Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Красноруцкая Тамара Васильевна

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.                                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_3v.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

      Приложение

                                                                                                                                                                                                 к основной образовательной программе

 начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                             Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                           «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2014 г                                                   __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                             Приказ №269 от 01.09.2014

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

Руководитель МО_____________ И.А. Муленкова

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Этика: азбука добра»  

на 2014 -2015  учебный год

Класс: 3в  

Руководитель кружка:  Красноруцкая Тамара Васильевна

Излучинск

2014

1.Введение.

    Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.                                                                                                                                         Актуальность программы:                                                                                                                       

Проблема нравственного развития подрастающего поколения всегда была приоритетной задачей воспитания российской школы. Именно поэтому в российской школе всегда были предметы, ориентированные на формирование духовно-нравственных качеств человека, и именно поэтому все школьные предметы и особенно гуманитарного цикла содержали в себе нравственное содержание.

Осознавая неблагополучие нравственного состояния подрастающего поколения, российская государственная власть совместно с традиционными религиозными конфессиями  России приступила к реализации широкомасштабного эксперимента, направленного на духовно-нравственное

воспитание учащихся российских школ.

Усиление внимания к нравственному развитию школьников определяет ориентацию данного предмета не только на предметные знания и умения, но прежде всего на формирование и развитие нравственной сферы учащихся. А это предполагает усвоение этических норм и понятий, культуры поведения.

В формировании всех этих качеств  предмет «Этика» имеет системообразующее значение.

Эффективность начального нравственного образования возрастает при опоре на индивидуальные возможности младших школьников.

Ориентация содержания нравственного образования на базовые человеческие ценности обеспечивает реализацию задач  гуманизации и гуманитаризации начального образования. Выполнение школьниками требований подтверждает достижение ими необходимых знаний о нравственных понятиях и категориях, умений делать нравственный выбор и занимать нравственную позицию, навыков культурного поведения, сформированность ценностных отношений и элементов учебной деятельности, таким образом, обеспечивается решение важнейших задач начального духовно-нравственного образования.

Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и  самовоспитания
Задачи:
 Смена приоритетов в целях начального образования меняет соотношение между так называемыми «основными» и «второстепенными» предметами; создает основу для разработки новых учебных предметов, таких как «Этика», которые более широко и полноценно реализуют задачи духовно-нравственного развития личности.

Разработка содержания нравственного образования в начальной школе основывается на реализации общих и конкретных целей начального образования, которые  обусловлены общим положением о школе I ступени, которая призвана обеспечить этап нравственного становления личности младшего школьника. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки не только учебной деятельности, но овладевают системой нравственных понятий и навыков нравственного поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Для реализации этих социально-личностных задач на первый план ставятся цели духовно-нравственного развития личности ребенка на основе формирования коммуникативной и учебной деятельности.

В соответствии с таким подходом необходима ориентация всех учебных предметов не только на знакомство с нравственными эталонами и нормами, умениями и навыками нравственного выбора и поведения, но и нацеленность на формирование нравственной личности.

2.Содержание программы:

        Содержание духовно-нравственного образования в начальной школе определяется совокупностью нравственных знаний, деятельности и отношений на уровне, доступном младшим школьникам и обусловленном возрастными возможностями и учебной нагрузкой в начальной школе.

. Примерное содержание нравственного образования на уровне определяется доступностью для понимания младшими школьниками базовых нравственных понятий и категорий и обусловлено возможностями учебной нагрузки в начальной школе.

Для развития   социальной сферы  личности   учащихся содержание  в представлено в разделах :  «Школьный этикет» и «Этикет в нашей жизни» (для 3 классов); «Моя семья» (для 3 класса)  

Для развития  индивидуальной сферы личности учащихся разделы содержания подразделяются по уровням конкретных и обобщенных знаний и образов поведения. Для учащихся  3 класса в Разделе «Быть опрятным – быть приятным». Знания детей о себе обобщаются в виде обязательных нравственных норм и требований.

Направленности на формирование нравственной убежденности личности и созидательной позиции учащегося начальной школы, который осваивает социальный статус ученика, соответствует выделение в содержании уроков следующих разделов:данное содержание расширяется до нравственного правила в разделе «Труд кормит, а лень портит» (для 3 класса). Знания учащихся начальной школы о нравственных нормах обобщаются в разделах«Вежливость и порядочность» (для 3 класса).

