Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Красноруцкая Тамара Васильевна

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_etika_1_v.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Введение.

        Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

      Актуальность программы: основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормами и правилами общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем,  что идеи добра  и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

     Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и  самовоспитания.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека– добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

2.Содержание программы:

                              Ценностные ориентиры содержания факультатива

 

     Содержание программы факультатива раскрывают правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развития нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

   1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.            

     В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.

     Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

     Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.

     Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями

(например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,

«Что можно посоветовать в данной ситуации? Как ее изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

     Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогии  и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

     В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументации своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий   представлены задания, их формирующие.

   Дорожный  и школьный этикет (понятия об основных правилах поведения на дороге и в школе):

Правила поведения на дороге, в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены, как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Безопасное поведение на дорогах, в школе, коридорах, на лестнице.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене), на дороге.

Правила общения (взаимоотношение с другими людьми):

Правила вежливости с водителями автотранспортных средств, с одноклассниками и взрослыми, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа  близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

   Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) .  Практическое знакомство с правилами  коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

-использовать в речи слова вежливости;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника, добавлять их в высказывания;

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков ( в реальной жизни, героев произведений);

-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

-записывать сюжетную картину;

-оценивать адекватность ситуации и предотвращать конфликты;

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

   Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися  собственного отношения к труда. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

    Пути и способы преодоления, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

   Анализ и оценка своих действий во время уроков труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

-проводить хронометраж дня, анализировать распорядок дня, корректировать его;

-оценивать свои действия во время урока, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота , опрятность, аккуратность в человеке.

  Правила опрятности и их значение для здоровья, уважение окружающих, собственного хорошего самочувствия.

   Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствии ситуации.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

-оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

   Правила поведения в общественных местах ( в магазине, в библиотеке и т.д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; четко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

-использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

3.Место  курса в учебном плане:

    Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебно плана внеурочной деятельности.  В 1 классе -  33 часа в год (1 час  в неделю, 33 учебные недели).

4.Ожидаемые результаты освоения программы:

1 класс

 Учащиеся будут знать:

     - правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах,  правильную организацию работы на уроке,  уметь оценивать      своё   поведение,

      - основные   требования   к   внешнему   виду   человека  и уметь выполнять основные правила опрятности;

      - правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках.

     -  слова вежливости,

     - основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся получат возможность научится:    

 -  применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

 -  применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

  - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников,    

   - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей,

  -  работать в паре и в группе,

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким,

  - культурно выражать  свои эмоции в совместной работе

   - ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематике.  

5. Календарно-тематическое планирование

 курса «Этика: азбука добра»

1 класс 1 час в неделю (33 часа в год)

Дата

Кол-во часов

Тема урока

По плану

По факту

Дорожный и школьный   этикет

 

1

Город, поселок, где мы живем.

Мы пришли на урок.

1

Город, поселок, где мы живем.

Опасные места в школе, в поселке

1

Безопасность во всем.

Дорога в школу.

Игры на переменах

1

Мы пешеходы. Законопослушный пешеход.

1

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром

1

Правила ДД. Внимательный и вежливый.

1

Дорожная разметка. Пешеходный переход.

1

Этикет на дороге.

Правила общения

1

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

10-11

2

Мои товарищи: вежливое отношение к сверстникам

12-13

2

Мой учитель

14-16

3

Моя семья

О  трудолюбии

17

1

Что помогает учиться лучше? (старательность)

18-19

2

Как мы трудимся в школе и дома

20-21

2

Бережливость: каждой вещи свое место

22

1

Береги свои школьные вещи

23

1

Порядок в портфеле

Культура внешнего вида

24-25

2

Основные правила Мойдодыра

26-27

2

Каждой вещи свое место

Внешкольный этикет

28-30

3

Правила поведения на улице

31

1

Правила поведения в транспорте

32

1

«Спасибо» и «Пожалуйста»

33

1

Здравствуй, лето!

ИТОГО:

33часа


6. Используемая литература:

   1.   Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

   2.  Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

    3.   Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.

    4.   Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.  Необходимость нрав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс

Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 2 класс

Актуальность Необходимость нравственного образования в школе начинается с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Этика: азбука добра" разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом требо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра" 3 класс

Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания...