Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников.
учебно-методический материал по чтению

Петрова Ираида Иннокентьевна

Нестандартные методические приемы для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_i.i.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников.

Петрова Ираида Иннокентьевна

МОБУ СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина

      Аудиовизуальная информация, мультимедийный мир ТВ и интернет, которые прочно вошли в нашу жизнь привели к процессу снижения интереса детей к чтению, к книге. Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, но и в том, что у них пропал интерес к этой сфере занятий. В формировании читательской компетентности основную роль играют уроки литературного чтения. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего образования, где чтение является главным элементом всех учебных действий.

      Задача современного учителя - сформировать навык творческого чтения, привить культуру чтения, воспитать заинтересованного читателя, любящего чтение и книгу, создание условий для развития читательского интереса. Только через грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на уроках можно добиться ожидаемых результатов.

В данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

- развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм и методов урочной деятельности;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих заданий;

- стимулирование творчества детей.

      Рассмотрим несколько интересных, на мой взгляд, нестандартных методических приемов для формирования читательского интереса младших школьников на уроках.

      На этапе подготовки к восприятию текста необходимо ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении. Приведу некоторые приёмы работы, которые помогут привлечь внимание и интерес детей к прочитываемому произведению.

 Прием «Прогнозирование». Рассмотрим на примере работы над рассказом Е.Чарушина «Страшный рассказ», 2 класс, УМК «Школа России»

 1) Предопределение сюжета содержания по названию произведения.

 - Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём рассказ?

2) Предопределение сюжета, развития событий по опорным словам.

 - Прочитайте опорные слова. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении, которое будем читать?

(На доске слова: дача, стемнело, ползает, шуршит, не боимся, топает, открыли, чулан, зажгли, пробежал).

3)  Предопределение сюжета развития событий по концовке текста.

На доске: «Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом, пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся».

 - Прочитайте название и концовку текста. Как вы думаете, каков сюжет рассказа?

  3) Составление рассказа на основе предложенного плана.

На доске:

План:

 1.Мальчики остались одни;

2.Странные звуки;

3.Испуганные дети;

4.Родители вернулись;

5.Неожиданная находка;

6.Ёжик остался на даче.

        Таким образом дети, располагая минимальной информацией должны спрогнозировать сюжет рассказа, доказать или обосновать свои мысли.

        После такой работы можно использовать прием «чтение с остановками», где дети читают первый абзац текста, сверяют  со своим прогнозом, возникают новые вопросы, связанные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читают следующий абзац с предварительным прогнозом сюжета и т.д.

         На этапе осмысления изучаемого произведения можно использовать так называемый приём «Кубик Блума». На сторонах кубика представляет собой должны быть написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови…»  «Почему…»  «Объясни…»  «Предложи…» «Придумай…»   «Поделись…»

        Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Бросает кубик, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Например, предложи (свой вариант названия); назови (основных героев); придумай (другой ход событий); почему (основной герой поступил так); объясни (почему такой конец); поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанного). Этот приём можно использовать в групповой работе.

       В групповой работе также можно использовать методику «Ковёр идей». «Ковёр идей» – один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа.        

       Первый этап – понимание проблемы. Ученикам предлагается ответить на проблемный вопрос. Группы получают цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы. Ответы группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

       Второй этап – поиск решений. Что можно изменить в данной ситуации? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап  – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Рассмотрим на примере рассказа Л.Толстого «Прыжок».

На первом этапе ставится проблемный вопрос «Из-за чего мальчик совершил прыжок?».

          На втором этапе дети в группах отвечают на вопрос «Что побудило мальчика броситься отбирать у обезьяны шляпу и в погоне взбираться все выше и выше?». Дети должны осознать мотивы поступка капитанского сына.

          На третьем этапе отвечая на вопросы «Можно ли было избежать этой ситуации?», «Что бы вы лично сделали, вместо сына капитана?», дети оценивают поступки всех героев рассказа, предлагают свои суждения по решению проблемы.  

          На четвертом этапе дается возможность детям доказывать свою точку зрения.

      В последнее время на уроках учителя широко используют приём «РАФТ»

Р – роль (любой человек)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф – форма (рассказ, сказка)

Т – тема

Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ о том, что узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени от имени героя произведения.

Например, на уроке в 4 классе по произведению К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» дается домашнее задание написать письмо Э.Григу от Дафни или написать письмо-совет (письмо-поддержку) Дениске Кораблеву из произведения В.Драгунского «Главные реки».

          Игровой прием, который детям очень нравится – это «Суд над героями», где они выступают в роли «адвоката», «судьи», «потерпевшего», «свидетелей» и «прокурора».

Например, на уроке по работе над сказкой «По щучьему велению» можно организовать суд над Емелей. Предварительно чтение сказки и «подготовка к суду» дается на дом. Но «суд» идет в форме дебатов, т.е. никаких готовых текстов для выступлений нет. На уроке обобщения «Поэтическая тетрадь» по теме «Зима», можно провести «Суд над зимой», где «прокурор» выступает в роли обвинителя Зимы. В своей «обвинительной речи» пытается доказать, что зима – плохое время года: холодно, ветры, короткие дни, что невозможно находиться долго на улице, гулять, играть и т.д. «Свидетелями» выступают те, кто любят зиму и те, кому не нравится это время года. Они приводят примеры из изученных стихотворений поэтов-классиков этого раздела. Например, «Божьи дни коротки, солнце светит мало» («Зима» И.Суриков), «Уж теперь не будет спору: за салазки, да и в гору весело бежать!» (А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»), «Весь ты перезябнешь, руки не согнешь», «Вот качусь я в по горе крутой.. » («Детство» И.Суриков», «На дворах и домах снег лежит полотном. И от солнца блестит разноцветным огнём» («Встреча зимы» И.Никитин). и т.д.

       Следующий прием, который очень нравится детям – конкурс ораторов. Дети выступают в роли героев произведений. Например, в 4 классе при изучении сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» детям на дом задается подготовить выступление в роли «зверя лесного, чуда морского», купца и его дочерей, рассказать о себе. После выступлений «героев», слушателям предлагается задать вопросы. Здесь можно использовать игру «тонкие» и «толстые» вопросы. На «тонкие» вопросы можно дать однословные ответы, а чтобы ответить на «толстые» вопросы, нужно поразмышлять, обосновать свой ответ.

     Кроме перечисленных, существует множество приемов и методик для развития познавательной активности и интереса к чтению. Это и составление кластеров, синквейнов, кроссвордов, и инсценирование, и др. Использование нетрадиционных приемов позволяет обеспечить эффективную организацию урока для достижения заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную деятельность, развивает читательский интерес, коммуникативные умения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Педагогический проект«Формирование читательского интереса у младших школьников с умственной отсталостью».

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития....

Формирование читательского интереса у младших школьников

На современном этапе государство ставит перед учителем начальных классов новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Тра...

Формирование читательского интереса у младших школьников

В презентации раскрывается сущность понятия "читательские интересы" и роль уроков литературного чтения в формировании читательских интересов....

Средства и приёмы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Выделены приемы формирования читательской грамотности у младших школьников на уроках лите...

Формирование читательского интереса у младших школьников.

Статья  для выступления на МО учителей начальной школы...