Нравственному развитию социокультурной сферы личности учащихся начальной школы и освоению ими нравственной  культуры,  признаваемой всеми народами способствуют такие разделы содержания программы: «Правила вежливости», «Мы живем среди людей (Правила общения), «Культура отношений с людьми», «Культура отношений с миром природы».

-Повторение  изученного  во 2 классе

-Моя семья -4 часа

-Быть опрятным  -  быть приятным – 3 часа

-Этикет в нашей жизни – 2 часа

-Труд кормит, а лень портит -2 часа

-Мы живём среди людей - 7 часов

-Культура отношений с людьми – 4 часа

-Вежливость и порядочность -3 часа

-Законы жизни -3 часа

3.Место  курса во внеурочной деятельности:

  В соответствии с  планом внеурочной деятельности курс «Этика: азбука добра» изучается с 1-го  по 4-й  класс по одному часу  в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 128 часов.

                 3 класс- 1 час в неделю (34 часа в год)

4.Ожидаемые результаты освоения программы:

Учащиеся, оканчивающие 3 класс, должны знать и уметь :

 В связи с этим, введены следующие требования к уровню воспитанности обучаемых:

  • адаптация к окружающей природной и социальной среде;
  • овладение разными видами нравственного поведения и в разных видах деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной и др.);
  • формирование личностного нравственного отношения к окружающему в процессе освоения этических и нравственных норм, самоконтроля и самооценки;
  • достижение оптимального уровня развития нравственного сознания, характеризующего готовность к дальнейшему обучению и конструктивным взаимоотношениям с окружающими людьми и миром.

При этом достигается формирование не только предметных знаний и навыков в области духовно-нравственного образования, но и нравственных качеств, соответствующих базисным компонентам деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, трудовой, эстетической и физической.

5. Календарно-тематическое планирование

 «Этика: азбука добра»

3 КЛАСС, 1 час в неделю (34 в год)

Тема

Дата

план

факт

Урок 1.

Повторение

Раздел I. Моя семья

Урок 2.

Люди, которыми мы дорожим

Урок 3.

Бережность в семье  

Урок 4.

Помощь и забота

Урок 5.

Мы нужны своим близким

Раздел II. «Быть опрятным – быть приятным»

Урок 7.

Бережность к книгам и школе.

Урок 8.

Правила опрятности и точности

Урок 9.

Правила обязательности и ответственности

Раздел III. Этикет в нашей жизни

Урок 24.

Правила поведения в гостях

Урок 25.

Разговор по телефону

Раздел IV.  «Труд кормит, а лень портит» 

Урок 10.

О трудолюбии

Урок 11.

О созидании и разрушении

Раздел V. Мы живем среди людей (Правила общения)

Уроки 12-13.

Правила для всех

Урок 14.

Что такое правило «Нельзя»?

Урок 15.

Щедрость (бескорыстие)

Урок 16.

Уважение к людям

Урок 17.

Внимательность и предупредительность

Урок 18.

Отношения с близкими и незнакомыми людьми

Раздел VI. Культура отношений с людьми

Урок 26.

Сила слова. Слово лечит

Урок 27.

Слово и ранит

Уроки 29-34.

Обобщающие и итоговые уроки

Раздел VII. Вежливость и порядочность

Урок 10.

Вежливость

Урок 11.

Порядочность

Урок 12.

Ложь и бесчестие.

Раздел VIII. Законы жизни

Урок 15.

Несправедливость

Урок 16.

Справедливость

Урок 17.

Обобщающий или итоговый урок

6. Используемая литература:                                                                                 1.А.А.Плешаков, А.А. Румянцев.«Великан на поляне,  или  Первые уроки      экологической этики: Книга для учащихся начальных классов.»  

   2.А.Г. Асмолов «Психология личности» М.1990г.

   3. Л.И.Божович «Личность и её формирование в детском возрасте»

       М. «Педагогика», 1968г.

   4.М.Н.Дудина «Педагогика: долгий путь к гуманистической этике «Наука»         Екатеринбург, 1998г.

   5. А.К.Маркова, др. «Формирование мотивации учения» Книга для учителя        

         М. «Просвещение», 1990г.

   6.  А.И.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» М. «Педагогика», 1988г.

   7. В. Трофименко, А. Ромин «Поговорим об этике» М. «Просвещение», 1991г.

  8. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» М. «Просвещение», 1992г.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нрав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс

Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Этика: азбука добра" разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом требо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс

Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания...