Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс) на тему

Тюльберова Анастасия Альбиновна

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_priema_po_chg_tyulberovoy_a.a.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Описание приема «Чтение с остановками» на литературном чтении для формирования читательской грамотности младших школьников

учителя начальных классов

Ермаковской СОШ №2

 Тюльберовой Анастасии Альбиновны.

Тема практики: чтение с остановками.

Основная идея практики:  заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения.

Задача, решаемая через использование данной практики. Актуальность.

    Применяя данный прием, дети спорят, фантазируют, размышляют вслух, вчитываются и вслушиваются в текст. Учатся работать в парах и группах, учатся мыслить гибко и оригинально, учатся  сотрудничать.   Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений. Данный приём обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение.

    Приём можно использовать на уроках литературного чтения, при любом УМК.

       Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием  имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными:  беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, синквейн.

    Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста.

Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.

В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.

Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой-то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.

Примерные вопросы приема « чтение с остановками».

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие чувства у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Результат применения данной технологии:

  • повышение коммуникативной компетенции,
  • развитие творческих способностей,
  • развитие самоуважения,
  • формирование адекватной самооценки,
  • формирование потребности творческой самореализации,
  • повышение мотивации школьников к изучению литературы,
  • социализация личности.

Рождаются удивительные  стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и замыслы.