В. Драгунский "Не пиф, не паф"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Солгалова Ольга Александровна

Урок исследование с использованием технологии критическогомышления через чтение и письмо.

В начале урока дети называют  главного героя "трусливым", а в конце они о нём говорят, как о добром, "жалостливом" человеке.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_pif._ne_paf.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения  во 2 классе

Автор

Солгалова Ольга Александровна

ОУ

МБОУ «СОШ№11»

Предмет

Литературное чтение

Тема

В. Драгунский «Не пиф, не  паф», 1 урок»

Класс

2 класс

Учебно-методическое обеспечение

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс УМКА «Гармония» О. Кубасова
  • рассказ В. Драгунскго «Не пиф, не  паф»;
  • портрет писателя;
  • выставка книг В. Драгунскго ;
  • презентация к уроку (для учащихся);
  • иллюстрации к рассказам Драгунского.

Время реализации занятия

2 четверть  35 урок по тематическому планированию

Цель урока

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «добрый», «жалостливый» при работе с художественным текстом.

Задачи урока    

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
  • воспитание любви и уважения в семье.

Тип урока

работа с художественным текстом

Форма урока

Урок-исследование

Оборудование

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник,  письменные принадлежности

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • дерево предсказаний;
  • кластер;
  • синквейн;
  • собери стихотворение;
  • ромашка Блума.

Формируем УУД:

Познавательные УУД

  1. умение извлекать информацию из текста
  2. умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. умение обобщать и классифицировать по признакам
  4. умение делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД

  1. умение слушать и понимать других
  2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. умение определять цель деятельности на уроке
  4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  5. умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

1 мин

2. Психологический настрой

1 мин

3.Определений целей урока

3 мин

4. Проверка домашнего задания

10 мин

5. Подготовительный. Стадия вызова

8 мин

6. Физминутка для глаз

1 мин

7. Восприятие нового. Стадия осмысления

7 мин

8. физминутка под музыку

1 мин

9. Присвоение информации. Стадия рефлексии

5 мин

10.Д. з

1 мин

11.Иог урока

5 мин

Ход урока

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3.Определение целей урока.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?

Дети говорят свои предположения, заполняют клайстер на доске.

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке

4. Проверка домашнего задания.

Цель:

- заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Ребята, что вы готовили к уроку дома?  

Рассказ  о В. Драгунском.

Чтение, пересказ и инсценирование рассказа «Когда я был маленьким».

 Дети делятся  впечатлениями о прочитанном.

Слайды. «Заколдованная буква», «Когда я был маленький».

– Что объединяет все эти рассказы? (Они забавные, веселые)

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

5.Подготовительный.

Цель: 
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

----------- (Драгунский)

Веселый, остроумный

работал, учился, писал

Он заставлял всех улыбаться.

Писатель.

Вопрос:

 Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения).

 Выбирается  фамилия – Драгунский.

 Произведение,  какого писателя мы будем изучать сегодня на уроке?

Прогнозирование.

Работа с деревом предсказаний.

 – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

-Чем закончится рассказ с таким названием?

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  1. Физминутка

Физминутка для глаз

7. Восприятие нового.

Цель:   Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Стадия осмысления

  • Чтение с остановками.

Фрагмент 1 Дети читают цепочкой.

Вопросы по осмыслению текста:

Что мы можем сказать о мальчике?

 - Бабариха, героиня какой сказки?

- Кто знает автора?

– Какие слова в этом отрывке вам были непонятны?

- Что происходило со сказками, после просьбы мальчика пропустить страшные места?

Работа в группах.

Заполнение кластера.

 Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

 Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

– Впишите в клайстер слова, которые характеризуют нашего героя?

Приложение 1.

П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7.  Физминутка под музыку.

«Зайчик»

8.  Восприятие нового.

Цель:   -выяснить как учащиеся поняли произведение;

-развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Прогноз: – Можете вы предположить, почему рассказ называется «Не пиф, не паф»?

Вопросы по осмыслению:

 Какую сказку мальчик сделал самой короткой?

- За какую сказку особенно переживает?

- Почему он так переживает за эту сказку?

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

9. Присвоение информации

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Можете ли вы сказать,  почему рассказ так называется?

- А теперь вы можете предположить, что может произойти в тексте с таким названием?

Работа с ромашкой «Блума»

Каждая группа выбирает свой лепесток.

Дети обдумывают свои вопросы (Звучит  песня «Дорогою добра).

Группы выбирают задания.

  • Составление синквейна.

1.Мальчик

2. _______,________.

3.________,_______,________.

4._________________________.

5._________.

  • Собери стихотворение.

Ты мой солнечный          мальчишка
Кто то скажет -          "Это слишком!
Не бывают                   мальчики
Солнечными               зайчиками!"

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

10. Д.З.

Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 100-103 по ролям.

11. Итог урока

Можем ли мы сказать, что, изучая произведения Драгунского, мы идем дорогою добра?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке Работа в группе.

  1. Если вам было на уроке комфортно, интересно вы поставите точку в центре круга.
  2. Если вам, что-то не понравилось, то дальше от центра.