилось

вы–плес–нул           -   выплеснул

ми-ли-ци–о–нер  -  милиционер

ин –тел–ли–ге –тный   - интеллигентный

го–су–дар–ство     - государство

му–со–ро–про–вод  -  мусоропровод

по–стра–дав–ший     -  пострадавший

яз–ви–тель–но        -  язвительно

фо–то–гра–фи–ро–вать–ся   - фотографироваться

Словарная работа.

Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

- Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

-Подберите синонимы к этому слову.

-Какие слова мы называем синонимами?  ложь, враньё, выдумка, наговор

-И последнее слово Язвительный – что это значит?

злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы:  злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Физминутка

6. Чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися

     1 часть (учитель)

--- Что может произойти дальше ?

   2 часть (ученик)

 --- Чем , по – вашему, закончится рассказ ?

     3 часть (учитель)

---  Почему этот рассказ Драгунского называется «Тайное становится явным»?

7. Чтение текста по частям. Словарная работа. Анализ.

1 часть« И мама ушла на кухню»

  • Что мешало Дениске заснуть?
  • А в каком городе происходят события?
  • А как вы догадались?
  • Что такое Московский Кремль?  ( Древнейшая часть Москвы.Постройки Кремля обнесены высокой каменной стеной)
  • Может, вы что-то слышали о Грановитой палате?  (Это историческое двухэтажное здание на территории Кремля. Стена облицована граненым белым камнем. Отсюда и название – Грановитая. В этом здании велся прием особенно уважаемых иностранных гостей)
  • Оружейная палата . Откуда может быть это название?  (
  • Царь – пушка ( Отлита  как памятник. Из нее не было сделано ни единого выстрела.)
  • Русский царь Иван Грозный ( Грозным его называли за его жестокий нрав, характер.)
  • Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль?
  • Какое условие мамы он должен был выполнить?
  • Почему мама хотела, чтобы Дениска хорошо покушал? Найдите эти слова в тексте.
  • Найдите описание ,как Дениска ел яйцо. (Раскромсал – раздавил на кусочки)
  • А за что можно похвалить Дениску ?

2 часть«Потом сразу вернулся и сел за стол»

  • Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее?
  • Почему у нашего героя глаза на лоб полезли?
  • Как мальчик избавился от каши?

         3 часть

                  -- Почему милиционер был удивлен, что мама вылила кашу за окно?(Все удобства, мусоропровод, интелл.человек)

  • Почему Дениска понял, что они не пойдут в Кремль?
  •  Найдите предложение, подходящее по смыслу к предл «Не говорите неправду»
  • Что говорит о том, что дяденька был испуган и расстроен?
  • Найдите в тексте описание внеш.вида дяденьки. Какие чувства испытали ?
  • Какие чувства испытывала мама, когда все выяснилось?

1 часть (до слов «ложись-ка ты спать»)

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «тайное становится явным»?

- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

2 часть (до слов « … я ей давлюсь!...»)

- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (Уступить, договориться).

3 часть (до слов «И мама ушла на кухню»).

как решили конфликт мама и Дениска? (Договорились, нашли компромисс).

4 часть (до слов «Ну вставай, одевайся…)

- Как поступил Дениска?

- Почему Дениска выбросил кашу в окно?

- Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлепал ложкой, посолил, посыпал сахару, долил кипятку, вылил в кашу всю баночку хрена).

- Почему Дениска потерял сознание?

- О чем он думал в этот момент?

- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

- Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

- Почему Дениска не рассказал маме правду?

5 часть ( чтение рассказа до конца)

- Дверь отворилась и … какие новые герои появились? ( Милиционер и пострадавший)

- О чем подумал Дениска, увидев пострадавших?

- Какие чувства испытал мальчик?

- А что испытала мама?

- По какой причине Денис понял, что мама очень рассердилась?

Прочитайте об этом.

- Почему мама не стала ругать сына?

Проверка читательского восприятия

Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым неожиданным?

Почему было смешно?

  • . Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить  работу  таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Работа в группах.

Первая  группа – составляет (последовательно выстраивает)  план (карточки даны вразброс)

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План:                                                                                                  КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
  • Завтрак.
  • Предложение мамы.
  • Мучения с кашей и избавление от неё.
  • Возмущённый милиционер.
  • Пострадавший дяденька.
  • Рассерженная мама.
  • Урок на всю жизнь.

Вторая  группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.( по которым можно будет пересказать текст)

 - Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:                                                  КАРТОЧКИ

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар  соль

Кипяток

Окно  улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Гадость

Пострадавший

Шляпа

Каша на шляпе

Рассердилась

Почистить

Правильно

Запомним  

1 гр—цитатный план—расположить по порядку:

«-А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание.»

«-Видеть не могу манную кашу!»

«А я остался с кашей наедине.»

«…вы выливаете всякую гадость за окно!»

«-Ты это запомнил на всю жизнь?»

«У меня зуб вывалился и свистит.» (убрать лишнюю часть)

2 гр—опорные слова, убрать лишние, остальные расположить по порядку (по частям):

тайна

наказание

каша

Кощей

Кремль

хрен

кипяток

окно

шляпа

запомнил

Баба-Яга

варенье

балкон

отругала

пострадавший

рассердилась

страшно взглянуть


3 гр.—придумать по 1 вопросу к каждой части:

1.        Как мама

2.        Куда

3.        Что

4.        Как

5.        Что

1 группа – мультипликаторырасположить иллюстрации в хронологическом порядке (выделить в разрезанном тексте слова, подходящие к иллюстрации—маркером

- Расположить картинки по порядку, подписать предложениями из рассказа.

2 группа - артисты

Эпизод по ролям (Мама, Денис, милиционер, прохожий)

3 группа. Из «Копилки слов» выбрать слова, характеризующие Дениску и его маму.

Дениска – озорной, хитрый, догадливый.

Мама – мудрая, заботливая, строгая, догадливая, справедливая.

Составление синквейна (по группам)

Дениска                                                    Дениска

Весёлый, озорной                           Внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал           Ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным  Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис                                   Думай!

Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама.

18. Тест. ( слайд ) А сейчас давайте  проверим внимательно ли вы прослушали рассказ.  Прочитайте  и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

-  Мишка

-  Дениска

-   Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

-   в Мавзолей

-   в Грановитую палату

-   в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

-   манная

-   гречневая

-   овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

-   съел

-   выбросил в окно

-   отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

-   в магазин за покупками

-   в театр на спектакль

-   фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

- обрадовалась

- заплакала

- ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

-   Я все равно пойду в Кремль!

-   Тайное  всегда становится явным.

-   Я весь вечер проведу в углу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее п...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...